Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема единства мира и субстанции в европейской философии нового времени. Основные идеи учения бенедикта Спинозы.
Основные идеи учения Спинозы. Спиноза исходил из того, что основная задача философии – помочь человеку в достижении счастья, поэтому и основная философская работа его называлась «Этика». Чтобы помочь в достижении счастья, нужно понять какова природа человека, каково взаимоотношение человека и окружающего мира, а это в свою очередь предполагает определенное понимание единства мира, т.е. определенное истолкование субстанции. Учение Спинозы о субстанции является одним из наиболее состоятельным в философии Нового Времени, и последующая философия опирается на его идеи. Во-первых, Спиноза определяет те фундаментальные черты, в которых определяется сущность субстанции: 1. Субстанция – то, что является причиной самой себя, т.е. субстанция не есть порождение чего-либо, субстанция самодостаточна и поэтому она абсолютна. 2. Субстанция не может породить другую субстанцию, потому что другая имела бы внешнюю причину. Таким образом, субстанции единственна и едина. 3. Субстанция вечна и бесконечна. Она неизменна и неделима. Во-вторых, Спиноза отмечает, что субстанция обладает фундаментальными неотъемлемыми качествами (свойствами) – атрибутами – качества, которые не могут быть утрачены субстанцией. Кроме атрибутов субстанция обладает модусами – качественно многообразные модификации состояния субстанции, а проще говоря это все многообразные единичные вещи, порожденные субстанцией. В-третьих, Спиноза подчеркивает, что субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов. Однако человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление (у Декарта протяженность – свойство материальной субстанции). Поскольку субстанция неделима все ее атрибуты совпадают, они все соразмерны, соответственны друг другу. Именно поэтому мышление человека изначально по природе своей соразмерно, соответствует природе, которая и есть реализация протяженности. Соответствие приводит к тому, что порядок и связь идей (мышление, логические связи) соответствует порядку и связи вещей (природа, ее причинно-следственные связи). Именно поэтому логика мышления уже изначально соответствует природным закономерным причинным связям. Этим и объясняется познаваемость мира с точки зрения Спинозы (ни о каких врожденных идеях, как у Декарта речь не идет).
В-четвертых, признавая абсолютный характер субстанции и вышеизложенные ее качества, свойства, Спиноза отождествляет субстанцию с природой и Богом. Бог и природа совечны, абсолютны в своем единстве и выступают как субстанция. Все абсолютные качества, которые приписывает субстанции, то присуще и Богу. Таким образом, в плане общего миропонимания Спиноза находится на позиции ПАНТЕИЗМА. В-пятых, помимо конечных модусов (единичных вещей) субстанция обладает бесконечным модусом – движением. Движение – атрибут субстанции. Движение и покой носят всеобщий универсальный характер, т.е. свойственны любой единичной вещи. Всеобщность движения выступает как всеобщее взаимодействие вещей в природе, благодаря чему в природе существует всеобщая универсальная причинно-следственная связь (любая вещь является причиной одного и следствием другого). Частью природы, которая включена в эту всеобщую закономерную причинно-следственную цепь является и человек. Именно с позиции такого миропонимания Спиноза решает проблему свободы человека. Спиноза полагает, что свободой обладает только та вещь, действия которой определяются ее собственной природой. При этом свобода и проявляется, как самостоятельность, независимость вещи в ее действиях. С этой точки зрения абсолютной свободой обладает только субстанция. Все модусы ее, в том числе и человек, обладают лишь относительной свободой. Как и любая вещь человек неизбежно подчинен причинам, которые выступают как необходимость по отношению к человеку. Никакой свободы воли у человека нет, поскольку любой акт воли имеет свою причину – желание человека, потребность человека. Свободой воли мы называем такую ситуацию, когда причины действия человека нам неясны и непонятны. Однако человек может познать объективную закономерную причину, познать объективную необходимость, отдавая себе отчет в неизбежности этой необходимости, сознательно строить свои планы, свои действия в соответствии с этой необходимостью. В этом случае человек как бы будет свободен. Он будет ставить себе цели и достигать их.
Итак, с точки зрения Спинозы свобода человека – познанная необходимость и действия в соответствии с ней. Если человек обретет такую свободу, он будет находиться в движении к счастью. Обретение свободы и есть обретение счастья. (ПОХОЖЕ НА СТОИЦИЗМ). Основные идеи учения Лейбница. Лейбниц был не только выдающимся философом, но и выдающимся математиком, физиком и богословом. Одна из основных работ Лейбница – «ТЕОДИЦЕЯ». В этой работе он пытается ответить на вопрос почему в мире, созданном всемогущим и благим Богом, существует зло? Однако одной из основных философских работ Лейбница является «МОНАДОЛОГИЯ». Являясь ученым-физиком, Лейбниц в своих философских идеях исходил из того, что причиной активности, движения в мире являются силы. Он полагал, что все многообразие явлений в природе, все многообразие процессов, изменений в природе можно свести к силам. Поэтому Лейбниц утверждал, что субстанциальной основой мира является некоторая духовная сущность (монада), сущность которой – сила. Монада в учении Лейбница обладает всеми признаками субстанции: она абсолютна, неизменна, неделима, обладает активностью (силой). Поскольку сила нетелесна, она не существует как предмет, постольку монада духовна. Количество монад бесконечно, они не взаимодействуют друг с другом, не влияют друг на друга. Монада является сущностью каждой единичной вещи, в том числе и душа любого человека – определенная монада. При таком понимании мира возникает вопрос о том, как же существует единство мира? Каким образом существуют единые законы? При ответе на этот вопрос Лейбниц и приходит к идее Бога. В учении Лейбница Бог приводит в соответствие – «предустановленную гармонию» - монаду. Именно это и определяет единство мира. Гармония монад заключается: 1. В том, что имеет место соответствие сосуществующих в пространстве монад 2. Соответствие между настоящим, предшествующим и последующим состоянием каждой монады 3. Соответствие, гармония между монадой и предметом, сущностью которого монада является Таким образом, признавая множество субстанций – монад, Лейбниц вместе с тем объясняет и единство мира. Подводя итог тем учениями о субстанции (единстве мира), которые были в философии 17 века, можно выделить следующие подходы в истолковании субстанции и единства мира: 1. Монизм (единственная субстанция) a. Идеалистический монизм – первична духовная, вторична – материальная субстанция (Спиноза) b. Материалистический монизм – первична материальная, вторична – духовная 2. Дуализм – две субстанции (Декарт) 3. Плюрализм – множество независимых субстанций (Лейбниц)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.) |