Тема 4. Морфологические нормы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Морфологические нормы



Задание 1. Ответьте на вопросы.

Вопросы Ответы
1. С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?    
2. Что такое родовые варианты?  
3. В каких случаях определение рода вызывает трудности?  
4. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа множественного числа только от существительных мужского рода?  
5. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа единственного числа от некоторых существительных?  

Задание 2. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Определите их значение по словарю.

Слова Разные слова (указать значение каждого слова) Родовые варианты (указать общее значение)
Лавр – лавра    
Вольера – вольер      
Опал – опала    
Взяток – взятка    
Георгин - георгина      
Карьер - карьера    
Клавиша - клавиш    
Жар – жара    
Манера - манер    
Метод – метода    
Желатин - желатина    
Гранат – граната        
Барк - барка    

Задание 3. Определите, какие из данных форм являются литературной нормой, а какие – устаревшими. Какие слова являются родовыми вариантами? В каком словаре вы можете найти ответ?

Формы Примечание
1. Антик - антика  
2. Арабеск - арабеска  
3. Эпюр - эпюра  
4. Чинар - чинара  
5. Бацилл - бацилла  
6. Спазм - спазма  
7. Клипс - клипса  
8. Санаторий - санатория  
9. Канделябр - канделябра  
10. Бакенбарды - бакенбард  

З адание 4. Различаются ли по значению данные формы слов? Объясните.

Формы Объяснение
листы – листья    
корни – коренья    
собраты – собратья    
лоскуты – лоскутья    
колени – коленья    
вееры - веера    
друзья – други    
мужи – мужья    
сыны – сыновья    
клины – клинья    
князи – князья    

Задание 5. Сопоставьте данные ниже формы множественного числа существительных. Можно ли сказать, что одна из форм является нарушением нормы? Объясните.

Формы Объяснение
тоны – тона  
учители – учителя  
соболи – соболя  
токи – тока  
ордены – ордена  
корпусы – корпуса  
лагери – лагеря  
мехи – меха  
образы – образа  
проводы – провода  
счеты – счета  
цветы – цвета  

Задание 6. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа множественного числа существительных. Выделите существительные, допускающие вариантные формы множественного числа (проверьте по словарю).


Диспетчер – диспетчеры – диспетчера

крейсер – крейсера – крейсеры

офицер – офицеры – офицера

почерк – почерки – почерка

торт – торта – торты

лектор – лектора – лекторы

ректор – ректора – ректоры

слесарь – слесаря – слесари джемпер – джемперы – джемпера

договор – договора – договоры

катер – катера – катеры

ветер – ветра – ветры

вымпел – вымпелы – вымпела

конструктор – конструктора – конструкторы

 

доктор – доктора – докторы

повар – повара – повары

профессор – профессора – профессоры

корректор – корректора – корректоры

инженер – инженера – инженеры

шофер – шофера – шоферы

 


Задание 7. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа единственного числа существительных. Отметьте слова, допускающие вариантные формы.


Валенки – валенок – валенка

Туфли – туфель – туфля

Ботинки – ботинок – ботинка

Тапки – тапок – тапка

Ласты – ласт – ласта

Тапочки – тапочек - тапочка

Катакомбы – катакомб – катакомба

Унты – унт – унта

Сандалии – сандалий – сандалия

Сандалеты – сандалет - сандалет


Задание 8. Зачеркните глагольные формы, не соответствующие литературной норме. Какие глаголы допускают двоякую форму?


Хныкает – хнычет

машет - махает

щипает – щиплет

исчез – исчезнул


мяукает – мяучит

кудахтает-кудахчет

езжай – ехай

кладу – ложу

полощет – полоскает

намок–намокну


Задание 9. Определите причину отклонения от морфологических норм.

Предложение Причина ошибки
1. Он не мог сам выползть из ямы.  
2. За роялью надо ухаживать постоянно.  
3. Только опытные шофера могут ездить по горным серпантинам.  
4. Надо забрать братишку из ясель.  
5. Красивое пенальти забил Аршавин.  
6. Поезд прибыл согласно расписания.  
7. Ребенок болезнен с рождения.  
8. Цветы сохнули в вазе без воды.  
9. Свободных местов, к сожалению, нет.  

Самостоятельная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.14 (0.012 с.)