Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и проведение а-та на начальной стадии.
Начальная стадия а-рской проверки
Планирование а-та. Программа проведения а-торской проверки
3.1. Подготовка а-торской проверки и планирование а-та А-торская проверка – достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры а-та. А-торская организация и индивидуальный а-тор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей а-та; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью. От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет а-тор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д. Нормативное регулирование этапа планирования а-та установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) а-торской деятельности № 3 «Планирование а-та», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему а-торских процедур. Целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия. Перед а-тором, приступающим к а-торской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации, т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку. Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции а-торской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо а-торский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) – предмет соответствующего внутрифирменного а-торского стандарта. Стандарт №3 «Планирование а-та» содержит минимальные требования к планированию а-та. В нем не установлен четкий порядок планирования а-торской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования а-та, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки а-торской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед а-торами на этапе планирования, а-торским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование а-та» и определить в нем порядок действий а-тора: от момента получения заявки на проведение а-торской проверки до выдачи а-торского заключения. Планирование а-та – это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения а-торских процедур.
При планировании а-та можно использовать следующие основные принципы: 1) комплексность. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур; 2) непрерывность. Принцип непрерывности выражается в установлении группе а-торов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам); 3) оптимальность. Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы а-та. Опыт а-торских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании а-та. Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующиезадачи: - сбор ифм-и о потенциальном клиенте, в частностио его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии; - оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и а-торского риска; - выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы); - формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости. Основными документами, составляемыми при планировании а-торской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении а-та, договор на проведение а-та, общий план и общая программа а-та. Результаты процесса планирования оформляются в двух документах:плане а-та и программе а-та. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор. Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности: 1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование); 2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);
3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта; 4) оценка составляющих а-торского риска; 5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки); 6) выявление значимых для а-та областей учета (областей с повышенным внутренним риском); 7) формирование стратегии а-та (выбор вида, объемов и последовательности проведения а-торских процедур); 8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы а-та). В ходе первогоэтапа (предварительного изучения экономического субъекта) а-тор оценивает возможность проведения а-та, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Предполагается, что ифм-я, полученная а-тором в ходе этапа предварительного планирования, позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость). Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются подготовительными к проведению собственно проверки. На этапе предварительного планирования а-тор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить а-торскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения а-та. В процессе переговоров а-тор получает согласие клиента на предоставление ифм-и, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей влияние на составление финансовой отчетности. А-тору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов а-торских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум ифм-и об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или а-тором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в а-торской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет а-тору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск а-тора. Получение ифм-и о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает а-тору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. На основании полученной ифм-и а-тор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования а-та производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости а-торских услуг, определение существенных условий договора на проведение а-та. При оценке стоимости а-торской проверки а-торы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом а-тор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение а-та. Письмо-обязательство содержит условия а-торской проверки, обязательства а-торской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится а-т. В свою очередь клиент должен послать а-тору письмо-предложение с просьбой оказать а-торские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения а-торской проверки подписать письмо о проведении а-та. Затем оформляется договор на проведение а-торской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности. Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск а-тора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию а-та отказ от заключения договора со стороны клиента или а-тора может повлечь за собой значительные убытки со стороны а-торской организации. Заключив договор с клиентом, а-тор приступает к следующим этапам планирования. Перед составлением общего плана и программы проверки а-тор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также а-торский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. А-тор рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и а-торским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень а-торского риска, и наоборот. Обратная зависимость между а-торским риском и существенностью учитывается а-тором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения а-та. А-тор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа: 1. Общее знакомство с системой внутреннего контроля. 2. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля. 3. Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля. А-торской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта а-торская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля. При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля а-торская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: ¨ высокая; ¨ средняя; ¨ низкая. А-торские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые. Разработка программы и общего плана а-торской проверки также производится с учетом показателей а-торского риска и допустимой ошибки (уровня существенности). А-тору необходимо составить и документально оформить общий план а-та, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения а-торской проверки. Общий план а-та должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы а-та. Вместе с тем форма и содержание общего плана а-та могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых а-тором. Для повышения эффективности а-та и координации а-торских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана а-та, как и весь план в целом, определенные а-торские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица. При разработке общего плана а-та а-тору необходимо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: · общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; · особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего а-та; · общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: - учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; - влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; - планы использования в ходе а-торской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; в) риск и существенность, в том числе: - ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для а-та; - установление уровней существенности для а-та; - возможность (в том числе на основе а-та прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; - выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: - относительную важность различных разделов учета для проведения а-та; - влияние на а-т наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; - существование подразделения внутреннего а-та аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего а-та; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: - привлечение других а-торских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; - привлечение экспертов; - количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: - возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; - обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; - особенности договора об оказании а-торских услуг и требования законодательства; - срок работы сотрудников а-тора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; - форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) а-торской деятельности и условиями конкретного а-торского задания. А-тору необходимо составить и документально оформить программу а-та, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных а-торских процедур, необходимых для осуществления общего плана а-та. Программа а-та является набором инструкций для а-тора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу а-та также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей а-та и время, запланированное на различные области или процедуры а-та. Общий план а-та и программа а-та должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе а-та. Планирование а-тором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения а-торского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения а-торских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу а-та должны быть документально зафиксированы. Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана а-та охватывает такие позиции, как: ▪ учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.); ▪ учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения); ▪ основные средства; нематериальные активы; производственные запасы; ▪ расчеты по оплате труда; затраты на производство; ▪ готовая продукция, товары и реализация; ▪ денежные средства; расчеты; ▪ финансовые результаты и использование прибыли; ▪ капитал и резервы; кредиты и финансирование; ▪ учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность. Разработка программы проведения а-та включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана а-та. Программа является развитием общего плана а-та и представляет собой детальный перечень а-торских процедур, необходимых для практической реализации плана а-та. Она служит подробной инструкцией ассистентам а-тора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей а-торской организации и а-торской группы. А-тору следует документально оформить программу а-та, присвоить номер (код) каждой проводимой а-торской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. А-торскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы а-торских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора ифм-и о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств – помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. А-торские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа а-торских процедур по существу представляет собой перечень действий а-тора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу а-тору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу а-та. В зависимости от изменения условий проведения а-та и результатов а-торских процедур программа а-та может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.079 с.) |