Методика оценки физического развития «сигмальным» методом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки физического развития «сигмальным» методом.



В статистике здоровья населения σ вместе со средней арифметической используется для индивидуальной оценки физического развития отдельных лиц изучаемых коллективов.

Такая оценка может производиться по формуле:

  v - M
σ

т.е. признаки физического развития у данного индивидуума оцениваются в величинах среднего квадратического отклонения (сигмальная оценка). Отклонение размеров признака конкретного лица от средней величины признака всего коллектива (совокупности) оценивается следующим образом:

от - 1 σ до + 1 σ - среднее развитие

от - 1 σ до - 2 σ - развитие ниже среднего

от - 2 σ и меньше - низкое развитие

от + 1 σ до + 2 σ - развитие выше среднего

от + 2 σ и больше - высокое развитие

Например, если среднее квадратическое отклонение роста данной группы школьников равняется 6,5 см, а средний рост их - 150 см, то школьник, имеющий рост 148,5 см получит оценку роста:

148,5 - 150 = - 0,2 σ
6,5

т.е. развитие его по данному признаку следует оценить как среднее, поскольку полученный результат попадает в интервал от - 1 σ до + 1 σ.

У другого школьника с ростом 158 см сигмальная оценка роста равна:

158 - 150 = + 1,2 σ
6,5

т.е. рост его выше среднего, а рост третьего, равный 135 см, будет оценен

 

135 - 150 = - 2,3 σ
6,5

т.е. как низкий.

Сигмальный метод оценки физического развития является наиболее простым и доступным. Но, используя этот метод, можно оценивать физическое развитие только изолированно по одному из признаков (только по росту, по весу, окружности грудной клетки и т.д.).

Процентильный метод, краткая характеристика. В своей работе врач довольно часто сталкивается с необходимостью антропометрического обследования пациентов с целью оценки уровня их развития. Показатели физического развития позволяют судить о морфофункциональном состоянии детей и молодежи и своевременно осуществлять мероприятия по коррекции выявленных отклонений.

В последние годы широкое применение для оценки физического развития нашел центильный метод, основанный на статистических закономерностях и позволяющий сжато описать любые распределения количественных признаков непараметрическим способом. В настоящее время большинством педиатров для оценки физического развития детей используются центильные таблицы регрессии по росту

Природно-климатические и экологические условия проживания популяций в разных регионах России существенно разнятся, а социально-экономические реалии их жизни претерпевают значительные изменения. Все это не может не сказываться на физическом развитии детей и молодежи.

Исходя из этого, для составления центильных таблиц проводится антропометрическое обследование детей. Массивы показателей физического развития детей (не менее 100 наблюдений по каждому признаку каждой половозрастной группы) обрабатываются статистически с помощью электронных таблиц MS Excel.

Центильный метод применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, т.к. он учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону завышения или занижения нормы. Обязательным условием центильного метода является достаточно большое число наблюдений по каждому признаку (не менее 100 наблюдений). Тем самым обусловливается достоверность последующих индивидуальных оценок.

Сущность центильного метода заключается в распределении результатов измерения одного признака в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль (медиана). Обычно, для характеристики распределения достаточно привести не все 100, а только 6 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й, 97-й. 3-й центиль - это такая величина исследуемого признака, меньше которой он наблюдается у 3 % вариант выборки. Величина признака меньше 10-го центиля встречается у 10 % вариант выборки и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют вероятностью и обозначают ее в процентах. Промежутки между центильными вероятностями получили название центильных интервалов или "коридоров".

Выделяют 7 неодинаковых по величине центильных интервалов, каждый из которых получил свое наименование как оценка соответствующей величины анализируемого показателя.

1-й интервал включает величины до центильной вероятности, равной 3 %. Показатели, попадающие в 1-й интервал, оцениваются как очень низкие.

2-й интервал включает величины между 3-м и 10-м центилями. Показатели этого интервала расцениваются как низкие.

3-й интервал включает показатели между 10 % и 25 % центильными вероятностями. Эти показатели оцениваются как сниженные.

4-й интервал включает величины между 25 % и 75 % центильными вероятностями. Показатели данного интервала расцениваются как средние.

5-й интервал включает показатели в границах 75-го и 90-го центилей и оцениваются как повышенные.

6-й интервал включает величины между 90 % и 97 % центильными вероятностями. Показатели этого интервала оценивают как высокие.

7-й интервал включает величины выше центильной вероятности, равной 97 %. Показатели, попадающие в 7-й интервал, оцениваются как очень высокие.

Для оценки физического развития определяют гармоничность развития ребенка.

Гармоничность развития определяется на основании разности между максимальным и минимальным показателем кооридоров:

Разность 0 - 1 - гармоничные,

разность 2 - дисгармоничные,

разность 3 - резко дисгармонгичные.

Развитие превентивной педиатрии, которая ставит своей целью всестороннее изучение закономерностей роста и развития здорового ребенка открывает новые возможности для занятия теоретическими и практическими проблемами развития детей, разработкой и реализацией стандартных способов и тестов для определения уровня физического развития, поведения, навыков, интеллекта, социальной зрелости и пр. Рассмотрение проблем физического развития требует современных подходов основанных на реализации достижений математической статистики в комплексе с аппаратным обеспечением исследований.

 

Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.006 с.)