Понятие законности в деятельности полиции и способы ее обеспечения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие законности в деятельности полиции и способы ее обеспечения.



Законность относится к числу сложных политических и юридиче­ских явлений и в общественной жизни она выступает как важнейший кон­ституционный принцип, как метод государственного руководства обще­ством и как необходимый элемент демократии.

Как многоаспектное и многоплановое явление законность исследу­ется и интерпретируется с разных точек зрения:

- как непосредственно соблюдение и исполнение нормативно­правовых актов всеми субъектами права;

- как принцип или требование, состоящее в соблюдении нормативно-правовых актов теми, к кому они обращены;

- как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

- как идея права, выраженная в законах государства;

- как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов.

Законность является одним из доминирующих принципов деятель­ности органов полиции. Анализ законности в административной деятель­ности органов внутренних дел следует проводить исходя из характера тех отношений, которые складываются при осуществлении внешней админи­стративной деятельности между полицией и должностными лицами, гражданами, а также в процессе внутриорганизационной деятельности между подразделениями, службами, руководителями и подчиненными.

Сущность законности в деятельности ОВД (полиции) - соблюдение Конституции Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение законов Российской Федерации и подзаконных актов или, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников органов внутренних дел (полиции) административно-правовым, уголовным и уголовно-процессуальным нормам.

Принцип законности касается, прежде всего, актов ведомственного нормотворчества МВД. Чтобы такие акты считались законными, при их под­готовке необходимо соблюдение определенных требований: верховенство Конституции и законов РФ, единство и непротиворечивость системы норма­тивно-правовых актов в МВД; издание актов уполномоченными органами в рамках их компетенции; соблюдение установленного порядка издания и внешней формы актов; обязательная государственная регистрация и офици­альное опубликование нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Важной характеристикой, отличающей полицию от других государ­ственных органов, является наличие широких полномочий в вопросах применений мер принуждения, что бывает сопряжено с ограничением от­дельных прав и свобод личности, сужением ее индивидуальной свободы. Лишь строгое следование закону позволяет констатировать правомерность действий сотрудников полиции. Использование сотрудниками полиции тех или иных методов (принуждения или убеждения), применения ору­жия, физической силы и специальных средств неразрывно связано с тре­бованием законности. Так, применение оружия, ставящее под угрозу жизнь и здоровье человека, выводит это требование на высший правовой и нравственный уровень.

Законность должна соблюдаться и при вынесении правовых актов сотрудниками полиции. Речь идет о законности наложения администра­тивных наказаний, задержания граждан, законности вынесения разреши­тельных (на управление транспортом, приобретение оружия), регистраци­онных (регистрация транспорта, оружия) и некоторых других актов.

Ст. 6 ФЗ «О полиции» закрепляет, что «полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого- либо к совершению противоправных действий. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении слу­жебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую це­лесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения выше­стоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства».

Проблема законности в деятельности ОВД актуальна еще и тем, что сотрудники полиции действуют от лица государства. Нарушения закона последними имеют характер чрезвычайных, подрывают авторитет закона и государственной власти. В обеспечении законности важную роль играет служебная дисциплина в органах внутренних дел.

Статья 47 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» определяет ее как соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой со­трудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинар­ным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполни­тельной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями пря­мых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В процессе обеспечения законности в деятельности полиции выде­ляют систему гарантий, которые представляют собой сложный механизм, в структуре которого выделяются общие гарантии законности (экономи­ческие, политические и духовные) и специальные юридические гарантии.

Структура общих гарантий законности традиционная. К экономиче­ским гарантиям относится: высокий уровень материально-технического обеспечения деятельности различных подразделений полиции и достаточ­ное для достойной жизни денежное содержание сотрудников полиции. Среди политических важнейшую роль играет’ демократизм государства в сочетании с жесткой политикой в области борьбы с преступностью, осо­бенно такими ее проявлениями как коррупция, протекционизм. Среди ду­ховных гарантий законности выделяются высокий уровень нравственно­сти, правовой культуры и правового сознания сотрудников полиции. Вы­сокая профессиональная правовая культура работников полиции, в свою очередь, характеризуется следующими основными критериями: глубоким знанием действующего законодательства в особенности прав и свобод че­ловека и гражданина; позитивными правовыми чувствами, когда сотруд­ник полиции воспринимает требования закона с внутренней убежденно­стью в его необходимости; умением толковать и применять нормы права на практике.

Способы обеспечения законности в администра­тивной деятельности органов внутренних дел:

1.Осуществление контроля;

2. Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции;

3. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов внут­ренних дел (полиции).

Контроль представляет собой деятельность по проверке фактическо­го положения дел на подконтрольном объекте, обнаружении недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

Контроль может быть:

1). общим и специальным

2). внешним и внутренним

3). предварительным, текущим и последующим.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

а) государственный контроль, который можно в свою очередь под­разделить на контроль, проводимый:

- органами законодательной и исполнительной власти;

- судебными органами;

- внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами.

б) общественный контроль.

Организационными формами контроля со стороны представитель­ных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел могут быть:

- согласование с вышестоящими начальниками (министрами, начальниками ГУ МВД, У МВД) вопросов по кандидатурам начальников органов при назначении их на должность;

- обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутрен­них дел, участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несо­вершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

- личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел и др.

Значительными контрольными функциями деятельности органов ис­полнительной власти обладают Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. В частности, полномоч­ный представитель имеет право:

- запрашивать и получать необходимые материалы от органов госу­дарственной власти, находящихся в пределах соответствующего феде­рального органа, и от должностных лиц (органов внутренних дел);

- направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для участия в совещании МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВД по итогам работы за полугодие, год);

- организовывать в пределах своей компетенции проверки исполне­ния указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

- направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, руководителей организаций, находящихся в пределах федерально­го округа, и их должностных лиц жалобы и обращения граждан;

- вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных ор­ганов и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

- привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников феде­ральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящих­ся в пределах федерального округа.

Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями материалов (дел) об адми­нистративных правонарушениях: о мелком хулиганстве; злостном непо­виновении законному распоряжению или требованию сотрудника поли­ции; о нарушении правил административного надзора за лицами, в отно­шении которых установлен такой надзор и другие дела.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также связанных с ними жалоб граждан суд вправе:

- оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;

- изменить постановление должностного лица органа внутренних дел, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

- отменить постановление и прекратить дело при наличии обстоя­тельств, исключающих производство по делу об административном пра­вонарушении, при малозначительности административного правонаруше­ния, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в орган внутренних дел в случае существенного нарушения процессуаль­ных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона

об административном правонарушении, влекущим назначение более стро­гого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жа­лоба на мягкость примененного административного наказания;

- отменить постановление и направить дело на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что по­становление было вынесено неправомочным должностным лицом органа внутренних дел.

Коме того, суд (судья) при выявлении неоднократных нарушений в материалах об административных правонарушениях, поступающих из ор­ганов внутренних дел, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя органа внутренних дел (ст. 226 ГПК РФ).

Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявле­ния граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками органов внутренних дел решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.

Общественный контроль за деятельностью полиции реализуется, прежде всего, на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, за­крепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять инди­видуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.

В ст. 50 ФЗ «О полиции» сказано, что «граждане и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью по­лиции». Кроме того, Общественная палата РФ, общественные наблюда­тельные комиссии и общественные советы так же осуществляют контроль за деятельностью полиции.

Разновидностью общественного контроля следует считать регуляр­ные отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением об­служиваемых участков.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осу­ществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

- посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учре­ждения;

- знакомиться с документами, на основании которых граждане под­вергнуты административному задержанию или заключению под стражу;

- освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых ад­министративному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывать противоречащие закону акты руководителей ор­ганов внутренних дел,

- обращаться в суд о признании таких актов недействительными;

- вносить представления об устранении нарушений закона и требо­вать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в те­чение одного месяца;

- объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;

- выносить мотивированные постановления о возбуждении произ­водства об административных правонарушениях.

Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции как неотъемлемое право граждан закреплено в Конституции Российской Феде­рации (ст. 46), в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об об жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» и других правовых актах. Так, в соответствии со статьей 53 Федераль­ного закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции» «дей­ствия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного или муниципального органа, обще­ственного объединения, религиозной или иной организации, могут быть об­жалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд».

Однако сотрудник полиции не несет ответственности за причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании и пресече­нии возможности совершения им новых преступлений, если иными сред­ствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Следует отметить, что производство по делам о жалобах на неправо­мерные действия сотрудников полиции ведется в органах внутренних дел в соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 6692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.023 с.)