Круг проблем и функции философии и методологии науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг проблем и функции философии и методологии науки



Характер философского знания

Разнообразие подходов к определению предмета и задач философии

С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках истины. Кроме Пифагора эту мысль разделял Гераклит (V-VI века до н.э.).

Софисты - считали смыслом философии умение доказать для себя (выгодное для общества);

Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - "Задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. Философами рождаются, а не становятся".

Аристотель - "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". "Философия - единственная из наук, которая существует ради самого знания и понимания".

Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.

Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.

Особенности философского знания

Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:

любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);

любая из них решает наиболее общие вопросы познания (познаваем ли мир, в чём смысл познания, применимы ли наши знания к внешнему миру, можно ли их использовать для его изменения и изменения самого себя);

Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества;

Любая философская теория изучает наиболее общие вопросы человека.

Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения

Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.

Мировоззрение:

совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.

Мировоззрение имеет два уровня:

мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный характер;

миропонимание - отражение мира и человека с помощью понятий, носит рационально-теоретический характер ("рацио" - разум, интеллект, мышление).

Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.

Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.

Категория: наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).

Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.

Круг философских проблем и структура философского знания.

Основной вопрос философии

Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:

- Онтологическая группа - в учении о бытии;

- Гносеологическая группа ("гносис" - знание) - проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;

- Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);

- Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;

- Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);

- Социально-философская группа - проблемы общества.

Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания.

Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта):

- В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три позиции:

Монизм - одно начало мира (материя или сознание). Выступает как материалистический или идеалистический (что первично? - материя или сознание?).

Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.

Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями");

Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);

Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);

- Вторая сторона:

Агностицизм - мир принципиально не познаваем;

Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности достоверного знания;

Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;

Оптимизм - утверждает способность человека получать достоверные знания (объективную истину).

Проблема методов философии. Диалектика и метафизика

Философский метод - это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь"). Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

Диалектика - всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами являются:

- Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой вниз", "нельзя в одну реку войти дважды"); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.

- Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория, и как метод XVIII-XIXвв.;

- Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).

Метафизика - является противоположным диалектике методом познания. Её особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: "либо да, либо нет", "либо белое, либо чёрное". Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: "нет покоя без движения и движения без относительного покоя".

Функции философии

Специфика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями философии являются:

- Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;

- Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком;

- Познавательная функция исследует наиболее общие стороны, связи и закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;

- Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;

- Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;

- Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.01 с.)