Акцент строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акцент строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий



ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

комиссией общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Протокол № __ от «___» _____ 2017 г.

Председатель _______ Е.Б. Калачева

 

Составитель: Кузьменко Т.И., преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж»

Рецензент:

 

 

Методическое пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит задания для самостоятельной работы студентов как в аудитории, так и дома. Форма пособия позволяет студентам экономить время и выполнять максимальное количество заданий.

Теоретический материал повторяется с помощью схем, приведенных в начале темы, или студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов. В пособии приводятся различные виды заданий. В конце каждой темы студент выполняет самостоятельную работу. Каждое задание имеет условное обозначение, что помогает разнообразить само выполнение заданий.

Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………….…………………………………..4

Условные обозначения ………………………………….……………………………………..5

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка.

Культура речи и словари ……………………………………………...................................6

Тема 2. Правильность речи и нормы литературного языка.

Орфоэпические нормы ………………………………………………………………………...13

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка…………...............20

Тема 4. Морфологические нормы русского языка... ……………………………………24

Тема 5. Синтаксические нормы русского языка ………………………………………..29

Тема 6. Коммуникативные качества речи ……………………………………………….34

Тема 7. Текст и его особенности. Функциональные типы и стили речи. Изобразительно-выразительные средства речи………………………………………...37

Приложение 1. Глоссарий……………………………………………………………………41

Приложение 2. Акцентологический минимум…………………………………………..49

Литература ……………………………………………………………………………………50


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Целью пособия является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение изучения дисциплины. Количество часов, отведённых на самостоятельную работу студентов по данной дисциплине, – 28.

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. В вопросниках представлены базовые понятия, связанные с литературной нормой, функциональными стилями, аспектами культуры речи.

Выполнение заданий пособия позволит студенту более качественно подготовиться к усвоению курса «Русский язык и культура речи».

Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение ошибок в речи студентов.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ

1. Разделы и задания изучаются и выполняются студентами в течение семестра.

2. Перед началом работы над каждой темой студент изучает обязательную литературу, после чего приступает к ответам на вопросы и выполнению заданий.

3. Выполненные задания представляются на проверку после усвоения каждой темы. Проверка последней темы - не позднее, чем за неделю до начала сессии.

 

 

 

Условные обозначения

Практические задания

Задания по выбору

Творческие задания

Задания на время

Проверим грамотность!

Поработаем со словарем!

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Деловые игры

Задания со словарем!

Занимательные задания


Тема 1.

ЯЗЫК
СИСТЕМА: · состоит из множества элементов; · элементы связаны между собой; · элементы составляют единство
ЯЗЫКОВЫЕ УРОВНИ:
  • фонетический;
  • морфемный;
  • лексический;
  • морфологический
  • синтаксический
 
ФОРМЫ Общенационального языка: · литературный язык; · диалект; · просторечие;
  • жаргон (арго)
ЗНАК
Живой
Искусственный
Естественный
Мертвый
Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка.

  КУЛЬТУРА РЕЧИ
2 значения ТЕРМИНА
  АСПЕКТЫ
Владение нормами литературного языка
Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка
Нормативный(предполагает правильность речи, т.е. соблюдение норм лит.яз.)
Коммуникативный(предполагает знание основных коммуникативных качеств речи)
Этический(предполагает знание правил языкового поведения в конкретных ситуациях)

Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.

Вопросы Ответы
1. Что такое язык?  
2. Какие функции выполняет язык? 1. 2. 3. 4. 5. 6.
3. Каковы формы существования общенационального русского языка? 1. 2. 3. 4.
4. Что такое литературный язык?    
5. Какие два значения имеет термин «культура речи»?  
6. Какие аспекты культуры речи выделяются?  
7. Что предполагает нормативный аспект культуры речи?  
8. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи?  
9. Что предполагает этический аспект культуры речи?  
10. В чем различие энциклопедических и толковых словарей?  

Задание 2. Дайте развернутую характеристику русского языка:

 

Русский язык – это национальный язык русского народа, это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Определите, какая функция языка является ведущей в следующих ситуациях.

a. Идет подготовка научной статьи.  
b. Идет конгресс по проблемам экологии.  
c. Рассказ о просмотренном фильме.  
d. Агитация за какого-нибудь кандидата.  
e. Студент слушает лекцию и конспектирует.  

Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях? _ _________________________________________________________

Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.

Высшей формой национального русского языка является………………………………...

К свойствам литературного языка относятся………………………………………….

Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………...

Задание 5. Отметьте правильное утверждение.

□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.

□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.

□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.

__________________________________________________________________

Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?

1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________

2) Свободных местов в зале не было._______________________________

3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________

4) Как барановски девцонки Говорят на букву «Це»: «Дайте мыльце, полотенце и цулоцки на пеце» _____________________________________________

5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы. ______________

6) Вода хлестает из крана.._______________________________________

7) Все компы зависли._____________________________________________

Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.

1. Культура речи – это

Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;

Ø соблюдение норм нравственного поведения людей;

Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

2. Под культурой речи понимается

Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;

Ø использование слов в несвойственном им значении;

Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.

Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?

1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения. _________________________________________________________________

2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста» _________________________________________

3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. _________________________________________________________________

4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. _____________________________________________________________

5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!» _________________________________________________________________

6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?» _______________________________________________________

7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен. _______________________________________________

8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова. _______________________________________________________

9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. ____________________________________________________________

Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.

v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________

v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________

v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________

v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________

v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________

v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________

Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.

1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________

2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________

3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________

4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________

5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре _____________________________________­­­­­___

6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________

7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________

8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________

9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________

10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________

 

Самостоятельная работа

Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.

Совпадающий

Деятельности, стремлений

Тема 2

Самостоятельная работа

 

 

Задание 1. Расставьте ударения в данных словах. Проверьте правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю. Выпишите в правую колонку слова, имеющие равноправные акцентологические варианты, запомните их…

Расставьте ударение Слова, имеющие равноправные акцентологические варианты
Алкоголь, агентство, апартаменты, бармен, генезис, гастрономия, догмат, донельзя, жалюзи, иконопись, инсульт, иначе, искра, исчерпать, коклюш, колледж, корысть, красивее, кремень, ломота, минуть, мизерный, наперчить, одновременный, опошление, пасквиль, партер, пересланный, переданный, плесневелый, предвосхитить, приданое, присовокупить, пригубить, приручить, псевдоним, позолоченный, подростковый, поисковый, портфель, пылится, ракурс, процент, средства, статуя, табу, таможня, тефтели, тосты, туника, туфля, уведомить, факсимиле, феерия, фейерверк, ходатайство, цемент, шасси, экскурс.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. Следующие заимствованные слова распределите в две колонки. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Можно отметить знаками + или – в соответствующих колонках.

Слова с твердым произношением согласных перед Е с мягким произношением согласных перед Е
адекватный    
академия    
безе    
бифштекс    
брюнет    
бутерброд    
детектив    
дефис    
интерьер    
индекс    
интеграл    
кабаре    
капелла    
кашне    
компьютер    
крем    
купе    
менеджер    
протеже    
свитер    
сонет    
термин    
тембр    
термос    
шатен    
штепсель    
тенор    
темп    
тенденция    
фонетика    
шинель    

Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями

Пример 1:

Я вольный ветер, я вечно вею

Волную волны, ласкаю ивы. (К. Бальмонт)

Пример 2:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов)

Пример 3:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза. (С. Есенин)

Пример 4:

Трах - так - так! И только эхо

Откликается в домах ... (А. Блок)

Тема 3.

Самостоятельная работа

 

Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, вторую согласную.

Ком...ерсант, ком...ивояжер, ком...утатор, ком...ендант, экспрес…, конгрес..., прогрес..., рас...путница, рас...еянность, эс...е, эс...енция.


Самостоятельная работа

Тема 6.

Самостоятельная работа

Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную.

Дис...танция, дис...идент, дис...ертация, дис...онанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон.

Тема 7.

Стили литературного языка

 

СТИЛИ РЕЧИ


РазговорныйКнижные

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Стиль художественной литературы.

Задание 2.

Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов ( см. подсказку):

· Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________

 

· Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________

 

· В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем. ____________

 

· Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях. _______________________

 

· Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________

Задание 3. Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.

Вышеуказанный, самовоспитание, умозаключение, местожительство; констатировать, наиавторитетнейший, позирование, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий.

 

Задание 3. Напишите расписку или доверенность (на выбор студента). Соблюдайте особенности официально-делового стиля .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес читателя или слушателя. Выразительна образная, живая, эмоциональная речь, в которой отсутствуют штампы, слепое следование «языковой моде».

Выразительными средствами языка являются тропы - слова и высказывания, употребляющиеся в переносном, образном значении и фигуры речи - стилистический оборот, конструкция, основанная на характерном сочетании языковых единиц и служащая для создания экспрессивности и образности целого текста или высказывания, фразеологические обороты и крылатые слова (обычно устойчивые словосочетания, имеющие источник). В устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Задание 1. Соедините левую и правую части таблиц. Установите соответствия между терминами и определениями.

Таблица 1.

Троп Определение
1.Метафора 1. Перенос названия части чего-либо на весь предмет
2.Метонимия 2. Преднамеренное преувеличение чего-либо
3.Сравнение 3. Обозначение одного предмета через образ другого предмета; «скрытое» сравнение (по форме, функции и др.)
4.Синекдоха 4. Сопоставление предмета из одной сферы с предметом из дру­гой сферы (при помощи союзов как, будто, точно, словно)
5.Гипербола 5. Употребление одного слова или выражения вместо другого на основе ассоциаций по смежности (материал - предмет, процесс - результат, растение - плод этого растения и др.)
6.Ирония 6. Образное, красочное определение, подчеркивающее характерные признаки предмета речи
7.Эпитет 7. Использование слова или высказывания, намеренно утверждающее противоположное тому, что на самом деле думает говорящий, с целью насмешки
8.Аллегория 8. Намеренное преуменьшение чего-либо
9.Перифраз(а) 9. Иносказание, намек, изображение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе
10.Олицетворение рение 10. Замена слова или выражения описательным оборотом
11.Литота 11.Перенесение свойств человека на животных, неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

Таблица 2

Фигура речи Определение
1.Эпифора 1. Соединение двух противоположных (контрастных), обычно несовместимых, по значению выражений, логически исключающих одно другое
2.Анафора 2. Расположение ряда слов в порядке нарастания или убывания их смысловой, эмоциональной и экспрессивной значимости
3.Антитеза 3. Усиленное, но скрытое утверждение или отрицание в форме вопроса, не требующего ответа
4.Параллелизм 4. Оборот, в котором резко противопоставляются явления и признаки (как противоположные, так и непротивоположные)
5.Градация 5. Изменение обычного порядка слов в высказывании со смысловой или стилистической целью
6.Эллипсис 6. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений с целью усиления экспрессивности текста
7.Оксюморон 7. Повтор одинаковых слов, словосочетаний, речевых конструкций в начале каждой фразы
8.Парцелляция 8. Повтор одинаковых слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце каждой фразы
9.Инверсия 9. Значимый пропуск какого-либо члена предложения, не влияющий на понимание смысла высказывания
10.Риторический вопрос 10. Расчленение (разрыв) единой синтаксической конструкции с целью придания значимости каждой части высказывания

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ГЛОССАРИЙ

Аббревиатура — слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц. Аббревиатуры делятся на несколько типов. Буквенные аббревиатуры состоят из начальных букв исходных слов (МГУ — Московский государственный университет). Звуковые аббревиатуры — из начальных звуков исходных слов, в таких случаях аббревиатура читается как обычное слово (СПИД — синдром приобретенного иммунного дефицита). Сложносокращенные слова включают в себя части исходных слов или часть слова и целое слово (Минфин — Министерство финансов). Усеченные слова: зав — заведующий, зам — заместитель.

Адресант — тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи.

Адресат — тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Речевой партнер адресанта речи.

Активный словарный запас — совокупность слов, которые не только понятны человеку, но и свободно используются им в речи.

Акцент — то же, что ударение. Акцентировать — ставить ударение, выделять посредством логического ударения.

Алогизм (нелогичность) — речевая ошибка, нарушение логичности как общего качества хорошей речи.

Ангилизм — слово или другое языковое средство, заимствованное из английского языка (продюсер, ралли, прайм-тайм).

Антонимы — слова одной и той же части речи, связанные отношениями антонимии, т. е. противоположности по значению внутри семантической общности: узкий — широкий, хорошо — плохо.

Апостроф — знак в виде запятой, который ставится справа от буквы над строкой. Используется для отделения частиц в иноязычных собственных именах: д'Артаньян, О'Брайен.

Арго, нескл., ср. — язык, применяемый какой-либо социальной или профессиональной группой людей, главным образом, в целях маскировки, тайного обмена информацией, обособления от не­посвященных. В строгом смысле термина арго — это условный тайный язык.

Архаизмы — один из типов устаревшей лексики: слова или выражения, вытесненные из широкого употребления более поздними синонимами (чело — лоб, ведать — знать, град — город, весь — селение, деревня). В отличие от историзмов, архаизмы обозначают явления, которые существовали № продолжают существовать в данное время, слова архаизмы выходят из общего употребления только потому, что появляются другие наименования этих явлений, по той или иной причине более удобные для носителей языка.

Благозвучие (эвфония) — частное проявление выразительности речи, наиболее общее стилистическое требование к ее фонетической стороне, а именно требование естественности и красоты ее звучания. Благозвучная речь удобна в произношении для говорящего и приятна на слух для воспринимающего. Благозвучие — понятие национальное, оно достигается соответствием звукового состава конкретного речевого произведения тем звуковым за­кономерностям и звукосочетаниям, которые исторически сформировались в языке и на интуитивной основе осмысляются русскими как естественные, удобные, красивые.

Богатство речи — одно из коммуникативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и языковой компетенции говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида. Богатство речи отдельного человека зависит от того, насколько велик индивидуальный запас языковых средств (слов и моделей их сочетания, устойчивых выражений, типов предложений, интонационных конструкций и др.) в его сознании (см. пассивный словарный запас), а главное от того, сколько и каких средств этого запаса он может переводить в активное употребление, т. е. осмысленно и свободно применять в конкретных случаях. В активном словаре А. Пушкина более 21 000 лексических единиц, примерно вдвое больше, чем у современного взрослого образованного человека.

Бытовая лексика — слова, связанные с укладом повседневной жизни: названия предметов домашнего обихода, нравов и обычаев, еды, одежды, средств передвижения, домашних животных, термины родства и т. д. (квартира, стол, свадьба, каша, брюки, трамвай, кошка, сестра). Как правило, это нейтральная общеупотребительная лексика, входящая в активный словарный состав языка. В более редких случаях бытовая лексика характеризуется стилистической окраской разговорности (картошка, столовка).

Варваризмы — иноязычные слова или выражения, не до конца освоенные в русском языке в связи с грамматическими и фонетическими трудностями освоения (авеню, мадмуазель, табльдот, хокку) или новизной заимствования (сабвей — метро в США, постер — художественный плакат, промоушен — содействие распространению, продаже, продвижению). Во втором случае многие заимствования быстро проходят стадию первичной новизны и перестают быть варваризмами.

Внелитературная лексика — слова, принадлежащие не литературному языку, а другим разновидностям национального языка: арго, диалектам, жаргонам, просторечию. В составе литературной речи внелитературная лексика используется как вкрапления с особым стилистическим заданием: арготизмы, вульгаризмы, диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова.

Вульгаризмы — сниженные, грубые слова или выражения, в том числе бранные (от вульгарный — грубый, пошлый), ср.: лицо и харя, есть и жрать, глупый и безмозглый.

Выразительность речи — одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на эстетическом качестве речевых произведении, вызывающих интерес и внимание адресата за счет повышенного воздействия на него.

Газетно-публицистический стиль — то же, что язык газеты. Наиболее распространенная и хорошо изученная разновидность публицистического стиля речи.

Деловая речь (деловой стиль) — то же, что официально-деловой стиль.

Диалект — разновидность общенародного языка, которая служит средством общения людей на определенной территории, много меньшей, чем вся территория распространения этого языка (на­пример, северно-русский диалект, уральские диалекты, рязанский диалект). Отсюда более точный термин: территориальный диалект.

Древнерусская лексика — то же, что восточнославянская лексика.

Жанр — исторически сложившийся устойчивый тип текстов (рассказ, повесть, беседа, статья, указ, очерк, репортаж). Понятие жанр содержит в себе известный в общих чертах образ будущего текста, на который ориентируется любой носитель языка. Жанры характерны для монолога и диалога, для письменной и устной речи, официального и неофициального общения,

Жаргон — разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе (молодежный, музыкальный, компьютерный жаргон). Как один из социальных диалектов, жаргон служит средством распознавания «своих», знаком принадлежности говорящего к определенной социальной группе. Жаргон находится за пределами литературного языка, представляя собой параллельный неформальный способ речевого общения. Термин жаргон в общем языке часто связывается с критикой речи, жаргон понимается при этом как грубоватая, искаженная, примитивная речь. Наблюдающаяся в последние десятилетия жаргонизация русского языка, т. е. широко внедрение арготической и жаргонной лексики, фразеологии, интонации в разговорную, публицистическую, художественную речь, нарушает законы культуры общения, отменяет необходимые нравственные ограничения и тем самым способствует утрате чувства национального достоинства, духовной деградации общества.

Идиома — то же, что фразеологизм, и, шире, любой оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.

Инверсия — изменение нормального положения элементов, расположение их в обратном порядке; изменение порядка слов как стилистический прием.

Интернациональные слова (интернационализмы) — разновидность заимствованных слов, а именно единицы международного лексического фонда, имеющие одно и то же значение в разных языках, но оформляемые по законам каждого языка в отдельности. Основные группы интернациональных слов составляют термины науки и техники, культуры и искусства, социальной жизни (квадрат, микроскоп, рента, опера, конституция, ноосфера).

Ирония — один из тропов: употребление слова или высказывания со смысловым сдвигом, что создает комический эффект, рождает насмешку. Ирония не имеет специального лексического и синтаксического выражения, она распознается на основе контраста между содержанием словесного ряда и его специфической интонацией, а также с помощью широкого контекста и общего опыта людей.

Исконная лексика — существующие с самого начала (искони), наиболее старые слова русского языка, представители его первоначального лексического состава, сформированного в глубокой древности.

Искусственные языки — языки, целенаправленно создаваемые на базе естественных языков для межнационального общения или общения в специальной среде.

Историзмы — один из типов устаревшей лексики, а именно слова или выражения, вышедшие из широкого употребления в связи с тем, что перестали существовать или стали неактуальными стоящие за ними реалии (вече, стрелец, опричнина, смерд, сажень). Историзмы несут на себе печать своего времени, поэтому они могут использоваться как стилистически окрашенное средство (для создания колорита эпохи, как материал шутливых переосмыслений и т. д.). В исторических трудах и других нехудожественных текстах, связанных с прежними историческими периодами, историзмы являются нейтральными языковыми единицами.

Калька — вид заимствованных слов. Калькирование — образование новых слов путем буквального перевода иноязычного слова или фразеологизма (семантическое калькирование). Калькировать (слово калькировано). Калькированный (калькированное слово).

Канцеляризмы — характерные для распространенных официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, запротоколировать, при наличии, принять к сведению) за пределами офи­циально-делового функционального стиля.

Клише ед., мн., нескл. — речевые с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.136 с.)