Вопрос Критерии эффективности и результативности государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Критерии эффективности и результативности государственного управления



Оптимизация структуры и эффективности функционирования органов государственной власти - актуальная задача любого государства. По мнению В.П. Пугачева, «эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего, наиболее влиятельных слоев - элит».

Для выявления критериев эффективности функционирования органов государственной власти нам необходимо выяснить:

- что представляют собой функции органов государственной власти;
- каким образом, в какой мере и в каких направлениях данные функции реализуются.
Спрогнозировать результат управления и приносимый им эффект можно, установив критерии, которые носят всеобщий характер и на основании которых можно было бы устанавливать степень эффективности функционирования органов государственной власти.

По мнению Атаманчука Г.В., наиболее обобщают и раскрывают характер управленческих явлений и их качество критерии общей социальной эффективности, которые отражают особенности управленческих явлений с точки зрения их вклада в благосостояние страны и ее народа, характеризуют результат функционирования всей системы как совокупности субъектно-объектных связей и отношений.

Критерии такого рода позволяют оценить эффективность государственного управления по разным направлениям. Поскольку они связаны и позволяют измерить степень реализации потребностей, целей и интересов общественного развития, на их основе можно уяснить самое главное – связь государственного управления и общества, а также подготовленность органов государственного управления к обеспечению динамики и сбалансированности развития общества.
Данные, обобщающие подобные критерии в разных странах, дифференцируются, как правило, по сферам и уровням общественной жизни. Если рассматривать экономику развитых стран, то можно заметить, что главенствуют здесь процессы наращивания темпов общественного производства на базе новейших технологий и научно-технических достижений, что ведет к росту производительности труда, повышению качества выпускаемой продукции.
В социальной сфере отмечается тенденция к реализации принципа социальной справедливости с учетом закономерностей и форм общественных отношений страны. В политической сфере критерии социальной эффективности также приобретают важность, так как с их помощью появляется возможность определить методы, средства и формы, применяемые в управлении для обеспечения необходимых показателей развития экономической, социальной и духовной сфер. В духовной сфере растет понимание того, что каждый человек должен развиваться морально, этически и эстетически и состояться как личность демократического общества.
Критерии общей социальной эффективности призваны связать уровень государственного управления с проблемами общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Данные проблемы включают в себя как экономические явления, так и социально-психологические, духовно-идеологические, политические, исторические, экологические. Государственное управление призвано ориентироваться на результат, который предполагает повышающийся уровень функционирования управляемого процесса или явления.
Для получения наиболее объективного представления об эффективности государственного управления необходим анализ организации и функционирования самого государства и соответствующих ему органов управления как субъекта управления. По некоторым отличительным признакам государственное управление, осуществляемое органами исполнительной, законодательной и судебной власти, также может быть подвергнуто оценке. Этому может служить целый ряд критериев, раскрывающих качество функционирования органов государственной власти - в частности, власти исполнительной, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции и выступает не только как реализатор требований государства, но и как руководитель различных сфер жизнедеятельности общества, а также управляет общественными процессами. Подобные критерии отвечают на ряд общественно значимых вопросов: каким образом осуществляется государственное управление, какие методы и формы используют управляющие компоненты, какие ресурсы при этом применяются.
Целеориентированность органов государственной власти определяется путем оценки их организационной и иной деятельности и их целевой направленности, степени соответствия оказываемых управляющих воздействий целям, исходящим из их положения. Реализуемая и воспринимаемая обществом через результаты цель функционирования важна при анализе и оценке органа государственной власти.

Под затратами на решение управленческих вопросов и совершение управленческих действий подразумевается время, затрачиваемое органом государственной власти на управленческую деятельность. Чем меньше времени тратится на принятие и реализацию решения, тем выше производительность.

Учитывая иерархический характер органов исполнительной власти, затраты времени принципиально значимы. Актуальность того или иного управленческого решения ограничена во времени до тех пор, пока оно соответствует жизненным условиям. Подобное решение необходимо как можно быстрее довести до исполнителей, задержка сокращает его потенциал и значение.
Третьим критерием выступает стиль функционирования государственно-управляющей системы. Актуальным для раскрытия данного критерия будет комплексный подход. Оценить стиль функционирования можно с помощью всего многообразия факторов, влияющих на конкретный стиль управления.

В данном случае речь идет не о нормативно установленных формах, методах, ресурсах и средствах достижения целей, а о реальной практике и действительности управленческого поведения конкретных должностных лиц. Здесь огромную роль играют личностные возможности государственных деятелей.

Одновременно свой вклад вносит и уровень функционирования органа государственной власти.
Сложность организации субъекта государственного управления - четвертый критерий. Чем сложнее организационная структура, тем тяжелее обрабатывать управленческую информацию, каждому решению суждено пройти многочисленные согласования. Возникают проблемы при практической реализации решений. Примером такой сложной иерархической модели может стать организация исполнительной власти в РФ. На федеральном уровне: Президент Российской Федерации и его Администрация, Правительство РФ, Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, аппарат Правительства. На уровне субъектов Федерации: президенты республик, губернаторы, мэры городов, региональные правительства, аппарат регионального правительства. К ним следует добавить и иерархию органов местного самоуправления со своим аппаратом чиновников. Сложность организационной структуры органа государственной власти напрямую воздействует на эффективность реализации внутренних и внешних функций.

Важная роль в определении качества функционирования органов государственной власти принадлежит также критериям эффективности каждого должностного лица. В качестве критериев эффективности работы должностных лиц можно использовать:
а) степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности должностных лиц, которые определены в правовом статусе государственной должности;

б) законность решений и действий должностных лиц;

в) реальность управляющих воздействий;

г) содержание управленческих актов;

д) характер и объем взаимосвязей соответствующих управленческих органов и должностных лиц с гражданами, их объединениями и коллективами;

е) меру обеспечения в решениях и действиях должностного лица государственного престижа государственного органа и государственной должности;

ж) правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой должностными лицами;

з) нравственный критерий.

Проанализировав источниковую базу по вопросу критериев эффективности функционирования, можно сделать следующие выводы. 1. Научные изыскания относительно эффективности государственной власти делятся на несколько направлений. Наиболее актуальны попытки измерения эффективности функционирования органов государственной власти с помощью критериев эффективности, главный из которых - уровень жизни в государстве. Чем выше вклад органов государственной власти в благосостояние страны и народа, чем реальнее результаты их деятельности в этом направлении, тем выше оценивается их эффективность.
2. При оценке качества функционирования органов исполнительной власти важна деятельность должностных лиц, их внутренние корпоративные интересы. Низкая эффективность функционирования часто связана с тем, что должностные лица реализуют свои личные интересы за счет властного ресурса. Основой деятельности государственных чиновников должна стать ориентированность на достижение общегосударственных целей.
3. Для повышения эффективности деятельности государственной власти важны критерии оценки качества работы губернаторов по различным направлениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.008 с.)