Т. : криминология как наука и ее предмет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т. : криминология как наука и ее предмет



Выборочные исследования.

К нему прибегают когда сплошное требует слишком больших затрат (времени, кадров и т.д.)

Суть – изучению подвергается не вся совокупность изучаемых явления (генеральная совокупность), а только её часть именуемая выборкой, но полученные результаты распространяются на всю генеральную совокупность.

Положительные стороны:

1. Позволяет получит данные, не отраженные в статистике

2. Требует меньше затрат.

Требования. Для того чтобы выборочное исследование было репрезентативным, распространить на всю ген совокупность оно должно отвечать трем требованиям:

1. Число единиц должно быть достаточно большим, т.к. только при массовом наблюдении можно выявить закономерность

2. Выборка не должна быть предвзятой, т.е. каждая единица ген совокупности должна иметь равные шансы попасть в выборку с другими

3. Выборочная совокупность д.б. микромоделью ген совокупности, т.е. в ней должны быть представлены единицы из всех составных частей ген совокупности.

Недостатком является наличие ошибки репрезентативности (это отклонение результатов выборочного исследования от результатов сплошного исследования). Ошибки выборки м.б. тенденциозными и случайными. Эти ошибки это результат не правильного или преднамеренного отбора исследователем тех или иных показателей. Они возникают, когда исследователь неправильно сформировал выборку. Например6 сознательно отобрал наиболее показательные единицы. Выводы сделанные на основе тенденциозной выборки ошибочны.

Случайные ошибки обусловлены неполнотой исследования, их избежать не возможно, но можно уменьшить увеличив объем выборки. Пределы ошибки м.б разными. Исследование повышенной точности допускают ошибку до 3 %. Обычная точность – 3-10%. Приближенная от 10-20%. Ориентировочное от 20-40%. Прикидочное – более 40 %.

В зависимости от метода выделяют 2 вида выборки:

1. Случайная выборка (вероятностная). Все элементы генеральной совокупности сводятся в единый перечень и из него через равные интервалы (шаг выборки) отбирается нужное кол-во единиц в выборку.

2. Типическая (целенаправленная). Начало ген совокупность разбивается на типические группы по какому-либо признаку, а потом из каждой группы отбирается необходимое кол-во единиц в выборку. Эта выборка м.б. пропорциональной и непропорциональной. Пропорциональность обеспечивается тем, что процент единиц отобранных из каждой группы должен соответствовать проценту, который сама группа составляет в ген совокупности.

Тема: Преступность

1. Понятие и признаки преступности

2. Показатели, характеризующие преступность

3. Латентная преступность: понятие, виды, причины существования и методы выявления

4. Преступность в высоко-индустриальных государствах

5. Характеристика преступности в РФ: История преступности в России; преступность в России на современном этапе.

Латентная преступность

Латентной иногда называют Преступления оставшиеся неизвестными ПО. Если исходить из этого не следует считать те кто известны, но скрыв

Более корректно по латентной преступностью понимают совокупность преступлений которая не попала в официальные отчетные данные. Механизм определяют 2 части: объективно существующая лат преступность (незаявленные преступления, оставшиеся неизвестным ПО); субъективно обусловленная лат преступность или искусственная (входят 2 группы преступлений: неучтенные – преступления кот скрываются ПО от учета; неустановленные преступления – ПО были осведомлены г совершенном преступлении, осуществили его первичную регистрацию, формально применяли меры по его расследованию, но в силу недостаточного желания, проф подготовки, ошибочной уг-правовой квалификации, либо злоупотреблений не установили в содеянном события или состава преступления и перерегистрировали его.

По данным НИИ МВД в РФ ежегодно совершаются около 9 млн. преступлений. Латентная превышает в 3 раза превышает офицзарегистрированная.

По уровню делят на 3 группы:

1. Преступления с малой (убийства, теракты.Захваты заложников и т.д.)

2. Со средней латентностью (кражи или изнасилования)

3. Преступления с высокой лат (в основном они скрыты: мошенничество, незаконный оборот оружия, производство аборта и т.д.)

Размер лат зависит от 2 показателей:

1. От тяжести совершенного преступления (зависимость обратная, чем тяжкое прест тем ниже лат-ть. Но данная закономерность срабатывает не всегда).

2. От качественных характеристик преступности. Преступность общеуголовная (термин хар-т причинение вреда здоровью, хищение) особенно связана с пьянством менее латентно, нежели преступность эк, организованная, коррупционная.

Причины существования лат преступности

1. Идеологическая (условно) состояние преступности в госявл-ся показателем дееспособности власти, поэтому д.л. предъявляют субъективистские требования к ПО о снижении преступности. ПО не имея объективной возможности выполнить эти требования прибегают к искажению офиц отчетных данных, путем выборочной регистрации преступлений. К сожалению в обществе утвердился постулат, если показат-ль преступности вырос - это показывает недееспособность власти и ПО. ПО могут реагировать на факты уже сов-х преступлений, но в полной мере возлагать бремя увеличения преступности некорректно. Очень неправильно смотреть рост офицзарег преступности в той или иной стране. Ген ас ООН ставит в заслугу увеличение зарег преступлений, активизация деятельности ПОв той или иной сфере. У нас искаженное восприятие офиц статистических данных.

2. Организационная. Это недостатки системы регистрации и учета. Проявляется в 2 основных моментах. 1.регистрация осущ-сяПОкот отвечают за процесс раскрываемости преступлений. Это неправильно. Желательно чтобы этот учет вело МинЮст. 2.у нас существует ведомственная разобщенность. Не попадают данные ФСБ и военной прокуратуре.

3. Психологическая. Сами граждане не заявляют о совершенных преступлениях. Из-за недоверия ПО. Иногда опасаясь мести со стороны преступности, не желания огласки совершения преступления (изнасилование), вследствие достижения компромисса.

4. Кадровая. Невозможность физическая, профессиональная переработать реальный уровень у.д. Т.е. если бы наши ПО рег-ли всё то они бы захлебнулись.

5. Специфика некоторых преступлений. Взятка. При ней обе стороны заинтересованы в конфиденциальности, в этом преступлении нет вреда, не несет видимого ущерба.

 

Я теория.

Проф. Гилинский Яков Ильич.

Все свои поступки, в том числе криминальные человек совершает ради удовлетворения потребностей. Потребности людей распределены относительно равномерно и имеют тенденцию к возрастанию. Однако возможности удовлетворения потребностей различные. В какой-то мере различия они обусловлены индивид-ми особенностями (ребенок-взрослый, здоровый человек-больной и т.д.). Однако главный источник не одинаковых возможностей удов потребности это соц-экономическое неравенство. Индивиды занимают разные позиции в структуре общества, имеют разные соц статусы.

Распределение индивида по соц позициям обусловлено как правило независящими от них факторами (соц происхождение). И лишь во вторую очередь личными способностями и талантом.

Соц-экономическое неравенство появилось в следствии разделении труда, это неизбежный процесс. Именно оно порождает зависть, неудовлетворенность, соц конфликты, протестные реакции, которые принимают форму разных девиаций, в том числе к преступлению.

Неизбежный продукт соц-эк неравенства это наличие в обществе аутсайдеров «исключенные» - беженцы, безработные. Они составляют соц базу преступности и других форм девиантного поведения.

Соц-эк автор считает причиной преступности, но он не относится негативно к неравенству. Он полагает что оно может быть источником прогресса. Стагнация, застой общества - это равенство повсеместное.

 

Социально-психологическая теория причин преступности. Кузнецова Н.Ф.

Под причинами преступности она понимает систему негативных соц-психологических явлений которые порождают преступность, это криминогенная деформированная психология общества!!!. Условия преступности это система эк, соц, организационных, правовых и иных явлений, которые создают возможность формирования и действия причин преступности. Все условия она делит на 2 группы:

1. Соц-психологические, духовные, идеологические, политические явления, которые формируют криминализацию сознания и криминогенную психологию общества

2. Условия способствующие совершению преступлений. Эк

Условия либо формируют, либо способствуют.

Далее она выделяет 4 блока причин и условий преступности:

1. Причины и условия корыстной преступности

2. Криминальной агрессивности

3. Криминальной неосторожности

4. Правовые детерминанты

  85% 10% 5% 100%
  Корыстная преступность Криминальной агрессивности   Криминальной неосторожности   Правовые детерминанты (вся преступность и каждое преступление в отдельности)  
Причины Психология: 1. Ее рождает психология стяжательства (это причина организованной и предпринимательской преступности); 2. Паразитизм. Это причина рецидивной и проф преступности; 3. Корысть нужда. Является причиной общеуголовной корыстной преступности. В основе лежит физическое выживание. Психология: 1. Деформация психологии. Корыстная агрессия. Это псих установка кот предполагает получение мат-х благ; 2. Бытовая агрессия. Допускает возможность применения насилия для разрешения межличностных конфликтов; 3. Сексуальной агрессии. Допускает применение насилия для удовлетворения секс-х потребностей; 4. Националистическая агрессия. Разрешение межнац противоречий и т.п.; 5. Хулиганская. Для самоутверждения, проявления своего «Я», и т.д.; 6. Террористическая агрессия. Т.е. насилие явл-ся средством воздействия на органы власти. Психология: 1. Легкомысленно-рискованного отношения ксоблюдения к требованиям безопасности; 2. Эгоистически небрежное удовлетворение собственных интересов в противовес интересов другой личности, общества, государства. Психология: 1. Правового нигилизма; 2. Правовое бескультурье; 3. Правовое легкомыслие.
Условия 1. Ошибки в стратегии и тактике эк реформ (приватизация, налоговая политика, потребительская сфера и т.д.); 2. Безнаказанность за преступления и правонарушения корыстной направленности. 1. Слабый контроль за оборотом оружия, наркотиков; 2. Пропаганда культа насилия, проституции в СМИ; 3. Неэффективность ранней профилактики бытовых, хулиганских правонарушений. 1. Недостатки в материальном, технологическом, организационном обеспечении в транспортной технической и иной безопасности; 2. Низкая эффективность антиалкогольной профилактики; 3. Безнаказанность пред преступных правонарушений. 1. Несовершенство законодательства; 2. Просчеты право применения; 3. Неэффективность правового воспитания; 4. Слабая общественная профилактика преступлений; 5. Недостатки ранней профилактики пред преступных правонарушений.

 

 

Выводы исходя из данной концепции.

Содержание причин и условий преступности определяет стратегию, тактику и механизм профилактики преступлений. Устранение соц-психологических, духовных, идеологических причин и условий преступности требует долговременных и серьезных усилий общества и государства по декриминализации общественной психологии. Для этого потребуется жизнь не одного поколения. Криминогенная психология общества не может быть просто заблокирована, устранена. Декриминализация психологии возможна лишь путем замещения криминогенных ценностей непреступными просоциальными ценностями. Причем анти криминогенный характер носит психологию коллективизма.

Организационно-управленческие, правовые, эк, криминогенные условия не нуждаются в столь долговременном и длинном профилактическом воздействии, их можно просто заблокировать, нейтрализовать, устранить.

Психологическое направление

Теория психопатологического предрасположения к преступлению. Г. Годдрд – изучал умственное развитие преступника с помощью теста «Бине-Симона». Штерн усовершенствовал этот тест IQ. Он установил что 70% заключенных отстают в умственном развитии от своего возраста, страдают слабоумием в форме дебильности. Интеллектуальный возраст большинства преступников 8-12 лет. Критика – низкий уровень интеллектуального развития не всегда явл-ся признаком слабоумия, иногда это результат неблагоприятной соц ситуации, в которой рос и воспитывался человек.

Психоаналитическая теория. В основе лежит концепция З. Фрейда. Сущность раскрывают 3 категории:

ИД - «ОНО» это совокупность природных побуждений, инстинктов, которые передаются генетически. Инстинкт самосохранения и разрушения (он м.б. направлен во внутрь человека – возникают укоры совести, самоубийства – а также во вне – агрессия). Оно всегда иррационально (не осознаётся) всегда бессознательно и аморально. В основе его функционирования лежит принцип удовольствия.

ЭГО «Я» олицетворяет то, что мы называем разумом и рассудком. Это сознательная сфера. Я старается заменить принцип удовольствия принципом реальности, т.е. отстрочить удовлетворение инстинктов до того момента когда это м.б. сделать не нарушая соц норм. Я должно господствовать над ОНО. Я и ОНО он раскрывает с помощью аналогии лошадь и всадник.

Сверх Я. Олицетворяет традиции и идеалы прошлого заповеди и советы родителей, учителей, контролирующие воздействие общества. Это осознанные правила поведения.

На этой основе создается данная теория.

Уайт утверждал, что человек рождается преступником, а ввся его последующая жизнь это подавление разрушительных инстинктов заложенных в ОНО. Преступление совершается, когда ОНО выходит из под контроля Я и СВЕРХ-Я. Особенность личности преступника заключается в неспособности его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию СВЕРХ-Я.

Абрахамсан. Он разработал формулу.

Преступное поведение = преступное устремление заложенное в ОНО+ криминогенная ситуация/ (деление) Контролирующие способности СВЕРХ-Я.

Клиническая криминология. До сих пор жива и актуальна во Франции. Граматика, Тулио, Панатей – авторы теории.

Они считают что причиной преступного поведения явл-ся опасное состояние личности. Это такое психологическое состояние которое предрасполагает к конфликту с соц нормами. Это состояние времени, оно соответствует внутреннему кризису личности. Представители отрицают уголовное наказание как превентивное сдерживающее средство. На преступников должно оказываться клиническое воздействие – психоанализ, электрошок, лоботомия, другие хирургические методы, медикаментозное воздействие.

Теория соцдезорганизации.

Представитель Мертон

Основные причины преступности это противоречия между ценностями в достижении которых общество нацеливает людей и возможностями достижения их по установленным обществом правилам. Человек не сумевший получить ценности по правилам начинает отрицать эти правила и стремиться получить их любой ценой. Общество прививая подросткам различные ценности мало заботится о том является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности этими ценностями могут овладеть не многие. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями родителями и учителей попадают в реальную жизнь они начинают испытывать разочарование и фрустрацию (это псих состояние – непреодолимые препятствия при реализации цели). Типичная реакция на это:

1. Создание воровских шаек, где по средствам хищения молодые люди получаю возможность жить в соответствии с теми стандартами поведения которые пропагандируются в обществе;

2. Объединение в агрессивные банды (20-й век). Снимают псих напряжение вызванное социальной несправедливостью совершением актов насилия и вандализма;

3. Вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди употребляя наркотики и алкоголь уходят «в себя» и таким образом заслоняются от окружающего лицемерия.

Эта теория произвела большое впечатление на Кенеди, и она приводилась в жизнь.

Теория дифференцированной связи (дифференциальной ассоциации, связи). Сатерленд.

В основу этой теории легла разработанная в 19 веке теория подражания Габриеля Тарда. Он объяснял привыкание к преступному поведению действием псих-го механизма обучения и подражания.

Основные идей, концепции Сатерленда.

1. Преступное поведение ничем не отличается от других форм человеческой деятельности. Подобно тому как другим видам д-ти человек учится и преступником он становится лишь в силу способности к обучению.

2. Преступное обучение включает в себя восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений. Именно эти отрицательные качества лежат в основе преступного поведения.

3. Человек обучается к преступному поведению не потому что у него к этому есть природные задатки, а потому что криминальные образцы чаще попадаются к нему на глаза. У него устанавливается тесная связь с теми людьми у которых он может перенять криминогенные взгляды. Если бы тот же самый подросток был включен в другой круг общения он вырос бы другим человеком.

4. Преступные взгляды усваиваются как правила в неформальных группах (в России отдают главную роль семье). Формальный подход родителей и учителей, которые часто не имеют психологического контакта с ребенком не редко имеют нулевой эффект («бьет мимо цели»), а вот подлинными воспитателями ребенка являются участники неформального общения в группе.

5. Лицо становится преступников в результате преобладании у него взглядов благоприятствующих к нарушению закона над взглядами неблагоприятствующими этому.

Таким образом, преступления воспроизводятся в результате связи отдельных людей с моделями преступного поведения, чем более устойчивы и часты эти связи тем более вероятны преступления.

Критика. Основываясь на положениях этой теории никак не объяснить почему некоторые люди, выросшие среди преступников не совершают преступления и наоборот.

Тезис об обучении преступному поведению не подходит к ситуативным преступникам. Не применима эта теория для идейных преступников. Которые совершают преступления на основе, укоренившейся в их сознании идеи.

Эта теория игнорирует свободу воли и присущую человеку избирательность поведения.

 

Тема: Личность преступника

1. Понятие и структура личности преступника

2. Соотношение социального и биологического генезиса преступного поведения

3. Типология личности преступника

4. Механизм индивидуального преступного поведения

Личность - это совокупность соц значимых свойств, которые характеризуют лицо совершившее преступление и сочетание с ними объективными обстоятельствами обуславливают антиобщественное поведение.

Понятие личности преступника не тождественно понятию субъекта. 1 в отличии от уголовно-правового понятия субъект преступления, понятие личность составное на стыке юриспруденции и социологии. 2. Понятие личность более ёмкое и содержательное, так как на ряду с признаками характеризующими субъект преступления оно охватывает совокупность качеств и свойств имеющих правовое значение (характеризует нравственные и психические свойства преступника, соц роли и т.д.).

Дискуссионным является вопрос о временных границах понятия личность преступника. То есть кому и с какого момента это понятие можно применять. 3 точки зрения:

1. Проф Сахаров, Аванесов. Так как личность преступника это совокупность соц негативных факторов обусловливающих совершение преступлений, то эта совокупность формируется до преступления, а значит понятие личность преступника можно применять до совершения преступления при констатации негативного отклонения поведения человека от соц норм. Этим авторам возражают. До тех пор пока человек не совершит преступление нельзя говорить что он обладает набором качеств способным вызвать преступление. Таким образом до совершении преступления можно говорить лишь о криминальных признаках личности. К криминальному типы относят личность, которая с большей вероятностью чем другие способно совершить преступление. Относить к этому типу можно только на основании поступков, а не взглядов.

2. Миньковский. Считал что о личности преступника можно говорить с момента совершения преступления до момента исправления лица.

3. Антонян (более распространена). О личности можно говорить лишь в рамках юридического субъекта преступления. То есть с момента совершения преступления до момента отбытия наказания, а не до момента исправления. Исправление личности может вообще никогда не наступить.

Дискуссионным является вопрос о сфере применения понятия личности преступника. Суть заключается можно ли

2 точки зрения:

1. Карпец, Резник. Понятие личности можно использовать только на индивидуальном уровне. Общее понятие личности преступника в содержательном плане определить нельзя так как: 1.не возможно всех лиц совершивших преступления охарактеризовать одним качеством; 2.не существует личностных черт присущих только преступникам и не характерны для законопослушных граждан.

2. Антонян, Сахоров и др. Считают, что понятие личность преступника правомерно как на индивидуальном, так и на обще социальном уровне. То есть можно сконструировать общее понятие личности преступника. То обстоятельство что понятие личность преступника охватывает свойства лиц совершивших различные преступления не подрывает его научной состоятельности, ведь никто не сомневается в правомерности и обоснованности общего понятия преступления, хотя оно тоже предполагает разнообразие, охватываемых им посягательств. Теоретически ещё в 60-е гг. было обосновано существование особого типа личности совершающего преступления. На теоретическом уровне утверждают что существует различия личности преступника от законопослушного гражданина. Оно проявляется в том что личность преступника обладает антиобщественной направленностью (негативная позиция личности по отношению к правоохраняемым интересам). Крайняя степень это антиобщественная установка – это готовность лица к совершению преступления.

3. В 70-80 гг было экспериментально подтверждено существование социального типа личности преступника. С помощью метода распознавания образа было установлено, что есть комплекс характеристик (20-25 признаков), которые характерны для преступников и отличают их от законопослушных граждан. Среди признаков назывались: более высокий уровень тревожности, большая отчужденность от общества и социальных групп, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность в отношениях, неуверенность в себе, хуже адаптируются. Не следует считать, что эти черты присуще ко всем преступникам, но у 4 из 5 эти признаки есть. Этот комплекс проявляется на статистическом уровне. Таким образом, была обоснована правомерность применения понятия личности преступника, как на индивидуальном, так и на общесоциальном уровне.

Механизм.

1. Механизм преступного поведения некоторые ученые рассматривают как совокупность психических процессов, которые предшествуют совершению преступления и детерминируют его. Если рассматривать его так, то выделяют следующие этапы: 1.мотивация преступного поведения; 2.принятие решения о сов преступления и планирование; 3.исполнение преступного намерения.

Мотивация – это процесс формирования мотива преступления. Другое значение – совокупность мотивов. На формирование оказывает влияние: интересы, влечения, ценностные ориентации. Главную роль играют потребности. Источником преступления м.б. не любая потребность. Мотивирует преступное поведение потребности материальные, некоторые социальные (самоутверждение, сохранение и повышение своего статуса.Превосходство над окружающими) и сексуальные. Потребности имеют разную степень интенсивность. Различают 4 подвида материальных потребностей: 1.жизненно-необходимые; 2.потребности нормальной интенсивности; 3.гипертрафированные, завышенные потребности; 4.извращенные потребности, которые противоречат обществу (алкоголь, наркотики). Чаще в основе лежат 1,3,4.

Некоторые соц потребности формируют мотивы агрессивного поведения (месть, зависть, ненависть).

Мотивировать могут интересы. Интерес включает не только осознание потребности, но и того пути на который эту потребность можно перевалить. Пример: потребность в доминировании над людьми порождает карьеристские интересы.

Многие преступления совершаются в остро эмоциональном состоянии. На формированиемотивов влияют эмоции. На формирование мотивов влияют ценностные ориентации лица:

 

………

Классификация

Форма поведения потерпевшего в зависимости от воли в механизме преступного поведения

1. Способствующее поведение совершению преступление: способствующее формированию личности преступника; ситуационное криминогенное условие (м.б. 1.поводом к совершению преступления; а может 2.просто облегчать реализацию преступного намерения-провоцирующее: 1.умышленно провокационное поведение; 2.легкомысленное неосмотрительное поведение).

2. Не способствующее: нейтральное и препятствующее совершению преступлению. Не содействующее поведение лишено виктимной нагрузки. Оно м.б. нейтральным.

 

Способствующее поведение предполагает что поведение жертвы было одно из условий в механизме преступного поведения.это поведение в криминологии именуют виктимным, оно характеризуется многовариантностью:

1. Иногда поведение потерпевшего способствует формированию личности преступника. Например пассивное поведение жертвы, неоказание сопротивления предыдущему противоправному поведению виновного формирует у виновного сознание вседозволенности. В итоге виновный легко переходит ко всё более опасным формам противоправной деятельности и на аналогичные конфликтные ситуации реагирует только антиобщественным образом.

2. Иногда влияние потерпевшего проявляется через ситуацию, т.е. поведение жертвы м.б. ситуационным криминогенным условием совершения преступления. В ситуации преступления жертва может:1.выполнять роль повода к совершению преступления (нападение, оскорбление со стороны жертвы, подстрекательство, просьба жертвы); 2.поведение жертвы может облегчать реализацию преступного намерения поведения виновного возникшего не зависимо от поведения жертвы (состояние алкогольного опьянения жертвы).

Действие жертвы, послужившие к совершению преступлению могут быть:

1. умышленно провокационное поведение, если носят отрицательный с точки зрения общества характер, непосредственно направлены на преступника, потерпевший осознаёт болезненность его поведения для виновного лица, но продолжает вести себя таким образом;

2. легкомысленное неосмотрительное поведение. Супружеская измена

 

Классификация мер.

По целям и по уровню:

1. Обще-социальная профилактика. Это мероприятия направленные на разрешение противоречий в политике, экономике, в соц сфере и т.д. они не ставят перед собой цели предупреждения преступления, а проводятся для решения других проблем общества, но их успешное осуществление дает профилактический эффект. Пример: мероприятия по соц защите малообеспеченных слоев населения или уменьшению безработицы, по повышению культуры, развитию образования.

2. Специально-криминологическая профилактика. Эти меры непосредственно направлены на устранение криминогенных факторов, на исправление лиц, которые могут совершить преступление. Мероприятия по борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотиков. Цель борьбы с преступностью здесь единственное или ведущая.

По моменту реализации:

1. Ранняя профилактика. Предполагает устранение неблагоприятный условия формирования личности, источников отрицательного влияния на лицо, а также корректирующее воздействие на личность которое уже совершает противоправные, аморальные проступки, но еще не осуществило преступление.

2. Непосредственная. Осуществляется на стадии приготовления или покушения на преступление, а также в связи с обнаружением умысла.

3. Предупреждение рецидива. 2 подвида: 1.пенецитиарное – в момент исполнения отбывания наказания; 2.постпенициарная профилактика – после отбытия наказания и предполагает ресоциализацию лиц отбывших наказание. ЦеРЛОН.

По содержанию:

1. Экономические (борьба с безработицей, соц защита малообеспеченных слоев населения)

2. Политические. Борьба с коррупцией, развитие межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

3. Социальные меры. Мероприятия по укреплению семьи и т.д.

4. Организационно-управленческие меры. Методическое, ресурсное, информационное, каровое обеспечение ПО, создание системы социальной реабилитации лиц освобожденных из мест лишения свободы, технические меры, внедрение технических средств систем и технологий в сферу борьбы с преступностью, медицинские меры – лечение и ресоциализация лиц, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Правовые меры – совершенствование законодательства, правоприменительной деятельности. Психологические меры – формирование доверия к ПО, демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью.

По территориальному масштабу:

 

Причины и условия

Главная субъективная детерминанта это агрессивность. К пониманию сущности агрессии в криминологии есть 2 разных подхода.

Одни из них считают агрессивность качеством врожденным биологически целесообразным генетически присущим. Под агрессивностью они понимают одну из базисных функций, необходимое свойство глубинных слоев психики, определяющее способность к целеустремленным действиям. Агрессивность не является результатом социализации, хотя в результате воспитания данное качество может снижаться или увеличиваться. Они её делят на: конструктивную и деструктивную. Конструктивной должна обладать любая гармонически развитая личность, так как агрессивность предполагает способность преодолевать трудности добиваться целей.Деструктивная обуславливает совершение преступлений. Антонян.

Причина убийств это недостаток социализации то, что обществу не удалось сформировать нравственный тонус агрессии.

Представители второй точки зрения считают агрессивность результатом социализации, противоречащей сущности людей. Под агрессивностью они понимают личностную позиция, которая заключается в предпочтении использования насильственных средств для разрешения проблем.

Выделяют факторы макро и микро среды, которые способствуют формированию и эскалации (рост) агрессии.

Макро среда:

1. усиление соц дифференциации населения и как следствие конфликтности в обществе. Неблагоприятные мат, жилищные условия, утрата личной перспективы, провоцируют на агрессивную разрядку.

2. Коренная переоценка систем и ценностей и моральных принципов существующих в обществе. Культ денег и обесценивание личности в массовом сознании.

Факторы микро среды:

1. Внутрисемейная конфликтность

2. Демонстрация образцов насильственного поведения

3. Жестокое обращение с детьми, а иногда «обучение» насилию

Следующие условия:

1. Алколизация и наркотизация населения

2. Неразвитость удорожание сферы досуга

3. Недостатки в борьбе с незаконным оборотом оружия

4. Недостатки в охране общественного порядка

5. Недостатки ранней профилактики семейно-бытовых правонарушений

6. Недостатки в деятельности ПО в борьбе с криминальным рецидивом

7. Виктимное поведение потерпевшего.

Половые преступления

Статистическое отображение половых преступлений, особенно изнасилований это уникальное явление, криминологи его называют «статистическим чудом». На фоне роста насильственных преступлений в 80-е 90-е гг. кол-во изнасилований из года в год сокращается.

В 90-х 15 тыс преступлений, 2000-е – 5 тыс преступлений в год. Последние 3 года актуальны преступления в отношении несовершеннолетних. Вырос уровень насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Криминологические особенности:

1. Очень высокий уровень латентности (среди насильственных преступлений). Естественная латентность.

2. Изнасилование чаще чем убийство прекращается на стадии покушения

3. Характерен групповой характер. 30%

4. Носит сезонный характер с мая – сентябрь 70%

5. В них ярко выражен виктимогенный фактор. Более половины потерпевших это лица знакомые с преступником. В каждом втором случае они к моменту совершения изнасилования находились с виновным в одной компании. В 40% потерпевшие создавали провоцирующую обстановку или вели себя легкомысленно.

6. Преобладают изнасилования сопряженные с психическим насилием 50%, 40% - физическое, 10% - использование беспомощного состояния потерпевшего.

7. Возрастная особенность. До 21 г совершаются 2/3 изнасилования, всего 1/10 часть в возрасте старше 32 лет. Наиболее высока преступная активность 16-17. Чем младше, тем чаще совершают групповые изнасилования.

8. Низкий культурный уровень насильников. Для 2/3 насильников характерно то, что они совершали правонарушения

9. Нравственно-психологические особенности – центризм, грубость, жестокость, цинизм, коллективизм во взаимоотношениях полов.

Типология: (старая лекция)

1. Конформный – совершают преступления под влиянием групп

2. Ситуативный (импульсивный) – совершают изнасилования в ситуации, субъективно оцениваемой как благоприятная

3. Самоутвержадающийся тип – совершают изнасилования утверждая себя в мужском статусе, показывая свое превосходство над женщиной

4. Отвергаемый тип – лица с общей недостаточностью или с физическими или психическими аномалиями, которые не могут установить контакт женщинами

5. Пассивно-игровой – совершают преступления в связи с сексуально-провокационным поведением женщины

Причины и условия изнасилования. Причины сексуальных преступлений нельзя искать лишь в физиологических половых потребностях. Изнасилования совершаются ради удовлетворения половой потребности достаточно редко. Это можно наблюдать только в действиях лиц, у которых она длительное время подавлялась или блокировалась (например, осужденные, солдаты).

Большинство авторов психологический смысл совершенных изнасилований видят в самоутверждении. Встречаются 2 варианта:

Если преступления совершается единолично, то смысл изнасилования – мужчина стремится утвердить себя в мужском статусе по отношению к женщине, он хочет показать свое превосходство над представительницами другого пола, это стремление у них обычно возникает в раннем возрасте. За этим стремлением за доминированием стоят субъективные нерешенные проблемы. Очень часто у таких лиц были неудачи во взаимоотношениях с противоположным полом.

В групповых преступлениях. Утверждение себя в глазах группы. Член группы принимает участие в изнасиловании, чтобы не выглядеть в глазах группы ущербным, не решительным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.107 с.)