Организационные формы участия общественных формирований в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы участия общественных формирований в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.



Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.

Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;

Внештатный сотрудник полиции - гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству

Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.

Организационные формы участия населения в охране общественного порядка достаточно разнообразны. В последнее время в ряде научных ра­бот было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности. Например, функцио­нальный, при котором формы взаимодействия населения с правоохрани­тельными органами распределялись на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способ­ствует (дознавательской, следственной и т.д.). Такая классификация охва­тывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной класси­фикации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в право­охранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник поли­ции, например, может способствовать исполнению как дознавательской, так и следственной, оперативно-розыскной функциям.

Согласно Закону Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспе­чении правопорядка в Санкт-Петербурге» участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивиду­альным.

Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении право­порядка являются:

1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;

2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе догово­ра, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел в поряд­ке, устанавливаемом действующим законодательством.

Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка осу­ществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим зако­нодательством. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях». В обеспечении правопорядка не могут участ­вовать политические общественные объединения.

В свою очередь, на основании принципов организации деятельности общественных объединений, последние можно разделить на две большие группы:

1) общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

2) общественные объединения, чья деятельность не имеет выражен­ной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.

При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам - как традиционному и, в свое вре­мя, наиболее распространенному виду общественных объединений право­охранительной направленности.

Народная дружина - это добровольное самоуправляемое некоммер­ческое общественное объединение, созданное на основе свободного воле­изъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обще­ственных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими норма­тивными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.

Народные дружины создаются по решению органов местного само­управления и действуют в соответствии с правовыми актами органов вла­сти субъектов Российской Федерации, а также положением о народной дружине. Как правило, эти положения утверждают органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, а общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Народная дружина:

1)участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений;

2) проводит профилак­тическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) участвует в мероприятиях по обеспечению безопас­ности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

4) оказывает помощь пограничным войскам и охране государственной границы РФ;

5) участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водое­мах и в местах массового отдыха населения города;

6) оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрез­вычайных ситуаций техногенного и природного характера;

7) организует общественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса;

8) обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок;

9) обобщает и анализирует статистические данные и информа­цию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их па рассмотрение органов власти и управления.

Народные дружинники привлекаются к охране общественного по­рядка по следующим направлениям работы отдельных подразделений по­лиции:

совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы территори­альных ОВД на маршрутах патрулирования, приближенных к местам мас­сового скопления граждан;

- при дежурных частях территориальных ОВД (для обеспечения сви­детельской базы и выполнения оперативных поручений дежурного по ОВД);

- при проведении культурно-массовых, религиозных и спортивных городских, окружных, районных мероприятий;

совместно с участковыми уполномоченными полиции территори­альных ОВД (оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в жилом секторе во время приема граждан, в проверке припаркованного бесхозного автотранспорта, при отработке закрепленного участка и по­квартирном обходе);

- совместно с сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (оказывают помощь сотруд­никам ПДН при поквартирном обходе подучетных неблагополучных се­мей, проводят профилактические беседы с «трудными» подростками в школах);

- при проведении специальных оперативно-профилактических ме­роприятий;

- совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД (несут дежурство на стационарных постах-пикетах, в экипажах ДПС, при осуществление пропускного режима и расстановки автотранспорта при проведении массовых и спортивных мероприятий).

Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятель­ность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транс­порте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т.д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и разли­чаются только за счет специфики направленности деятельности этих об­щественных объединений.

Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятни­ков и т.д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций ока­зывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.

К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности - общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть, различ­ные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учрежде­ниях - родительские и т.д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаи­модействие перечисленных видов общественных объединений с право­охранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.

Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно клас­сифицировать по предложенной схеме. К ним относятся разного рода ко­миссии, которые нельзя назвать общественными объединениями, по­скольку их членами являются не только граждане, но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т.д. Имеются в виду административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности - объединения ка­зачества. Это не общественное, а социально-этническое объединение (об­разование), члены которого могут привлекаться к следующим видам пра­воохранительной деятельности:

- участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, но гражданской и территориальной обороне, в природоохранных меро­приятиях;

- участие в охране общественного порядка, обеспечении экологиче­ской и пожарной безопасности, охране Государственной границы Россий­ской Федерации, борьбе с терроризмом;

- иной деятельности на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами ис­полнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Казачьи наряды участвуют в охране фермерских хозяйств, предпри­ятий торговли, учебных заведений, организовано взаимодействие с при­родоохранной и экологической службой. Положительные результаты ра­боты казачества отмечены в Краснодарском, Ставропольском краях, Во­ронежской, Оренбургской, Пермской, Ростовский, Самарской, Саратов­ской, Свердловской областях.

Еще одна форма участия общественности в охране правопорядка это возможное привлечение представителей различных политических партий и движений. Например, в молодежном движении «Наши» создано и функ­ционирует целое направление - «Молодежная народная дружина».

Большое внимание органами внутренних дел уделяется привлече­нию молодежи для охраны порядка. Так, во всех вузах города Томска со­зданы и действуют оперативные студенческие отряды по. охране обще­ственного порядка, которые осуществляют работу по поддержанию уста­новленного режима в учебно-лабораторных корпусах и общежитиях, со­блюдению правил внутреннего распорядка. Совместно с участковыми уполномоченными полиции они участвуют в проведении рейдов и опера­тивно-профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка. В свою очередь, руководством высших учебных заведений для членов студенческих оперативных отрядов предоставляются определен­ные льготы в общежитиях на период обучения, бесплатный проезд на го­родском муниципальном транспорте. В Железнодорожном районе Орла вместе с сотрудниками полиции улицы района патрулируют воспитанники спортивной школы «Орел-Карат», а его руководитель Олег Кошелев - сам активный дружинник, член оперативного штаба ДНД района.

Таким образом, в последние годы активно возрождаются обще­ственные объединения и иные формирования в различных формах оказы­вающие содействие органам внутренних дел и активно участвующие в обеспечении правопорядка. Сейчас в России существует уже 37,6 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности, кото­рые насчитывают в своих рядах около 328 тысяч человек. К таким объ­единениям, в том числе, относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерче­ских и других организациях (независимо от форм их собственности), об­щественные инспекции по предупреждению правонарушений несовер­шеннолетних, различные добровольные объединения по охране обще­ственного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содей­ствия полиции и самообороны, и многие другие. Участие граждан в борь­бе с правонарушениями укрепляет силы полиции, расширяет возможности в выполнении стоящих перед ней задач и создает реальные предпосылки для эффективной профилактики правонарушений. Многообразие же форм содействия граждан органам внутренних дел можно объяснить, в том чис­ле, и отсутствием единого правового акта, призванного урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка.

Анализ разнообразных форм участия граждан в охране общественного порядка показывает, что эти формы развиваются в двух основных направле­ниях:

1) расширение деятельность массовых общественных и самодеятель­ных организаций по охране общественного порядка (ДИД и др.);

2) участие граждан в качестве внештатных сотрудников различных служб (ПДН, ГИБДД, УУП и др.) полиции по борьбе с правонарушениями.

Одним из главных вопросов остается отсутствие финансирования и других социальных льгот, предоставляемых дружинникам. Если раньше, в советские времена, активистам-дружинникам предоставлялись дни к от­пуску, бесплатный проезд на общественном транспорте, то право бесплат­ного проезда не имеет сегодня даже сотрудник полиции. И в большей сво­ей массе работа по привлечению общественности к обеспечению правопо­рядка проводится, исходя из убеждения граждан, что полиции надо помо­гать, что только вместе, сообща, можно добиться улучшения криминоген­ной обстановки. Сегодня необходимо активнее возобновлять старые, а с учетом сегодняшнего времени - создавать новые формы и методы участия общественности в охране правопорядка. Необходимо проводить широко разъяснительную работу с руководителями предприятий и организаций независимо от форм собственности, с населением по созданию добро­вольных объединений правоохранительной направленности, стимулиро­ванию их работы.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 5385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.022 с.)