Проблема единства мира и субстанции в европейской философии нового времени. Основные идеи учения бенедикта Спинозы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема единства мира и субстанции в европейской философии нового времени. Основные идеи учения бенедикта Спинозы.



Основные идеи учения Спинозы.

Спиноза исходил из того, что основная задача философии – помочь человеку в достижении счастья, поэтому и основная философская работа его называлась «Этика». Чтобы помочь в достижении счастья, нужно понять какова природа человека, каково взаимоотношение человека и окружающего мира, а это в свою очередь предполагает определенное понимание единства мира, т.е. определенное истолкование субстанции.

Учение Спинозы о субстанции является одним из наиболее состоятельным в философии Нового Времени, и последующая философия опирается на его идеи.

Во-первых, Спиноза определяет те фундаментальные черты, в которых определяется сущность субстанции:

1. Субстанция – то, что является причиной самой себя, т.е. субстанция не есть порождение чего-либо, субстанция самодостаточна и поэтому она абсолютна.

2. Субстанция не может породить другую субстанцию, потому что другая имела бы внешнюю причину. Таким образом, субстанции единственна и едина.

3. Субстанция вечна и бесконечна. Она неизменна и неделима.

Во-вторых, Спиноза отмечает, что субстанция обладает фундаментальными неотъемлемыми качествами (свойствами) – атрибутами – качества, которые не могут быть утрачены субстанцией. Кроме атрибутов субстанция обладает модусами – качественно многообразные модификации состояния субстанции, а проще говоря это все многообразные единичные вещи, порожденные субстанцией.

В-третьих, Спиноза подчеркивает, что субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов. Однако человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление (у Декарта протяженность – свойство материальной субстанции). Поскольку субстанция неделима все ее атрибуты совпадают, они все соразмерны, соответственны друг другу. Именно поэтому мышление человека изначально по природе своей соразмерно, соответствует природе, которая и есть реализация протяженности.

Соответствие приводит к тому, что порядок и связь идей (мышление, логические связи) соответствует порядку и связи вещей (природа, ее причинно-следственные связи). Именно поэтому логика мышления уже изначально соответствует природным закономерным причинным связям. Этим и объясняется познаваемость мира с точки зрения Спинозы (ни о каких врожденных идеях, как у Декарта речь не идет).

В-четвертых, признавая абсолютный характер субстанции и вышеизложенные ее качества, свойства, Спиноза отождествляет субстанцию с природой и Богом. Бог и природа совечны, абсолютны в своем единстве и выступают как субстанция. Все абсолютные качества, которые приписывает субстанции, то присуще и Богу. Таким образом, в плане общего миропонимания Спиноза находится на позиции ПАНТЕИЗМА.

В-пятых, помимо конечных модусов (единичных вещей) субстанция обладает бесконечным модусом – движением. Движение – атрибут субстанции. Движение и покой носят всеобщий универсальный характер, т.е. свойственны любой единичной вещи. Всеобщность движения выступает как всеобщее взаимодействие вещей в природе, благодаря чему в природе существует всеобщая универсальная причинно-следственная связь (любая вещь является причиной одного и следствием другого). Частью природы, которая включена в эту всеобщую закономерную причинно-следственную цепь является и человек. Именно с позиции такого миропонимания Спиноза решает проблему свободы человека.

Спиноза полагает, что свободой обладает только та вещь, действия которой определяются ее собственной природой. При этом свобода и проявляется, как самостоятельность, независимость вещи в ее действиях. С этой точки зрения абсолютной свободой обладает только субстанция. Все модусы ее, в том числе и человек, обладают лишь относительной свободой. Как и любая вещь человек неизбежно подчинен причинам, которые выступают как необходимость по отношению к человеку. Никакой свободы воли у человека нет, поскольку любой акт воли имеет свою причину – желание человека, потребность человека. Свободой воли мы называем такую ситуацию, когда причины действия человека нам неясны и непонятны. Однако человек может познать объективную закономерную причину, познать объективную необходимость, отдавая себе отчет в неизбежности этой необходимости, сознательно строить свои планы, свои действия в соответствии с этой необходимостью. В этом случае человек как бы будет свободен. Он будет ставить себе цели и достигать их.

Итак, с точки зрения Спинозы свобода человека – познанная необходимость и действия в соответствии с ней. Если человек обретет такую свободу, он будет находиться в движении к счастью. Обретение свободы и есть обретение счастья. (ПОХОЖЕ НА СТОИЦИЗМ).

Основные идеи учения Лейбница.

Лейбниц был не только выдающимся философом, но и выдающимся математиком, физиком и богословом. Одна из основных работ Лейбница – «ТЕОДИЦЕЯ». В этой работе он пытается ответить на вопрос почему в мире, созданном всемогущим и благим Богом, существует зло?

Однако одной из основных философских работ Лейбница является «МОНАДОЛОГИЯ». Являясь ученым-физиком, Лейбниц в своих философских идеях исходил из того, что причиной активности, движения в мире являются силы. Он полагал, что все многообразие явлений в природе, все многообразие процессов, изменений в природе можно свести к силам. Поэтому Лейбниц утверждал, что субстанциальной основой мира является некоторая духовная сущность (монада), сущность которой – сила. Монада в учении Лейбница обладает всеми признаками субстанции: она абсолютна, неизменна, неделима, обладает активностью (силой). Поскольку сила нетелесна, она не существует как предмет, постольку монада духовна. Количество монад бесконечно, они не взаимодействуют друг с другом, не влияют друг на друга. Монада является сущностью каждой единичной вещи, в том числе и душа любого человека – определенная монада.

При таком понимании мира возникает вопрос о том, как же существует единство мира? Каким образом существуют единые законы? При ответе на этот вопрос Лейбниц и приходит к идее Бога.

В учении Лейбница Бог приводит в соответствие – «предустановленную гармонию» - монаду. Именно это и определяет единство мира. Гармония монад заключается:

1. В том, что имеет место соответствие сосуществующих в пространстве монад

2. Соответствие между настоящим, предшествующим и последующим состоянием каждой монады

3. Соответствие, гармония между монадой и предметом, сущностью которого монада является

Таким образом, признавая множество субстанций – монад, Лейбниц вместе с тем объясняет и единство мира.

Подводя итог тем учениями о субстанции (единстве мира), которые были в философии 17 века, можно выделить следующие подходы в истолковании субстанции и единства мира:

1. Монизм (единственная субстанция)

a. Идеалистический монизм – первична духовная, вторична – материальная субстанция (Спиноза)

b. Материалистический монизм – первична материальная, вторична – духовная

2. Дуализм – две субстанции (Декарт)

3. Плюрализм – множество независимых субстанций (Лейбниц)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)