Понятие, структура и функции политической системы общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и функции политической системы общества



Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность государственных и негосударственных институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и управление обществом.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. В юридической науке существуют различные точки зрения на количество таких подсистем. Например, по функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы:

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Сосредотачивая в своих руках значительные ресурсы, государство располагает широким спектром возможностей воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Не маловажно отметить роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть может быть весьма заметным. Обладают способностью существенно влиять на общественное мнение средства массовой информации и церковь. Благодаря этому они оказывают давление на власть и ее лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов и поведение граждан.

Функции политической системы.В теории систем под «функцией» понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. В юридической и политологической литературе представлено значительное число классификаций функций политической системы. Рассмотрим одну из общепризнанных классификаций, ее авторами являются американские политологи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл. Эти ученые выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение». Итак, они выделяют следующие функции:

функция политической социализации: сохранение или поддержание существующей модели политической системы через приобщение индивидов к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти;

функция адаптации: жизнеспособность системы обеспечивается подготовкой и отбором субъектов власти (лидеров, элиты), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу;

функция реагирования: ответ на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри самой системы, особенно когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества;

экстракционная функция: извлечение ресурсов из внешней и внутренней природной, экономической и другой среды;

дистрибутивная или распределительная: распределение полученных ценностей и ресурсов так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества.

регулирующая функция: осуществление влияния на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

§2. Государство как самостоятельный субъект политики

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через императив «общеобязательности».

Государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Правда, в научной литературе на этот счет идет дискуссия. Например, по мнению профессора М.Н. Марченко, правильнее говорить об особом месте государства, а главным звеном является личность[3].

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций:

– государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны: государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства;

– государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют;

– государство организует общественную жизнь на основе права: только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер;

– государство представляет собой суверенную организацию власти: суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами;

–государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории всей страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов конкретного объединения (политической партии, корпорации и т.п.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.005 с.)