Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика разработки историко-экскурсионных туров
Отдельные технологии разработки туристских маршрутов и экскурсий представлены во многих источниках, но конкретная методика подготовки историко-экскурсионного тура в литературе не освещена. По этой причине мы рассмотрим две отдельно взятые методики и объединим их с учетом специфики историко-экскурсионных туров. Прежде чем определить, что понимается под «историко-экскурсионными турами», необходимо дать толкование самому термину «экскурсия». Приведем несколько определений. Экскурсия (от лат. еxcursio – поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода. Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями, показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т. д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира, связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения; это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не закреплено понятие экскурсии, а только упоминается термин экскурсионных услуг, и то лишь для того, чтобы дать определение базисным понятиям, используемым в туризме, таким, как «тур» или «туристская индустрия». Несмотря на это, в России действует ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №772-ст). В соответствии с этим ГОСТом под экскурсионной услугой понимается туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий. Экскурсантом же является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране.
Итак, экскурсионная услуга предоставляется, как правило, в период от одного часа и до 24 часов. В то же время экскурсионная услуга может предоставляться и по месту жительства экскурсанта. Как и любой другой вид услуг (перевозка, питание, размещение и т. д.), экскурсионная услуга может входить в состав тура, не имея при этом самостоятельного значения. И тогда для определения экскурсионного тура вполне приемлемы понятия, используемые в ГОСТ Р 50690-2000. На практике под экскурсионным туром следует понимать тур, сформированный туроператором и заказанный туристом (экскурсантом) в познавательных целях для получения информации, обогащения внутреннего мира, расширения кругозора и мировоззрения последнего посредством проведения для туриста (экскурсанта) совокупности экскурсий в стране (месте) временного пребывания. В экскурсионном туре, наряду с комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию, туристу (экскурсанту) предоставляются как минимум две экскурсии. Существует разветвленная классификация экскурсий, и каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. На рисунке 6 показано место и разновидности исторических экскурсий в классификации экскурсий по содержанию.
Рисунок 6 – Место и разновидности исторических экскурсий
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: · историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.); · археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
· этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; · военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.); · историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); · экскурсии в исторические музеи. Таким образом, мы можем сформулировать понятие историко-экскурсионных туров. Историко-экскурсионный тур – это путешествие с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, традициями народов другого государства или региона. Историко-экскурсионные туры относятся к познавательному туризму, так как они помогают узнать нечто новое и расширить кругозор. При разработке турпродукта следует соблюдать главный принцип – цель путешествия. При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» и учитывают следующие факторы: · вид туристской услуги; · основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.); · маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.); · перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок); · метод обслуживания туристов; · перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги). Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 580-ст) проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую: · разработку маршрута путешествия; · формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и пр.); · установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем; · формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов; · разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга; · определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута; · установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы); · определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов; · определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации; · разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др. Технология разработки тура включает следующие этапы: 1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей, мотивации, целей).
2. География маршрута. Это этап перспективного планирования тура, включающий в себя выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение), а также определение типа маршрута (линейный, радиальный, кольцевой). 3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами – предприятиями питания, размещения, транспортными компаниями). На этом этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг. В договоре указывают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчётов, юридические адреса сторон, форс-мажор. 4. Информационно-методическое обеспечение тура. Это этап составления необходимой документации для разрабатываемого тура (расписание движения по маршруту, карта-схема маршрута, справочные материалы и т. д.). 5. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция). 6. Продвижение тура на рынок (реклама, презентации, выставки, ознакомительные туры). 7. Этап реализации путевок (формирование агентской цепи). Для того чтобы определить ключевые моменты в формировании конкретно историко-экскурсионных туров, приведем также и этапы формирования экскурсий. Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов: 1) определение цели и задач экскурсии; 2) выбор темы; 3) отбор литературы и составление библиографии; 4) определение источников экскурсионного материала, знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме; 5) отбор и изучение экскурсионных объектов; 6) составление маршрута экскурсии; 7) объезд или обход маршрута; 8) подготовка контрольного текста экскурсии; 9) комплектование "портфеля экскурсовода"; 10) определение методических приемов проведения экскурсии; 11) определение техники ведения экскурсии; 12) составление методической разработки; 13) составление индивидуальных текстов; 14) прием (сдача) экскурсии; 15) утверждение экскурсии. Все перечисленные этапы применимы и для составления историко-экскурсионных туров, так как экскурсионный тур по сути представляет собой продолжительную многодневную экскурсию. Главное отличие разработки экскурсионного тура от разработки обычной экскурсии состоит в прохождении этапа «Составление маршрута», так как на данном этапе разработчикам экскурсионного тура нужно учитывать, помимо объектов экскурсионного показа, объекты размещения и питания, а также транспортные услуги. Это существенно усложняет процесс подготовки экскурсионного продукта.
На рисунке 7 представлены этапы разработки историко-экскурсионных туров, основанные на анализе технологии разработки туристских маршрутов и методики составления экскурсий. Рисунок 7 – Этапы разработки историко-экскурсионных туров
Проанализировав технологию разработки туристских маршрутов и методику составления экскурсий, можно представить методику разработки историко-экскурсионных туров следующим образом. На первом этапе происходит определение цели и выбор темы историко-экскурсионного тура. Каждый экскурсионный тур имеет свою определенную тему. Это то, что положено в его основу, на чем строится показ и рассказ. Тема является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при ее проведении. Второй этап заключается в выборе источников экскурсионного материала, изучении экскурсионных объектов, составлении карточек экскурсионных объектов. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. При изучении экскурсионных объектов используются книги, брошюры, статьи, опубликованные в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. В карточку вносятся основные данные об экскурсионном объекте и прикрепляется фотография. Третий этап – это составление маршрута с выявлением ресурсно-технического обеспечения тура, объезд маршрута, заключение договоров с партнерами, составление карты-схемы. На этом этапе работы уточняются трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора, выбираются средства размещения туристов и пункты общественного питания. В процессе объезда маршрута необходимо провести измерение времени, отводимого на показ объектов, переезд от одного объекта к другому. Это даст возможность уточнить продолжительность экскурсионного тура в целом и, в зависимости от результатов измерения, внести в маршрут необходимые коррективы. Все изменения отражаются на обзорной карте-схеме маршрута.
На четвертом этапе происходит создание информационно-методического обеспечения тура – необходимой технологической документации, сопровождающей историко-экскурсионный тур. Технологическая документация нужна для обеспечения качественной работы экскурсовода, к ней относится: - контрольный текст экскурсии (материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию); - «портфель экскурсовода» (комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии); - методическая разработка (технологическая карта, это итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсионного тура, в ней указываются тема, цель, задачи экскурсионного маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, организационные и методические указания). Также в технологической документации маршрута для более эффективного информирования туристов уточняются условия о размещении (какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душа или ванны в номерах), условия питания (ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания). Помимо этого, сюда относится график движения по маршруту (расписание) и краткое описание самого тура. Вся эта информация предоставляется туристам. Пятый этап – это калькуляция нового экскурсионного тура, его сдача и утверждение. Стоимость путевки рассчитывается путем сложения следующих показателей: транспортные услуги, проживание (стоимость умножается на ночи), питание, зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы), отчисления во внебюджетные фонды (страховые взносы и сбор на страхование от несчастных случаев), накладные расходы. Затем начисляется норма прибыли. Сдача нового экскурсионного тура проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом экскурсий, входящих в экскурсионный тур, и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости нового тура выносится решение о его утверждении. Шестой, заключительный, этап заключается в продвижении нового турпродукта на рынок и в реализации путевок. Инструментами продвижения экскурсионного тура могут быть: − реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи); − стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению – метод поддержки); − связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций отдаются в информационные службы, комитеты); − пресс-конференции и пресс-демонстрации; − иллюстративные рассказы с описанием – имиджевая статья; − презентации; − ознакомительные туры; − выставки, ярмарки, научно-практические конференции; − видеофильмы. На этом же этапе определяются агенты, которые будут реализовывать данный историко-экскурсионный тур. Туристские и экскурсионные услуги, оказываемые исполнителем, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными документами, действующими в Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Оценку и контроль качества исполнения туристских и экскурсионных услуг осуществляют с помощью экспертного и социологического методов. Экспертный метод предполагает проведение оценки деятельности на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов, специалистов отрасли, в том числе руководителей, менеджеров туристских и экскурсионных организаций, а также проверки технологических документов исполнителя туристских и экскурсионных услуг. Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов туристов, Интернет-отзывы) с последующим анализом полученных данных. Прохождение всех этапов разработки историко-экскурсионного тура иначе можно назвать генерацией туристского продукта – процесс отбора и обобщения содержания и свойств компонентов и работ при включении их в пакет туристского обслуживания в соответствии с целевой или тематической направленностью конкретного тура и возможностями их поставщиков или исполнителей. Создание нового туристско-экскурсионного продукта является сложным творческим процессом, который определяется, в первую очередь, экскурсионными возможностями региона.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.039 с.) |