Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие типологии государств
При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает существенные изменения. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, религия и многие другие факторы. Отражением смены одних типов государства и права другими выступает типология государств. Тип государства – это совокупность наиболее общих системообразующих признаков, присущих конкретной группе государств и раскрывающих закономерности их организации и развития. §5. Понятие и содержание формационного подхода Данный подход был предложен классиками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХІХ в. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно - экономической формации. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В свою очередь, способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений) определяется господствующей формой собственности на средства производства. Таким образом, общественно – экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества, которая строилась на непосредственных отношениях господства и подчинения. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов, которых нещадно эксплуатировали за счет их количества. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации, в которой главной отраслью производства является земледелие, поэтому право собственности на землю имеет решающее значение. Такое государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, это последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие бесклассового коммунистического общества. §6. Понятие и содержание цивилизационного подхода Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Родоначальники цивилизационного подхода – Арнольд Тойнби – английский ученый («Постижение истории) и Н.Я. Данилевский – русский ученый («Россия и Европа»). Центральное место в теории занимает понятие «цивилизация» (от лат. «civilis» - «гражданский», «общественный»). В научной литературе предложено большое количество определений данному понятию. А. Тойнби определял цивилизацию как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. В современной теории цивилизаций распространены линейно-стадиальная концепция и концепция локальных цивилизаций. В линейно-стадиальной концепции под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставленная «нецивилизованным» обществам. Адепты данной концепции представляют мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации. Сторонники концепции локальных цивилизаций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития цивилизации. Различными учеными выделяются множество локальных цивилизаций – восточные, западные и смешанные (промежуточные); доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; крестьянские, промышленные и научно-технические и другие. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования: они «возникают», «растут», за счет энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к «упадку» и «разложению». Дополнительная литература 1. Бирюков, Н. И. Категория «государство» в истории политико-правовой мысли // История государства и права. 2006. № 3. 2. Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. М., 2002. 3. Демидов, А. И. Власть в единстве и многообразии ее изменений // Государство и право. 1995. № 1. 4. Захаров, А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2. 5. Керимов, А. Д. Современное государство: проблемы теории / 6. Кузьмин, Э. П. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006.№ 3. 7. Ленин, В. И. О государстве // Собр. соч. 8. Рожкова, А. П. Принципы и методы типологии государства и права / 9. Сигалов, К. Е. Проблемы периодизации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы / К. Е. Сигалов. М., 1998. 10. Тойнби, А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби М., 1991.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.113 (0.012 с.) |