Что такое коммуникация? Два подхода к коммуникации. Зачем необходимо изучать теорию коммуникации? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое коммуникация? Два подхода к коммуникации. Зачем необходимо изучать теорию коммуникации?



Происхождение коммуникативной деятельности.

Наивные и научные взгляды на коммуникацию и язык.

Типология элементов коммуникации.

Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы – так уж устроено человеческое познание. Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т. п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара). Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках, от греч. σήμα, σημείον ‘знак’). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т. п.). Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.

Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального языка (в основном, в структурной лингвистике). Этот аппарат заимствуется многими другими общественными науками для описания сфер своих интересов. В структурной лингвистике выделяются собственно знаки и составляющие их фигуры, например, фонемы как составные элементы словесных знаков. Кроме того, обнаруживается, что знаки одного уровня языкаявляются составляющими частями знаков более высокого уровня: фонемы различают звуковые оболочки морфем, морфемы – слов и т. д.

Формы коммуникации

Рассмотрим типологию форм и средств коммуникации.

Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т. п. отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания. Коммуникационные средства объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика). Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета – слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т. п.

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации связаны с их природой или технологическими ограничениями. Так, слова преходящи: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству, это даже приводит иногда к управленческим проблемам (захламленность старыми документами).

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Существует миф о том, что все ‘мультики’ – несерьезны, рекламные ролики – не являются высокохудожественными, хотя это не связано с их природой (есть примеры обратного). Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т. п.

 

Типология культур.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР (греч. typos — отпечаток, форма, образец, и logos — наука, учение, cultura — возделывание, воспитание) —
классификация культур на основе целого ряда показателей, которые представляются наиболее значимыми для их характеристики.
Основания классификации:
1) диахронические расчленения, соотнесённые с мировым историческим процессом, и синхронические (пространственные) структуры, выражающие внутреннее богатство культуры, позволяющие выделить материальную и духовную культуру;
2) дифференциация по принципу вероисповедания (христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский типы культуры); расовому и этническому признакам; социальному основанию (культура каст, сословий, классов); типу поселения (городская, сельская, поселковая культура) и др.;
3) по социобиологическим признакам (мужское и женское начало): матриархат и патриархат как структурообразующие факторы традиционных культур; культура этапов жизненного цикла человека (детская, молодёжная, пожилого возраста);
4) по историческим периодам — культура каменного, бронзового и железного веков (по археологической периодизации), культура периода великих цивилизаций древности — культура периода осевых цивилизаций (по критерию «осевого времени» К. Ясперса); культура докапиталистических обществ — культура капитализма (в формационной теории К. Маркса; культура рабовладельческого строя — культура феодализма — культура капитализма — культура социализма (в историческом материализме); культура традиционного общества — культура современного общества (в различных теориях «модернизации»).

 

Коммуникативная мимикрия.

Рассмотрим также типологию коммуникативной мимикрии, приведённую В.Б. Кашкиным. Он выделяет три типа мимикрии в коммуникации:

1. Мимикрия участников коммуникации (авторская мимикрия): коммуникант выдает себя за кого-то другого. Данный тип является наиболее общим явлением, явлением общекоммуникативного уровня, выступая на уровне коммуникативной ситуации.

2. Мимикрия функций коммуникации (функциональная мимикрия): основная цель скрывается под другой. Такая мимикрия выступает на уровне отдельных фраз и фрагментов текста, являющихся маркерами (или псевдомаркерами) коммуникативных функций. В реальном дискурсе первые два типа мимикрии могут выступать одновременно.

3. Мимикрия элементов коммуникации: выбирается непрямое выражение идеи (эвфемизмы, риторические вопросы и др.). Это чаще всего связано с микроуровнем, уровнем состава текста, отдельных его элементов (4).

Стоит также обратиться к разграничению понятия «коммуникативная мимикрия» и таких близких к нему понятий, как «ложь», «обман», «неискренность». На наш взгляд, можно считать справедливым разграничение понятий «ложь» и «обман», приводимое Н.Н. Панченко. По её мнению, обман является более широкой категорией в сравнении с ложью, ибо помимо собственно говорения, произнесения неправды, т.е. речевого акта, обман подразумевает и действие, т.е. поведенческий акт, а также успешность реализуемого замысла, «коннотирует успех». По отношению к понятию «неискренность» семантическое пространство понятия «обман» представляется шире, поскольку включает в себя неискренность в качестве обязательного компонента. С другой стороны, являясь необходимым условием обмана и стимулируя его, неискренность должна, казалось бы, программировать результат – введение реципиента в заблуждение. Но неискренность не всегда обманна, т.е. не обязательно предполагает успешную реализацию цели. Неискренняя демонстрация эмоций может декодироваться реципиентом/наблюдателем благодаря кинетическим, фонационно-просодическим, а также психосоматическим индикаторам, свидетельствующим о рассогласовании между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешней презентацией. Таким образом, в объем понятия "ложь" неизменно должно включаться понятие "неискренность", а понятия "обман" и "неискренность" представляются в виде двух пересекающихся объектов, где область наложения есть неискренность, вводящая в заблуждение (7).

Если говорить о коммуникативной мимикрии, необходимо признать, что она может включать в себя использование заведомо ложных высказываний. При этом «мимикрирующий» коммуникант не просто лжет, он как бы маскируется, играет определенную роль, выбирает определенную манеру поведения, а порой и создаёт особый имидж. Ложь может содержаться в отдельном высказывании, в ходе мимикрии же дискурс словно пронизан ложью, в то время как отдельные высказывания могут быть не ложными. От обмана, так же, как ложь и неискренность, коммуникативная мимикрия отличается тем, что может быть как успешной, так и безрезультатной. Неискренность, как и в случае с ложью, видится нам одним из условий, одной из характерных черт коммуникативной мимикрии. Что касается речевой мимикрии, понимаемой нами как разновидность подстройки к собеседнику, она, как нам представляется, вовсе необязательно сочетается с неискренностью и тем более ложью.

Необходимо также отметить, что коммуникативная мимикрия, особенно авторская и функциональная, часто сопровождается манипуляцией. По мнению Е.Л. Доценко, манипуляция – это вид психологического воздействия, исполнение которого ведет к скрытому возникновению у другого человека намерений, не совпадающих с существующими желаниями (3).

Социальная реальность

В приведенной модели массовой коммуникации направление стрелок может быть изменено и на обратное. Обратная связь в массовых процессах осуществляется как явными средствами (выступления рядовых членов организации на митингах и собраниях, письма в редакции, интерактивный теле- или радиоэфир), так и неявно (исследование общественного мнения через опросы – opinion polls, анализ слухов и анекдотов, прослушивание разговоров и просмотр частной электронной переписки).

Технические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) и собственно технические средства (почта, телефон, телефакс, модем). Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность:используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособление отправителя и получателей. Поскольку и выбор каналов, и приспособление осуществляются под влиянием общества и групп получателей, иногда говорят: СМИ – это мы сами.

Особенность массовой коммуникации, как указывает У.Эко, в том, что есть общего в разных способах коммуникации (газета, кино, телевидение или комикс). Как и М.Мак-Люэн (The medium is the message), итальянский исследователь отмечает, что индустриализация средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки, но и сам смысл сообщения, то есть, тот блок значений, который задумал передать автор, независимо от способов распространения. Массовая коммуникация, согласно У.Эко, появляется в то время, когда имеется

· общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;

· каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

· группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Фактически, массовая коммуникация – это условный термин: ‘все’ не общаются, на деле происходит общение между социальными группами, укрепляющее или расшатывающее существующую общественную структуру. Видимо, именно эта функция (объединения, социоцентрическая) и должна признаваться главной в массовой коммуникации. В то же время, по традиции, иерархию функции массовой коммуникации начинают с информационной. Так, Г.Лассвелл выделяет информационную (обозрение окружающего мира), регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь) и культурологическую функции (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению). Ряд исследователей добавляют развлекательную функцию. В.П.Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации: функция политического контроля; функция опосредованного духовного контроля; культурологическая функция.

Глобализация массовой коммуникации, предсказанная М.Мак-Люэном, в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время, те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.

Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии: тактильно-кинесическая у высших приматов, устно-вербальная у первобытных народов, письменно-вербальная на заре цивилизации, печатно-вербальная после изобретения книги и многоканальная, начинающаяся в современный момент.

 

Что такое коммуникация? Два подхода к коммуникации. Зачем необходимо изучать теорию коммуникации?

Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово ‘обмен’ в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем-то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share).

В современной теории коммуникации существует несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, они разделяются на две группы: технократические и интеракционные. Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной.

В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия.

Во-вторых, в рамках интеракционных теорий, которые развиваются в социологии, психологии, культурологи, ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию - ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Этот спор имеет давние корни и отражает проблему места и роли человека в обществе, соотношения объективного и субъективного в поведении людей.

К числу технократических теорий относят: теорию информационного общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях.

Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму.

Бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, где последний выступает лишь в качестве объекта реагирующего на воспринимаемую информацию.

При альтернативном понимании сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В этом и состоит суть интеракционного подхода, который был сформулирован Т.Ньюкомбом в 1953 г.

В целом суть интеракционного подхода состоит в следующем:

1)субъекты коммуникации равноправны и связаны взаимными ожиданиями и установками, а также общим интересом к предмету общения;

2)коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений;

3)эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.

Таким образом, такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.

В социологии и социальной психологии, например, значительное влияние на теорию коммуникации оказал символический интеракционизм. С точки зрения этой теории коммуникация – это не пассивная реакция (как у бихевиористов), а субъективная осмысленность и направленность на других (другого).

Теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

Лингвистические подходы к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка.

2. Междисциплинарные связи теории коммуникации.

Известно, что в древности науки не делились, было единое общее знание. В современной науке принято деление на отрасли естественно-научного, гуманитарного, технологического знания. И в то же время науки не существуют отдельно друг от друга, заимствуя термины и данные, приемы и методы исследования, идеи и теории. ТК также находится в тесной связи с другими науками. Отметим некоторые из них. Наиболее фундаментальной смежной наукой для ТК является семиотика, общая теория знаковых коммуникативных систем. Знаками являются слова, жесты, позы, одежда, украшения, дорожные знаки, политические или национальные символы и др. Без знаковых систем-посредников общение человека с окружающим миром, с себе подобными и с самим собой невозможно. Семиотика раскрывает принципы знакового поведения человека. Лингвистика может считаться одним из разделов семиотики. Лингвистика изучает вербальную составляющую коммуникативной деятельности. В современной лингвистике наметилась тенденция рассматривать язык не просто как самодостаточную систему знаков «в самой себе и для себя», но и как систему человеческих действий со знаками, соответствующих потребностям и выражающих намерения коммуникантов. Сложился так называемый антропоцентрический подход в противовес системоцентрическому. В научный обиход введено понятие языковой и коммуникативной личности (Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик и др.), модель которой включает три уровня: уровень кода (лексикон, знаки и умение их использовать, вербальный опыт); когнитивный (личностная картина мира, система ценностей, познавательный и социальный опыт) и прагматико-мотивационный (намерения, установки и способности, ситуативный опыт). Коммуникативная личность неоднородна, она может проявляться в разнообразных дискурсах, включать различные роли (или «голоса», в соответствии с идеями М.М. Бахтина), при этом сохраняя свою идентичность. ТМК занимается поведением коммуникативной личности в ситуации языкового и культурного контраста, т.е. в ситуации, когда коммуниканты принадлежат к разным культурам, говорят на разных языках. В ТМК изучаются национальные особенности коммуникативного поведения и их контрасты. Теория перевода – раздел лингвистики, наиболее близкий к ТМК. Раньше даже ставили знак равенства между переводом и межкультурной коммуникацией, сейчас считается, что понятие межкультурной коммуникации намного шире, чем перевод. Отдельные дискурсивные практики и общие модели использования «слова, погруженного в жизнь», изучаются различными направлениями современной теории дискурса (М.Л. Макаров) – раздела лингвистики, или отдельного междисциплинарного учения, также изучающего человеческое общение в контексте социального действия. Для теории коммуникации в целом весьма важны дискурсивные стратегии поведения: каким образом речь связана с жизнью человека (зачем, с какой целью, в каких ситуациях она произносится и воспринимается и т.п.) и общества (представитель, какой социальной группы говорит и с кем, в какой сфере дискурса происходит коммуникативное событие и т.п.). Этнопсихолингвистика изучает, как психология народа отражается в своего рода «картине мира, которую «рисует» язык и другие этнокультурные коммуникативные системы. Коммуникативное поведение представителя той или иной культуры специфично. Выделяется универсальное и специфическое в коммуникации и языке. Культурно-значимые концепты, их вербальное выражение, способы концептуализации действительности средствами языка получили свою интерпретацию и в рамках лингвокультурологии. Социолингвистика показывает – обычно с помощью моделей и экспериментальных исследований, опросов и анкет, – что индивидуальный язык (идиолект) и дискурсивные (коммуникативные) роли зависят от социальной принадлежности индивида. Психология, в частности, говорит о том, что коммуникативное поведение индивида зависит от психологического типа личности, его развития и воспитания. Социология показывает, как различные социальные группы проявляют особенности своих коммуникативных практик, а также различия между культурами в этом плане. Культурология изучает типы культур, в которых действуют коммуникативные личности, а политология – типы политической организации социумов, в которых действуют коммуникативные личности (особенности политического дискурса и коммуникативного поведения участников политического взаимодействия). Философия изучает фундаментальные основы человеческого познания (гносеология или эпистемология), сохранения и передачи этого знания через обобщение и общение (опять же с помощью знаков). Математика также имеет отношение к коммуникативистике. Первая из теорий коммуникации была математической (создана знаменитым математиком Клодом Шенноном). Кибернетика – наука об «управлении в машинных и человеческих системах», как писал отец-основатель этой науки Норберт Винер. Управление же осуществляется посредством коммуникации. Сейчас появился и такой раздел в теории экономического управления, как коммуникативный менеджмент. Биология говорит о том, что многие аспекты коммуникации предопределены строением человеческого тела (хотя бы фонетика вербального языка, жесты, позы, язык танца и т.п.). Истоки принципов человеческого коммуникативного поведения можно найти у наших «братьев меньших», и такой раздел биологии, как этология, изучает прототип человеческой коммуникации в животном мире, коммуникативное поведение животных. Таким образом, теория коммуникации – комплексная наука, впитавшая в себя многовековой и многосторонний опыт изучения человеческого познания, общения и сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.024 с.)