Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рейтингирование субъектов рф по уровню инновационного развития
Рейтинг инновационного развития, представляющий собой результат ранжирования регионов в порядке убывания значений РРИИ за 2014 г., отображен в табл. 2.1. Регионы распределены на основе кластерного анализа по четырем группам исходя из величины интегрального показателя (рис. 2.1). Анализ полученных результатов позволил выявить ряд особенностей. Существенные изменения затронули первую группу. По сравнению с 2013 г. она сократилась с четырех регионов до трех из-за снижения позиции Калужской области на два пункта. При этом внутри группы произошло важное перемещение: Москва, сохранявшая лидирующие позиции по РРИИ с 2008 г., в 2014 г. уступила первенство Республике Татарстан и перешла на второе место. Наибольшие изменения по числу охватываемых субъектов Российской Федерации затронули вторую (расширение с 24 до 29 регионов) и четвертую (сокращение с 15 до 11) группы. Число регионов третьей группы осталось прежним (40). Практически не изменился уровень дифференциации субъектов Российской Федерации по РРИИ, исчисляемый как отношение значений РРИИ для лидирующего в рейтинге региона и региона, его замыкающего: в 2013 г. он составлял 3.48 раза, в 2014 г. – 3.53. Как и в предшествующие периоды, отмечается меньший уровень дифференциации по итоговому индексу по сравнению с субиндексами, что вызвано, по всей вероятности, «сглаживанием» величины РРИИ по ряду регионов, когда отставание по отдельным факторам инновационного развития компенсируется преимуществами по другим. Еще одна тенденция последних лет, которая наблюдалась и в 2014 г., – ощутимо более слабая дифференциация регионов по ИСЭУ (4.87) и ИНТП (3.35) в сравнении с ИИД (16.31) и ИКИП (7.11). По нашему мнению, эта закономерность связана с тем, что социально-экономические условия инновационной деятельности и научно-технический потенциал региона во многом объясняются активностью федеральных органов исполнительной власти (через реализацию государственных и федеральных целевых программ, управление государственным имуществом, финансирование образовательных и научных организаций, деятельность компаний с государственным участием и пр.), в основе политики которых лежит принцип выравнивания условий и возможностей в регионах с акцентом на социальные обязательства государства. В то же время параметры инновационной деятельности предприятий и качество инновационной политики, осуществляемой региональными органами власти, по большей части определяются исходя из ресурсов, приоритетов и управленческих навыков самих региональных акторов. По-прежнему актуален вывод о том, что сокращение мер стимулирования инновационных процессов в регионах со стороны федерального центра приведет к усилению дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их инновационного развития. Регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, демонстрируя в этом отношении существенное разнообразие. В большинстве случаев высокие значения по одним блокам сочетаются с низкими – по другим, либо наблюдаются значительные отклонения по одному или нескольким субиндексам в сравнении с величиной РРИИ. В результате итоговый индекс становится усредненной, сглаженной оценкой, в какой-то мере уравновешивающей разные составляющие инновационного развития, но вместе с тем – их скрывающей. В связи с этим важно дополнять данные по РРИИ информацией по субиндексам: ИСЭУ, ИНТП, ИИД, ИКИП. Рассмотрим первую и вторую группы регионов по величине РРИИ подробнее. Среди 32 регионов, вошедших в первую и вторую группы, лишь в Москве (2-е место), Томской области (7-е) и Красноярском крае (12-е) равномерно развиты все четыре тематических блока. При этом данные регионы сохранили на прежнем уровне (Красноярский край) или даже понизили (Москва – на один пункт, Томская область – на два) свои позиции по РРИИ в сравнении с 2013 г. Таким образом, по-прежнему не подтверждается гипотеза о наличии связи между сбалансированностью различных аспектов инновационного развития регионов и их рейтинговым успехом. В 18 из 32 регионов один из отмеченных блоков развит существенно менее других, в 10 – сразу два; в одном регионе (Ульяновская область) отставание отмечается по трем блокам из четырех: ИСЭУ (–11 пунктов от позиции в РРИИ), ИИД (–34), ИКИП (–23). Чаще всего резервом дальнейшего развития инноваций служит научно-технический потенциал (республики Татарстан, Мордовия и Чувашия, Алтайский, Ставропольский и Хабаровский края, Белгородская, Курская, Липецкая, Пензенская и Тамбовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). На втором месте по степени влияния на итоговые позиции в рейтинге – инновационная деятельность (Ставропольский край, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Московская, Новосибирская, Тверская, Тюменская и Ульяновская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) и качество инновационной политики (Республика Башкортостан, Пермский край, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Сверд- ловская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Санкт-Петербург). Девять регионов характеризуются недостаточно развитыми социально-экономическими условиями инновационной деятельности. Это республики Мордовия и Чувашия, Алтайский край, Волгоградская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Тверская и Ульяновская области. Причем, несмотря на относительно благоприятные социально-экономические условия в регионах первых двух групп по уровню РРИИ, отставание по ИСЭУ оказывается наиболее чувствительным. Все девять названных регионов имеют и другие «пробелы» в своих инновационных системах. Как и в 2013 г., чаще всего слабые относительно РРИИ позиции по ИСЭУ сочетаются с отставанием по ИНТП (республики Мордовия и Чувашия, Алтайский край, Курская, Липецкая и Тамбовская области). Примечательно, что в ряде случаев разрыв между рангом по РРИИ и рангами по субиндексам оказывается чрезвычайно велик. Крайне низкие значения рангов по субиндексам по сравнению с РРИИ получены для 13 регионов второй группы (республики Мордовия и Чувашия, Алтайский, Пермский и Хабаровский края, Волгоградская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Тамбовская, Тверская, Ульяновская и Ярославская области) и трех регионов третьей (Республика Саха (Якутия), Кировская и Магаданская области). Значительное превышение рангов по субиндексам относительно сводного показателя выявлено в 13 регионах третьей группы (республики Адыгея, Алтай, Северная Осетия – Алания, Тыва, Удмуртия и Хакасия, Приморский край, Архангельская, Брянская, Новгородская, Омская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) и четырех регионах четвертой (Чеченская Республика, Калининградская область, Ненецкий и Чукотский автономные округа). Наличие резервов в развитии инноваций в более сильных регионах (в основном это социально-экономические условия и собственно инновационная деятельность) и преимуществ регионов, занимающих более низкие позиции в рейтинге, по социально-экономическим условиям инновационной деятельности требует более пристального изучения с точки зрения поиска путей ускорения инновационного развития субъектов Российской Федерации. Неизменность позиции в рейтинге за 2013–2014 гг. продемонстрировали семь субъектов Российской Федерации: Красноярский край, Астраханская, Брянская, Вологодская, Ивановская, Орловская и Самарская области. Помимо них еще 34 региона могут быть отнесены к категории относительно устойчивых по уровню инновационного развития: за год их позиции в рейтинге изменились не более чем на три пункта. Стабильные и относительно стабильные регионы превалируют в первой и четвертой группах по величине РРИИ (100 и 82% от общего числа регионов соответственно). Состав второй и третьей групп, где доли стабильных регионов составляют соответственно 55 и 33%, гораздо более волатилен.
Анализ особенностей инновационного развития девяти регионов, позиции которых в рейтинге РРИИ за период 2013–2014 гг. выросли на шесть–девять пунктов, свидетельствует о практически равной значимости субиндексов с точки зрения их вклада в динамику интегрального индекса. Так, фактором, обеспечившим рост, для четырех регионов стал научно-технический потенциал (Республика Бурятия, Пермский край, Кировская и Липецкая области), для другой четверки – инновационная активность (Удмуртская Республика, Хабаровский край, Кемеровская и Кировская области). Повышение качества инновационной политики помогло подняться в рейтинге трем регионам (Республике Саха (Якутия), Кемеровской и Липецкой областям), для двух регионов (Удмуртской Республики и Владимирской области) более значимым оказалось улучшение социально-экономических условий инновационной деятельности. При этом равномерным ростом всех факторов инновационной деятельности характеризуется только один регион – Удмуртская Республика (третья группа по рангу РРИИ), который демонстрирует при этом активное продвижение по РРИИ (+7). Другой пример – Республика Саха (Якутия): видимый подъем в итоговом рейтинге (+7 позиций) сопровождался значительным прогрессом в качестве инновационной политики (+22), однако по остальным субиндексам динамика оказалась отрицательной (ИСЭУ – –1, ИНТП – –8, ИИД – –9). Соответственно, можно сделать вывод о том, что быстрый рост в равной степени может быть обеспечен за счет любого фактора инновационного развития.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.008 с.) |