Философия науки и рост научного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия науки и рост научного знания.



Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Процесс развития и роста знания проходит определенные, качественно различные этапы. Этот процесс привел в свое время к переходу от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке, от классической науки к неклассической и т.п. Рост научного знания идет от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д. Проблема роста, развития знания является центральной в философии науки. Предлагаются разные решения этой проблемы. Так, К. Поппер считает, что не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции. Для Поппера рост знания не является кумулятивным (накопительным) процессом, он представляет собой процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Говоря о росте знания, Поппер имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену – с помощью научной критики – более удовлетворительными теориями.

Общая модель развития науки, предложенная Т. Куном, введшим в широкий оборот понятие парадигмы (образцовой теории), включает два основных этапа. Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма, и научная революция, в ходе которой происходят распад парадигмы, начинается конкуренция между альтернативными парадигмами, в борьбе которых побеждает одной из них, после чего наступает новый период нормальной науки. Переход от одной парадигмы к другой осуществляется через научную революцию. В ее ходе происходит такой процесс, как смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение, причем кардинальное, данной сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. В период научной революции упраздняются все наборы таких правил, кроме тех, которые согласуются с новой парадигмой. Для характеристики этого процесса Кун использует термин "реконструкция предписаний".

Научные революции и смена типов рациональности

Научные революции в науке в целом знаменуют смену типов научной рациональности.

В современной науке существуют два основных типа научной рациональности и, соответственно, два крупных этапа эволюции науки в последние столетия. Первый – это классическая наука (XVII–XIX вв.), со своей специфической, как говорят, классической, научной рациональностью, второй – неклассическая наука, начавшая складываться в XX в. и выработавшая новый, свой собственный неклассический тип рациональности. Этот неклассический тип рациональности господствует в науке и сейчас.

Классическая наука исходила из предположения, что познающий субъект и познаваемый объект существуют отдельно и независимо друг от друга и что субъект будто со стороны взирает на мир. Объективность научного знания ставилась в зависимость от исключения из описания и объяснения мира всего, что относится к познающему субъекту и его деятельности.

Неклассическая наука стала непосредственно соотносить познаваемые объекты со средствами и операциями по их познанию. Уточнение используемых исследователем средств и операций считалось условием получения истинного знания об объекте. Образцом такого подхода является квантово-релятивистическая физика.

Наука и техника

Наука неразрывно связана с техникой. Можно сказать, что если бы не было современной науки, то не было бы и современной техники; в то же время без современной техники, ставящей перед наукой определенные задачи и обеспечивающей ее необходимыми инструментами, не было бы современной науки.

Различение естественного и искусственного в философии техники ставит проблему о взаимоотношениях техники и науки. Как правило, наука ставится на первое место, а техника на второе, причем техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. В последнее время все чаще подчеркивается влияние техники на науку. Все в большей степени начинает подчеркиваться самостоятельное значение техники. Она перестает быть всего лишь чем-то прикладным. Технический, инженерный подход не отменяет и не вытесняет научный подход. Техника использует науку как средство в своей ориентации на действие. Действовать – лозунг искусственно-технологического подхода. В отличие от научного подхода он не охотится за знанием, а стремится к производству аппаратов и осуществлению технологий. Нация, не освоившая искусственно-технологический подход, страдающая избыточной созерцательностью, оказывается в современных условиях не современной, а скорее архаичной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.004 с.)