Посредничество психолога в решении конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посредничество психолога в решении конфликта



Психологи­ческое посредничество — это психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе. Сущность метода — это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая способствует смягчению их противостояния и возникновению согласия.Если в традиционных подходах терапевтической и консультационной работы психолог инициирует диалог человека с самим собой и другими людьми, то при посредничестве он организует диалог между людьми в конкретной конфликтной ситуации в прямом контакте со всеми участниками конфликта, непосредственной работой с ними.

В семейной терапии наиболее распространенным в настоящее время являет­ся поведенческий подход. Типичная схема работы включает несколько этапов: 1) заявление проблемы супругами в терминах поведе­ния; 2) высказывание ими своих чувств; 3) попытка решения супругами своих проблем с помощью предложения вариантов, отбор наиболее приемлемых вариантов с последующим обсуждением, поиск соглашения, отвечающего ряду критериев.

С. Минухин описывает три возможных подхода к семейной терапии: 1) чтобы изменить целое, нужно добиться индивидуальных изменений у каждого члена семьи. 2) исправление конкретных дис­функциональных аспектов семьи. 3) целостные изменения в семейной системе, ее организации. При этом могут использоваться разные стратегии:

1. «Вызов симптому» - из­менить или переформулировать представление семьи о проблеме.

2. «Вызов струк­туре семьи» — изменить сложившиеся стандарты и стереотипы взаи­модействия, привычные схемы отно­шений, функции отдельных членов семьи с целью усиления ее приспособительного потенциала.

3. «Вызов семейной реальности» — «переконструирование» за счет изменения восприятия системы семейных отношений и взаимодействий ее членами.

Для достижения целей терапевт использует разнообразные приемы. И нсценировка, включает три этапа: 1) Т наблюдает спонтанные взаимодействия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выделить. 2) Т со­здает сценарии, по которым члены семьи взаимодействуют в привычной для себя манере в его присутствии. 3) Т предлагает альтернативные способы взаимодействия, которые могут обозначить перспективы и вселить в семью надежду. Так в ходе сеанса Т побуждает членов семьи справляться с проблемами при помощи непривычных для них способов взаимодействия, поддерживает их успешные действия и надежду на позитивные изменения.

Н. Пезешкиан для преодоления межличностных конф­ликтов предлагает стратегию, включающую пять стадий: 1) наблюдение / дистанци­рование, предполагающее отказ от критики и стереотипных оценок; 2) инвентариза­ция, направленная на оценку негативных и позитивных способностей партнера, ха­рактерных или желательных для самого пациента; 3) ситуативное поощрение как подкрепление «правильного» поведение партнера; 4) вербализация — использование соответствующих конструктивных правил для обсуждения проблем с партнером; 5) расширение целей, направленное на выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных возможностей и без переноса негативного опыта.

Таким образом, в рамках терапевтических подходов (особенно семейной терапии) развиваются идеи и формы работы, которые, в сущности, имеют своей целью измене­ние сложившихся форм отношений людей, осознание и прояснение того, что игнори­руется или подавляется ими, и переход на новый, более подлинный уровень взаимо­действия, который может быть обозначен как диалогическое общение.

 

Принципы психологического посредничества

1. Ситуационный подход предполагает возможность изменения ситуации за счет модификации тех или иных ее базисных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участвующих в данной ситуации людей. Семейный те­рапевт выдвигает требование: «Помогите измениться другому, изменив свои отношения с ним». (С. Минухин, Ч. Фишман)

2. Принцип «здесь-и-теперь». Мы не можем изменить прошлое человека или вынудить его взять на себя ответственность post factum, но можно использовать ту воз­можность, которую нам предоставляет приход клиента с просьбой о вмеша­тельстве в его жизненную ситуацию. Мы долж­ны попытаться исключить из его привычного репертуара неэффективные способы отношения к проблеме и помочь ему «переопределить» ситуацию — новые правила, по которым он будет строить свои отношения с людьми.

3. посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта;

4. посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений;

5. посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к
договоренностям;

6. посредник обеспечивает защищенность участников переговоров;

7. посредник несет ответственность за процесс, но не за характер принимаемых
решений.

Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания

1. Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом — это не­желание сторон разрешать его.

2. Использование «силовых» методов и привычка быть судьей.

3. Оценка каждой из сторон своей позиции как более «правильной», обоснованной, справедливой.

4. Подмена поиска решения борьбой за свои интересы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.005 с.)