Теории демократического элитизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории демократического элитизма



Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Иозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Мангейм, демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты.

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Леволиберальные концепции

Своего рода идейным антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Важнейший представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические, отличительные черты:

1. Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту.

2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей системы. Сплачивающим фактором властвующей элиты является не только общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя, но и близость социального статуса, образовательного и культурного уровня, круга интересов и духовных ценностей, стиля жизни, а также личные и родственные связи.

3. Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного. Возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограниченны. С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.

4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

5. Первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач. Миллс отрицает неизбежность элитарности общества, критикует ее с последовательно демократических позиций.

Технократические концепции

Отцом технократизма XX века считается Т.Веблен (1857 - 1929). Американский экономист считал, что в качестве правящего класса, идущего к власти на смену капиталистам, должны быть инженеры и технические специалисты индустрии. Они объективно заинтересованы в эффективности общественного производства, а, следовательно, оно и должно быть поставлено под их контроль в результате революции инженеров. Управление становится столь же рационалистическим, сколько и инженерное управление процессами производства. Следуя за идеями западного мира, американский экономист Д. Гелбрейт, сохраняя установку на рационализацию управления, расширяет представление о технократах: к ним он относит не только инженеров, но широкий класс лиц, участвующих в управлении производством и обладающих профессиональными знаниями и информацией — менеджеров, ученых и педагогов. Вместе с тем Гелбрейт уже не говорит о революции инженеров и менеджеров и о замене ими иных властвующих элит, прежде всего профессиональных политиков. Он говорит о союзе с ними в свете общей заинтересованности в постоянном экономическом росте. Его идеал — участие менеджеров в принятии решений самого высокого уровня в качестве обладающих знанием специалистов и экспертов.

После некоторого падения популярности технократических идей, вызванного кризисом капиталистического индустриального общества на рубеже 60 - 70-х годов ХХ века, на Западе начинается новая технократическая волна. Среди ее авторов видное место занимает Д. Белл, который говорит о том, что главная роль в обществе отводится науке, ученым, интеллектуальным технологиям как ведущим факторам научно-технического и общественного развития в информационном обществе. Важно, что Белл от- меняет жесткое требование к управлению - быть рациональным и признает, что политики занимают во власти законное место, следуя не только рациональным построениям, но действуя в мире ценностных предпочтений.


 

42. Политическая социализация как процесс (сущность, уровни, этапы, функции, агенты, критерии) (Н. Лукашев)

Политичиская социализация - процесс усвоения человеком правил

политических институциональных отношений, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.006 с.)