Основные области и направления политической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные области и направления политической философии



Политическая философия

1. Основные направления (развития) политической философии

Во-первых, следует различать философию политики и политическую философию. ПФ появилась раньше. ФП формирует полит рефлексию в рамках крупных политических систем. Отсюда появляются учёные, рассуждающие только о политике (Руссо, Миль, Макиавелли). Объект ФП – это глубинные основания политической жизни. Факт существования ФП определяет степень интенсивности вовлечения философии в политику (в Др.Греции изучение политики вне текстов было невозможно).

Политическая философия – 1) область теоретического знания, которая находится на стыке философских и политических наук; 2) вузовская дисциплина, в задачи которой входит подготовка специалистов в различных областях гуманитарного знания с углубленным изучением политических идей;

Объект политической философии во многом совпадает с другими политическими науками, каждая из которых открывает различные аспекты феномена власти, господства и подчинения.

К основным функциям политической философии можно отнести следующие:

  • Критико-аналитическая функция предполагает осмысление на философском уровне происходящих в обществе политических процессов; изучение фундаментальных основ политики; исследование универсальных законов и принципов политики и власти, их институциональных и символических форм, человеческого измерения политики, философского смысла основных концепций политических отношений, структур власти, этических и ценностных аспектов политики, ее нравственного содержания. В качестве центральной задачи политической философии рассматривается определение взаимных отношений власти и общества, создание, по выражению Д. С. Милля, "двойной узды", сдерживающей и государство, и народ.
  • Прогностическо-рекомендательная функция - формулирование альтернативных целей политического развития в каждой конкретной исторической ситуации.
  • Теоретико-метрологическая функция - обеспечение формирования новых политических теорий как основы законотворчества, конституционного и демократического процессов.
  • Просветительско-воспитательная функция - содействие подъему политического сознания и политической культуры общества, а также распространение научных представлений о путях и методах будущих преобразований.

Политико-деловой цикл

Огромное число научных исследований, посвященных изучению различных, имеющих отношение к политической сфере циклов, дают возможность предвидеть воздействие возможных колебаний в экономической и социальной сферах на политические процессы, в частности, на предвыборную кампанию.

В 1975 году вышла публикация Нордхауза, в которой предложена была модель монетарного политико-делового цикла, а уже в 1978 году Э.Тафтом была опубликована работа в которой эта проблема нашла свое дальнейшее продолжение.

Если избирательные кампании по времени совпадают с социально-экономическим спадом, то шансы на победу у партии власти минимальны. В предвыборные периоды политики манипулируют экономическими инструментами, добиваясь наилучших социально-экономических показателей непосредственно перед голосованием. Пытаясь «купить» голоса избирателей, правящая группа основные экономические и социальные издержки от таких манипуляций сдвигает на послевыборный период. Используя административный ресурс, власть воздействует на экономику, проводя ряд реформ, в том числе и в социальной сфере, и согласовывая их со временем предвыборных кампаний. Так формируется политико-деловой цикл. В соответствии с электоральным циклом конкретной страны период политико-делового цикла составляет 4-5 лет.

Политико-деловой цикл – периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.

Механизм действия политико-делового цикла следующий: первые годы своего правления правительство проводит непопулярные реформы, которые могут снизить реальный уровень жизни населения, накапливает ресурсы (в основном финансовые), с тем, чтобы перед выборами пустить их в дело, добиваясь улучшения хотя бы одного показателя темпов экономического роста (безработицы, инфляции). При этом абсолютное значение данного показателя за весь период нахождения этого правительства у власти может снизиться. Считается, что «избиратели чувствительны не столько к абсолютным размерам экономических показателей, сколько к их изменению. Так, отрицательное воздействие в большей степени производит не относительно устойчивый высокий уровень безработицы, а его увеличение в год перевыборов; не медленные темпы роста, а их торможение, то есть то, что общественное мнение трактует как ухудшение экономической ситуации. Выбрав определенные приоритеты в экономическом урегулировании, правительство широко пропагандирует свои достижения, всячески убеждая электорат в своей способности эффективно управлять экономикой.)1.

Более того, часто правительство использует следующий прием: если нет оснований для надежды на реальное улучшение экономических и социальных показаний, то в начале или, максимум, в середине политико-делового цикла проводятся реформы, резко ухудшающие положение населения, после чего происходит постепенное естественное выравнивание ситуации, воспринимающееся обществом как улучшение, связанное с проводимой политикой.

Теория политико-делового цикла свидетельствует, что в борьбе за власть представители политической элиты нередко пренебрегают общественными интересами. Отечественные и западные ученые делают выводы на основе материала, полученного в Западной Европе, США и отмечают, что снижение налогов и инфляции, ведущее к быстрому росту доходов на душу, приходится на предвыборный год2. Однако экономики развитых стран институционально хорошо отрегулированы, бюджет прозрачен, поэтому возможности использования эффекта политико-делового цикла ограничены. Другое дело страны с переходной экономикой. Здесь использование власти накануне выборов имеет значительную свободу маневра, а использование бюджетных средств крайне непрозрачно, что усиливает политические и социальные риски, связанные с политико-деловым циклом.

Это период естественного выравнивания экономических показателей. Обвал экономических показателей, инициированный властью, впоследствии сменяется естественным выравниванием и приближением к реальным показателям. Однако, правительству тем самым удается добиться психологического эффекта: общественное мнение воспринимает это как результат правильно выбранной стратегии экономических преобразований, проводимых в

Проблема ускорения времени

Бег исторического времени неравномерен по фазам циклов. Он то замедляется во времена кризисов и депрессий, то ускоряется во время революционных перемен. Иногда одного случайного события бывает достаточно, чтобы траектория движения круто изменилась (в рамках веера альтернатив).

Исторический маятник, в отличие от метронома или часов, то замедляет, то ускоряет свое движение. Соответственно, циклическое время может быть то сжатым, спрессованным, то растянутым, тягучим. Установлена закономерность ускорения темпов исторического прогресса, сокращения длительности жизненного цикла каждой последующей цивилизации по сравнению с предыдущей. В истории действует закон ускорения времени.

Этот закон действует в сфере производства информации. Каждый год количество информации удваивается, человек вынужден постоянно анализировать, воспринимать что-то новое и отказываться от уже устоявшихся представлений. Объем информации, событий, обрушивающийся на человека, столь огромен, что требует от него постоянной адаптации к новым условиям проживания.

Время спрессовывается, сжимается, и количество мегабайтов информации увеличивается каждую минуту. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени, что имеет непосредственное отношение и к циклически-волновой теории. Продолжительность циклов и длина волн постоянно сокращаются, и многие теории требуют своего переосмысления с точки зрения временных параметров. Исследования подтвердили, что сокращаются периоды мирового господства, экономические и технологические циклы.

Уплотнение исторического времени - явление неизбежное в современном мире, и этот процесс будет постоянно усиливаться. Увеличение информационных потоков, активное развитие новых технологий, необходимость новых источников сырья и рынков сбыта способствует активизации процессов очередного передела мирового пространства и экономической модернизации, и чем более интенсифицируются коммуникационные связи и технологические процессы, тем более мощным детонатором политических процессов они выступают. Мировые процессы с каждым годом ускоряются и усложняются, что требует формирования новых приемов и методов анализа, а также моделирования различных сценариев развития.

Известно, что для проведения экономической реформы достаточно нескольких лет, политической реформы – нескольких месяцев, а для изменения общественного сознания требуется смена нескольких поколений. Медленнее всего течет время глубинных социокультурных процессов, связанных с архетипами национального сознания. Стратегия эффективного развития предполагает необходимость учитывая социокультурных факторов, в том числе отношения культуры к новациям и традициям, что зависит от заложенного временного кода. Так, культуры ориентированные на прошлое, не в состоянии адаптироваться к потоку новаций, и вместо ожидаемого эффекта можно получить усиление кризиса, а иногда и распад социума. Учитывание скорости социальных и политических процессов и координация временных потоков является необходимым условием политической деятельности. Поэтому, Задача хронополитики -временная координация политических, социокультурных и экономических процессов.

Хронополитика – направление в политической философии, все в большей степени воздействующее на формирование политических стратегий. Однако она требует как дальнейшего развития и формирования методологических принципов исследования, так и уточнения содержания своего понятийно-категориального аппарата, что позволит ей более эффективно воздействовать на сферу политики.

Теория волн демократизации

Другим примером циклически-волновой теории являются волны демократизации, исследованные С. Хантингтоном. Речь идет о циклах, включающих в себя «повышательные» и «понижательные» волны, сопровождающиеся «откатом» демократизации. Первый такой цикл, согласно С. Хантингтону, состоял из «повышательной волны» 1828-1926 гг. и «отката» 1922-1942 гг., второй – из «повышательной волны» 1943-1962 гг. и «отката» 1958-1975 гг., третий цикл открыла «повышательная волна», нараставшая с 1974 г. и идущая сегодня на спад. Выявленные им закономерности отражают развитие политических систем в Европе, Америке, Азии и Африке.

Волны демократизации образуют циклы эволюционного усложнения, поскольку, несмотря на «откаты», политические системы никогда не возвращаются в исходное состояние, а качественно и необратимо меняются. Претерпевают качественное изменение как сам характер демократии, так и представления о ее сущности, благодаря чему международная политическая система получает новые импульсы и новые направления развития. Но это не линейный и не сугубо поступательный процесс: он включает как фазу экстенсивного развития, когда политические институты возникают и утверждаются в новых государствах и регионах, так и фазу их качественного преобразования.

Можно сказать, что волнообразность и цикличность политического развития – не случайность, не отклонение от «нормы», а закономерный результат жизнедеятельности политической системы. Необходимо подчеркнуть, что циклы политического развития не бывают жесткими, фатально детерминирующими эволюцию политических институтов и процессов. Никакая циклически-волновая схема развития, исключающая альтернативность, не может быть плодотворной, если она не учитывает поливариантности различных воздействий на систему, и среди них такой фактор, как социокультурные особенности.

стране.

А. (Подражание)

Процесс обучения крайне важен, экспериментально доказано что животные, росшие в одиночестве, не имеют большинства навыков необходимых для выживания вплоть до нарушений в половом поведении. Подражание старшим сородичам в этом смысле играет важнейшую роль так как не только обучает добычи пищи, но и формирует модель социального поведения.

В стаях резусов существуют «площадки для молодника» где контроль старших особей незначителен, это помогает молодым обезьянам более активно копировать поведение старших.

Подражание может связано с иерархией, когда группе шимпанзе потребовалось решить задачу (изготовить орудие труда для добычи фруктов из специального ящика) и молодая смышлёная особь справилась раньше остальных, её примеру последовали только после того как вожак стаи не научился у неё решению задачи и не продемонстрировал его остальным.

 

Выводы:

 

- Животные подражают более высокоранговому индивиду;

- Успешное обучение возможно только в группе;

- Склонность к повышенному уровню исследовательской деятельности демонстрируют низкоранговые животные.

- Реализовать исследовательские способности низкоранговых животных возможно лишь в эгалитарных и социальных структурах гибкого типа;

- В большинстве социальных групп существуют «площадки для молодника»;

- Группы с низким уровнем внутригрупповой агрессии демонстрируют большую конкурентоспособность в освоении новой среды обитания.

 

Б. (Внушение)

Внушение единственный механизм передачи информации доступный в виду эволюционного разрыва только людям, тем не менее внушение основывается на тех же принципах что и подражание, на что указывают эксперименты Стэнли Милграма целью которых было выяснение воздействия авторитетных приказаний.

Эксперимент с наказанием испытуемым «учителем» (подсадного) «ученика» током с шагом в 15 В. показал, что, не смотря на стоны и крики «ученика» до 450 В. дошли 60% испытуемых (испытуемым говорили, что проводится эксперимент по стимуляции памяти током, за ошибки в заучивании пар слов должно было следовать наказание, по приказу Милграма «учитель» должен был повышать силу удара током). Чем ниже был статус испытуемых по сравнению со статусом экспериментатора, тем более послушными они были. И соответственно, чем ниже был интеллектуальный уровень испытуемых, тем более внушаемы они были.

 

Ещё одно объяснение феномена: свойство подчинятся человеку, который обладает более высоким статусом, связано с возможностью «снятия с себя ответственности за свои поступки. (пример: третий рейх, вермахт).

Этноцентризм в культуре.

Этноцентризм – присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве эталона.

Показатели:

- Восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как неестественных и «неправильных»;

- Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

- Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

- Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы и враждовать с членами других групп.

 

Занимательность.

Информация должна привлекать внимание, но не побуждать серьезно мыслить; политическая борьба подается подобно спортивному зрелищу.

Политический язык. Содержание, структура, функции

Особенность политического языка заключается в многообразии его форм: от повседневного разговорного языка массы, отражающего отношение к власти, властным структурам и политическим процессам, до языка исследователя; от языка философии до языка публичных выступлений.

Многообразие различных форм политического языка вызывает необходимость их классификации. Условно можно представить следующие составляющие политического языка:

– язык политических научных теорий и методологии исследования;

– язык политической публицистики;

– язык политической мифологии;

– язык политических символов и ритуалов;

– язык административных документов и нормативов;

– язык дипломатических отношений;

– язык политических действий.

Возможно выделить следующие функции политического языка:

· познавательная,

· коммуникативная,

· функция передачи опыта

· суггестивная.

Рассмотрим составляющие политического языка. Значительную роль в его функционировании играет рациональная составляющая – научные теории и методология исследования политического, посредством которых происходит не только передача накопленного и научно осмысленного политического опыта, но и разработка инструментального аппарата изучения, прогнозирования и моделирования политического.

Политический язык, познавая и отражая политическое, является важнейшим средством общения и передачи политического опыта, а также воздействует на политическое сознание, формируя политические установки и ценности. Однако, политические ценности и установки только тогда приобретают силу, когда коррелируются с глубинными архетипами, представляющими собой политическое бессознательное. Механизмом, осуществляющим диалектическое взаимодействие языковых форм и политического бессознательного, является политическая мифология, формирующая и активизирующая архетипы.

Рассматривая современную политическую мифологию, можно выделить следующие ее черты: политический миф носит искусственный характер и для своего поддержания нуждается в постоянных дополнительных усилиях (например, тиражирование СМИ); политический миф всегда живет в конкретном историческом времени и связан с конкретными историческими событиями – он идеологичен; политический миф часто имеет конкретных авторов, преследующих вполне определенные цели (например, победить в избирательной кампании); политический миф – средство суггестивного (внушающего) воздействия на массовое сознание. Суггестивные особенности современной политической мифологии можно представить как арсенал средств и приемов направленного психологического воздействия на политические установки личности.

Среди социальных символов, регулировавших поведение индивидов в группе на ранних стадиях развития общества, особо следует выделить ритуал. Система ритуалов внедрена в самые глубинные пласты человеческой психики и будучи символической моделью, ритуал не регламентируется юридическими нормами. Но ритуал как обычай, по Тернеру, – это нечто большее, чем собственно символ. Ритуал можно рассматривать как средство перевода символики в некое состояние, когда она могла бы активно воздействовать на социум. Иначе говоря, символы и традиции воспроизводятся и поддерживаются именно благодаря ритуалам.

В связи с этим при создании политического мифа важно обеспечить наличие соответствующих символов. Отметим некоторые конкретные виды политической символики:

– языковая символика – слова политической речи, которые могут обладать определенным символическим значением;

– графическая символика – некоторые визуальные символы, знаки или образные конструкции, насыщенные разнообразными смысловыми оттенками, яркие и выразительные, часто очень древние;

– художественно-изобразительная символика представлена символами изобразительного искусства: плакат, картина с политическим содержанием, карикатура;

– символика знаков и отличий – это система смыслоразличительных знаков власти, рангов политической иерархии, достоинства государства, государственной принадлежности (флаг, герб, значок);

– географическая символика – ставшие символами названия определенных географических пунктов (например, Уолл-стрит входит в символику Америки, а Красная площадь – России), а также города, улицы, площади и другие географические объекты, названные именами героев политических событий, носителей власти, политической идеи;

– архитектурная символика – некоторые скульптурные и мемориальные сооружения, выступающие как символ политической власти (памятники, монументы);

– музыкальная символика – музыкальные произведения, связанные с какими-либо историческими или политическими событиями (гимн государства, революционные песни, песни военных лет).

Каждый новый символ должен обладать информацией, соответствующей тому историческому моменту, в который он рожден. Но одновременно с этим смысл, заложенный в новом символе, должен эмоционально воздействовать на чувства каждого человека и порождать общественно полезные ассоциации, только тогда соблюдается, по выражению Д. Лихачева, «экология культуры» как сохранение старого от забвения.

Старые символы, несущие в себе отфильтрованные столетиями подлинно гуманистические ценности, должны служить новым мифологическим системам. При этом претендующий на историческую перспективу новый символ обязан отражать потребности не отдельно взятой личности, а поколения. Символы как часть языка могут быть восприняты при условии, что они понятны широким кругам населения.

Важной составляющей политического языка является – язык административных документов и нормативов. Существуют определенные требования, предъявляемые к административному языку, и среди них – точность и однозначность в прочтении терминов. Нормативные документы, которыми руководствуются административные и управленческие структуры, не допускают свободного прочтения, ибо это чревато серьезными последствиями.

Еще одно составляющей политического языка, обеспечивающей способы взаимосвязи государства с внешним миром является язык дипломатических отношений.

Следующей составляющей является язык политических действий. Политический процесс это совокупность политических действий, которое представляет собой поведение индивида, социальной группы, класса в рамках политической системы. Видами политических действий является война, революция, реформа, восстание, бунт, мятеж, путч. Другими видами политических действий является политическая кампания – действия ориентированные на достижение определенных целей – перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т.д.; митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Следующими видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных лидеров и т.д.

Политический язык постоянно развивается, отражая социально-политические реалии и воздействуя на них. В нем проявляются не только историческая эпоха и национальные особенности, но и социально-классовая принадлежность и идеологические предпочтения. Дальнейшее исследование политического языка позволит более полно и объективно представить не только политическое бытие в целом, но и его восприятие различными социальными группами и политическими субъектами.

24. Особенности политической этики

Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура, носящими ярко выраженный идеологический характер. Вместе с тем отношения между ними сложны и неоднозначны.

Дело в том, что в развитом гражданском обществе, характеризующемся законодательно закрепленными демократическими правами и свободами, политическая культура граждан может быть и не востребованной и не входить в «набор» гражданственных моральных ценностей, поскольку интересы граждан относятся, как уже отмечалось, к сфере частной жизни, а политические отношения регулируются «автоматически» правовыми нормами. Не нужна, а иногда опасна и вредна (для гражданина) политическая культура в обществах и государствах с тоталитарными и авторитарными режимами, которые не заинтересованы в гражданской активности и компетентности своих подданных;

Политическая этика – это прежде всего нравственно-нормативный подход к политике. В этическую проблематику политики входят вопросы морального обоснования системы базовых идеологических ценностей общества, формирования социального порядка, отвечающего этим ценностным представлениям, эти­ческие вопросы взаимоотношений социальных групп и движе­ний, отношений общества и личности и т. п. Являясь важным элементом этики гражданственности, политическая этика направлена на создание механизма общественного доверия, обеспечивающего стабильное функционирование социальной системы и препятствующего возникновению противоречий, способных разрушать систему изнутри.

Политическая этика ориентирована на:

- ограждение человека от государственного деспотизма и произвола;

- соблюдение принципа предварительного доверия к каждому чле­ну общества (в противоположность подозрительности);

-ограничение карательного насилия;

- защиту свободы мысли;

- поддержку только той.власти, которая признает верховенство закона.

Политическая этика должна базироваться на ряде принципов:

  • принцип демократизма предполагает защиту прав и свобод граждан и выражение их интересов в сфере политики;
  • поведенческие правила политической этики носят гуманистический характер и исходят из признания приоритета общечеловечеловеческих ценностей и норм;
  • морально допустимыми являются политические поступки и акций, выражающие волю большинства и учитывающие интересы меньшинства граждан;
  • важнейшим требованием выступает соблюдение и проявление толерантности к инакомыслию;
  • признается верховенство закона и исключительно законная (легитимная) борьба за завоевание и удержание власти;
  • предполагается делегирование власти снизу вверх, ее разделение и самоограничение;
  • идеологическими ценностями современной политической этики выступают патриотизм и интернационализм.

Сущность футурологии

С развитием футурологии возникает потребность подробного ее определения. Так, например, немецкий социолог К. Штейнбух пришел к выводу, что футурология – это целая отрасль научной деятельности, «которая дает нам информацию о предстоящих технические и общественные ситуации». Р. Юнгк считал, «что исследования, которые ставят целью изучения будущего, можно признать научными только тогда, когда они подвергают сомнению свой предмет, определяют свои границы и предлагают только гипотезы о развитии будущего». Более конкретное определение футурологии дает Г. Шишкоф. «Футурология, - пишет он, - это дисциплина, которая должна формировать будущее, а также определять влияние всех факторов человеческой деятельности».

О.Флехтхайм определил футурологии «как чистую науку прогнозов и проектов, теорию программ и планов, а также философию... будущего». В работе «Почему футурология?» О.Флехтхайм отметил, что когда мы говорим о футурологии, то это не значит, что ее следует понимать только как стремление к координации наук. Развивая эту мысль, ученый различает понятия «чистая футурология» и «практическая футурология». Первая – занимается накоплением, составлением и координацией разного рода прогнозов и проекций; другая – программированием и планированием. Практическая футурология, по мнению Флехтхайма, включает в себя и философские аспекты, это, в основном, критика идеологии.

Функции футурологии

Футурология возникла как результат большого количества исследований специальных дисциплин. Основной ее функцией сначала было определение экономического развития, прогнозирования результатов реформ в экономике. Так, например, один из немецких футурологов, работник фирмы «Фольксваген» В.Хольсте так определил функции футурологии: «Промышленность ждет от футурологических исследований таких результатов, которые могут быть использованы в экономике».

Немного шире формулируют функции футурологии Кан и А.Винер. По мнению этих социологов, эти функции должны быть следующими:

а) формировать в сознании работников приоритет общечеловеческих чувств относительно классовых;

б) предусматривать, как будет идти процесс вхождения представителей рабочего класса в структуры власти;

в) раскрывать тенденции бесперспективности социалистической теории и практики.

 

Анализируя работы западноевропейских социологов, которые подвержены футурологии, можно заметить две тенденции:

а) попытки дать общее видение будущего развития человечества как в целом, так и каждого общества в частности;

б) попытки указать на опасные процессы в развитии общества сегодня, завтра, в будущем.

Задача футурологии.

В работах футурологов (например, О. Флехтхайма) определяются актуальные задачи, стоящие перед футурологией:

- Исключение войны из жизни человечества и утверждения мира на Земле;

- Борьба с голодом и бедностью;

- Стабилизация демографической ситуации;

- Борьба с угнетением человека;

- Содействие демократизации государства и общества;

- Борьба с хищнической эксплуатацией природы;

- Охрана природы и человека;

- Создание нового, творческого типа.

Методы прогнозирования.

Экстраполяции – перенесение опыта предшествующих поколений на ближайшее будущее.

Историческая аналогия – использование исторического опыта для внедрения инноваций.

Сценарий будущего – образное представление будущего.

Компьютерное моделирование.

Экспертные оценки (напр. «методом дельфийского оракула», или «методом Дельфи»). Он предусматривает сложную процедуру получения и математической обработки ответов. На ее основе ученые выдвигают прогнозы на десятки лет вперед, касающиеся научно-технического и социального прогресса, военно-политических и иных проблем. Но в какой степени надежны составленные подобным образом предвидения? Прогнозы строятся на исследовании и объективном знании объекта с учетом субъективных взглядов. При этом большую роль играет интуиция. Безусловно, в таких случаях прогнозы иногда оказываются ошибочными.

Обычно «метод Дельфи» позволяет выявить преобладающее суждение опрашиваемых по избранному кругу проблем. Он особенно пригоден при составлении краткосрочных прогнозов, предсказании локальных событий, т.е. в сравнительно простых случаях. Но использование метода экспертных оценок в любом его варианте для долгосрочного, комплексного и тем более глобального социального предвидения повышает надежность прогнозов.

Недостатки: он громоздок, так как много времени уходит на каждый цикл получения ответов экспертов, дающих довольно большой объем информации. Кроме того, поскольку метод основан на интуиции и субъективных взглядах опрашиваемых, качество оценки прямо зависит от квалификации экспертов.

 

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

 

Особое значение в социальном прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.

 

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

- восприятие социальных процессов как объективной реальности;

- использование целостного, системного подхода к исследованию;

- исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.

 

Политическая философия

1. Основные направления (развития) политической философии

Во-первых, следует различать философию политики и политическую философию. ПФ появилась раньше. ФП формирует полит рефлексию в рамках крупных политических систем. Отсюда появляются учёные, рассуждающие только о политике (Руссо, Миль, Макиавелли). Объект ФП – это глубинные основания политической жизни. Факт существования ФП определяет степень интенсивности вовлечения философии в политику (в Др.Греции изучение политики вне текстов было невозможно).

Политическая философия – 1) область теоретического знания, которая находится на стыке философских и политических наук; 2) вузовская дисциплина, в задачи которой входит подготовка специалистов в различных областях гуманитарного знания с углубленным изучением политических идей;

Объект политической философии во многом совпадает с другими политическими науками, каждая из которых открывает различные аспекты феномена власти, господства и подчинения.

К основным функциям политической философии можно отнести следующие:

  • Критико-аналитическая функция предполагает осмысление на философском уровне происходящих в обществе политических процессов; изучение фундаментальных основ политики; исследование универсальных законов и принципов политики и власти, их институциональных и символических форм, человеческого измерения политики, философского смысла основных концепций политических отношений, структур власти, этических и ценностных аспектов политики, ее нравственного содержания. В качестве центральной задачи политической философии рассматривается определение взаимных отношений власти и общества, создание, по выражению Д. С. Милля, "двойной узды", сдерживающей и государство, и народ.
  • Прогностическо-рекомендательная функция - формулирование альтернативных целей политического развития в каждой конкретной исторической ситуации.
  • Теоретико-метрологическая функция - обеспечение формирования новых политических теорий как основы законотворчества, конституционного и демократического процессов.
  • Просветительско-воспитательная функция - содействие подъему политического сознания и политической культуры общества, а также распространение научных представлений о путях и методах будущих преобразований.

Основные области и направления политической философии

В современной политической философии в целом можно выделить четыре основных направления исследований:

политическая онтология (учение о политическом бытии) изучает общие объективные основания политики, формирует картину мира политического, рассматривает проблемы бытия политической власти;

включающее следующие ключевые тематические разделы:

1) политическое пространство и политическое время,

2) политическая жизнь,

3) политический процесс (закономерности, случайности, конфигурации, паттерны, стадиальность, альтернативность, стохастичность),

4) взаимосвязь с другими сферами социальной онтологии (право, мораль, экономика, культура и др.).

• политическая антропология (учение о человеке политическом) исследует творческие возможности человека политического, проблемы политической социализации, ценностные мотивации и вопросы политической идентичности;

политическая праксиология (теория политического действия) выявляет структуру и функции политического действия, возможности и границы политических преобразований, динамику и мотивации политических действий;

политическая эпистемология (постижение мира политики) изучает особенности познания политической реальности, специфику объяснения и понимания, рационального и иррационального в политике.

Таким образом, политическая философия призвана дать целостное видение современного политического процесса в ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.091 с.)