Политическое манипулирование. Понятие политического манипулирования, основные методы и приемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое манипулирование. Понятие политического манипулирования, основные методы и приемы.



Манипулирование в Большом оксфордском словаре трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами».

Под манипулированием человеком в большинстве случаев следует понимать своеобразное психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а, следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

Признаки манипулятивного воздействия:
• направлено не на сознание, а на подсознательную сферу;
• методом воздействия является не убеждение, которое возможно лишь на рациональной основе, а «внедрение» реакции на событие или объект;
• определяющий фактор воздействия — не сообщаемая информация, а характер ее подачи;
• протекает незаметно для тех, на кого направлено. Существует два направления в изучении и оценке технологий манипулирования и использования их в политике.

 

1. Апологетическое направление. Сторонники этого подхода анализируют манипулирование как неизбежный, необходимый способ управления сознанием и поведением масс в условиях современного общества и стремятся оправдать его.

 

2. Социально-критическое направление. Его представители считают, что манипулирование — это «тихое» и незаметное насилие, которое осуществляется над личностью. Однако даже представители этого подхода предпочитают не обсуждать некоторые вопросы, например такие: в чьих интересах осуществляется манипулирование? Какие социальные субъекты подвергаются этой специфической форме воздействия, а какие защищены от нее? Кто выступает заказчиком и направляет процесс?

Цель манипулирования — формирование обывателя, конформиста и массового потребителя. Его основные социальные функции: а) подчинение человека власти; б) организация населения для действий, необходимых власти и одобряемых ею; в) иллюзорная компенсация реально не удовлетворяемых потребностей в политическом участии и др.

Средства массовой коммуникации выступают основной силой, главным каналом манипулирования. Формируется «четвертая власть» — никем не избранная, обществу не подконтрольная и перед обществом не отчитывающаяся за результаты своей деятельности.

Главная задача политического манипулирования — создание политических стереотипов и имиджей.

Стереотип — упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. В более широком смысле под стереотипом понимается традиционный, привычный образ мыслей, восприятия и действий.

Сознательно сформированные средствами массовой информации политические стереотипы выступают основой ориентации различных социальных субъектов в сфере политики.

Политический имидж — образ политического субъекта или политического события, созданный искусственно с целью получения необходимой манипулятору поведенческой реакции.

 

Методологические направления в манипулировании.

Иррациональное направление опирается на приоритет чувственного восприятия над рациональным (общество подавляет личность, но молодым свойственны максимализм, резкость оценок, обостренное восприятие несправедливости, возбудимость, повышенная самооценка).

Стереотипное направление базируется на формировании устойчивых и крайне упрощенных представлений об окружающем мире (молодых отличает склонность к «черно-белому» мышлению, следование принципу «или — или», консервативное обучение вырабатывает привычку к классификации).

Акселеративное направление опирается на потребность в интенсивной информации вследствие ускорения развития (обеспечивается интенсивный и разнообразный поток информации, который физически невозможно освоить интеллектуально, формируется псевдоинформированность).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.005 с.)