Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской педагогики.



Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка.

Одно из главных филологических достижений Ломоносова – «Российская грамматика». В этом труде впервые были определены основы изучения грамматического строя русского языка. Издание «Российской грамматики принесло Ломоносову звание первого российского ученого-грамматиста.

Ломоносов является инициатором открытия Московского университета для обучения всех слоев населения. Учебное заведение было создано по его проекту в 1755 году.

 

32.Реформы и контрреформы системы образования в России второй половины 19 в.

был введен в действие новый школьный устав, положивший начало третьей по счету системе общеобразовательной школы в России. Введение Устава 1828г. стало логическим следствием общего изменения внутренней политики правительства в сторону консервации существующего социально - политического строя и содержания свободной от государственной опеки активности формирующегося гражданского общества. Как известно, эволюция в этом направлении началась еще раньше, во второй период правления Александра I и, кстати сказать, затронула она и школьное образование - как в отношении содержания, так и в отношении структуры последнего. Из гимназического курса указами 1819 и 1824 гг. были исключены философия, эстетика, право, политическая экономия и ряд других дисциплин, зато были введены Закон Божий и русский язык, увеличилось число часов на греческий и латинский языки.Так же были приняты уставы1835. идет активный процесс формирования гражданского общества, и это пугает правительство, стремящееся всеми силами сдержать гражданскую инициативу; общество становится больше государства, перерастает ставшие ему узкие рамки сословного строя, а правительство пытается перекрыть каналы все возрастающей социальной мобильности, одним из которых и было школьное образование.

 

 

30. Реформы Российского образования первой половины 19 в. (Уставы 1804, 1828, 1835гг)

Устав 1804 г. внес в учебный процесс и многие прогрессивные черты. устанавливался единый список учебников, соответствующих курсу каждого класса; в уездных училищах, должны были быть таблицы, карты, глобусы и прочее. В гимназиях неимущим ученикам книги выдавались бесплатно; каждая гимназия должна была быть оснащена целым набором разнообразного учебного инвентаря, наглядных пособий и тому подобное. в Уставе ясно и определенно говорилось, что цель школьного обучения заключается в развитии личности учащегося, воспитания у него желания и выработке умения получать знания самостоятельно. Устав 1828 г. заметно сократил число преподаваемых предметов во всех типах школ. В уездном училище, курс которого увеличился на один год, работали теперь пять штатных учителей - три учителя наук, законоучитель и учитель чистописания, черчения и рисования; численность класса была определена в 40 человек. Учебная нагрузка была существенно увеличена. Главная обязанность Директора состоит в бдительном, неослабном надзоре за Гимназией и всеми вверенными ему училищами; устав 1835 В главе первой, озаглавленной «Общие положения», следуют нормы:

1. Университет составляется: 1) из определенного числа факультетов, 2) из совета, 3) из правления.

2. В полном составе университета полагаются три факультета: философский, юридический, медицинский.

3. Каждый факультет состоит из учащих и учащихся. Число первых определяется штатом, но может быть увеличено по мере надобности. Они разделяются на профессоров, адъюнктов и лекторов.

4. Каждый факультет имеет своего декана, а философский двух по числу его отделений. Все факультеты в совокупности подчиняются ректору.

5. В совете университета, под председательством ректора, присутствуют ординарные и экстраординарные профессоры.

6. Правление университета составляют под председательством ректора деканы и синдик.

7. Все российские университеты состоят под особенным покровительством Его Императорского Величества и потому носят имя императорских.

8. Каждый университет, под главным ведением министра народного просвещения, вверяется особенному начальству попечителя.

9. Настоящим уставом определяются: 1) состав и предметы ведения каждого факультета; 2) предметы и обязанности совета; 3) предметы и обязанности правления; 4) порядок определения и главные обязанности лиц, принадлежащих к университету; 5) порядок курсов, лекций, задач и испытаний; 6) права и преимущества университета; 7) особенные установления при университете, и 8) учебные и вспомогательные пособия.

10. Статьи настоящего устава имеют силу и действие во всех вообще российских университетах, кроме тех изъятий, кои постановлены для университета Дерптского, в особенном его уставе, и для университета св. Владимира - в проекте правил для него на время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.006 с.)