Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика характера⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Характер– это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении и поступках. В переводе с греческого означает: «черта», «печать», «признак». Нервно-физиологическая основа характера: действие второй сигнальной системы. Павлов И.П. отмечал: «В нормально развитом человеке вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения». Зная определенные свойства характера человека, можно предвидеть его поведение. Соотношение темперамента и характера: темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента, в этом смысле, является взаимообусловленным процессом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в глубокой сосредоточенности. Ценные свойства темпераментов: холерического – страстность, активность, энергия; сангвиника – подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика – глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика – спокойствие, отсутствие торопливости. Отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности выражают черты характера. Это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуются его отношения к действительности. Характер проявляется в системе отношений к действительности: в отношении к другим людям – общительность или замкнутость (экстраверсия и интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.; в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность, активность или пассивность, инициативность, исполнительность, предприимчивость, трудолюбие, усердие и пр.; в отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, самообладание или несдержанность, высокомерие или скромность и пр.; в отношении к собственности (вещам, продуктам деятельности) – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобных качеств ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых. При создании типологии человеческих характеров ученые исходили из ряда идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые варианты, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей, в соответствии с этой типологией, может быть разделена на группы. Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся в основном на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками. Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера – это своего рода «заострение» его определенного свойства, которое сказывается на всем поведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков. Охарактеризуем виды акцентуаций.
Акцентуация астеническая – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии. Акцентуация гипертимная – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца. Акцентуация дистимная – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. Акцентуация истероидная, или демонстративная – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие и пр. Акцентуация конформная – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм. Акцентуация лабильная – резкая смена настроения в зависимости от ситуации. Акцентуация неустойчивая – склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность. Акцентуация паранойяльная, или застревающая – повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность. Акцентуация психастеническая – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждению, тенденция к образованию обсессий (это разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций: например, навязчивое мытье рук, страх перед числом 3, т.к. в слове рак три буквы и т.д.). Акцентуация сенситивная – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Акцентуация циклоидная – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом. Акцентуация шизоидная – отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения. Акцентуация эпилептоидная – склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность. Формирование характера осуществляется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания. Врожденными являются черты, связанные с темпераментом. Характер формируется в деятельности: в игре, учебе и труде. Важным называют единство общих требований к детям с индивидуальным подходом к каждому. Формируя личное поведение, педагог воздействует на мотивационную сферу личности. Сильно влияние личного примера учителя и организация личного опыта ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.) |