III. Изучение новой темы, работа по главе VIII. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение новой темы, работа по главе VIII.



1. Беседа по вопросам.

— «Но особенно крепко заставил и потянул меня к себе... Хорошее Дело. Почему? (Зачитать описание внешности, комнаты.)

— Что обидело Алексея? («... Ты.., не ходи ко мне. Хорошо?»)

— Как Хорошее Дело воспринял бабушкин рассказ?

— Какова его главная мысль. («Нельзя жить чужой совестью, да, да!» Перед Алешей — ученый, очевидно, химик. Алеша случайно становится свидетелем творческого процесса, рождения мысли, воплощения ее в бесчисленных экспериментах. («Скверно пахнет?» «Это, брат, весьма хорошо!»), и его захватывает увлеченность человека своим делом, Алешу трогает внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, напоминающее отношение самого автора, хотя он до конца не понимает слез квартиранта, восхищающегося талантом русского народа. Хорошее Дело гордится тем, что живут такие люди, как бабушка, на русской земле. Он прост, деликатен, скромен, умеет уважать человека, радоваться красоте природы. Он прощает людям презрительное отношение к себе, понимая, что это идет от темноты, невежества, непонимания того, что человек может беспокоиться не о собственном благополучии, а бескорыстно служить делу. «Чужой — понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой...» Каширины, брат, хорошего не любят...! И, оказывается, не только Каширины.)

Задание: зачитать текст «Прощание Алеши с Хорошим Делом». С. 79.

«Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее.

Автор рассказал о дружбе взрослого человека и ребенка. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не понял Хорошего Дела, да и постоялец не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу. Она доказывает то, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. Сам Горький убежден и нас убеждает в том, что положительное начало в человеке неискоренимо, неистребимо.

 

Домашнее задание: дочитать главы ХII, ХIII повести.

 

Урок 61

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1.Чтение учителем главы ХII.

2. Беседа по вопросам.

— Что автор называет «свинцовыми мерзостями»? (С. 80.)

— В чем уверен автор? («... русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».)

— Чем «изумительна жизнь наша»? («... Сквозь... пласт... победно прорастает яркое, здоровое, творческое...».)

Вывод. Алеша — это «яркое, здоровое и творческое» начало, которое победно «прорастает» сквозь пласт «скотской дряни»; его чуткость, справедливость, доброта, привлекают самых «лучших людей», которые помогли ему взглянуть на жизнь более широко и осмысленно, скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела («Нельзя жить чужой совестью, да, да!», «деньги, брат, ерунда». «Всякую вещь надо уметь взять — понимаешь? Это очень трудно — уметь взять!» — это о жизни, о бабушке: «Хороша у тебя бабушка, — о, какая земля!», «...записывай, что бабушка рассказывает, — это, брат, очень годится...»; о бабушкиных сказаниях: «Это — страшно верное, наше:..», «Это — страшно русское»; об отношении людей: «Чужой — понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой...»; о природе: «Славно, брат? То-то!») вошли в душу мальчика и стали его жизненными вехами (ориентирами).

3. Пересказ ХIII главы повести.

 

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете выражение «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»?

— Почему так часто ссорились в доме Кашириных?

Домашнее задание: задание по группам: I группа — инсценируйте одну из сцен: «Разговор с дедом», «Разговор с Цыганком», «Ученье» и т. д. II группа — подготовьте сценарий «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен», «Бабушка — самый близкий друг Алеши», «Алеша и дом Кашириных».

 

Урок 62

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Заключительная работа по теме.

Тест.

1) Не является автобиографическим произведение:

а) М. Горького «Детство»;

б) Л. Н. Толстого «Детство»;

в) И. А. Бунина «Лапти».

2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

а) Алеша;

б) дядя Яков;

в) бабушка Акулина Ивановна.

3) Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

4) Рассказывал о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»;

б) что «это — живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...»

в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5) Тема произведения:

а) жизнь Алеши;

б) судьба деда;

в) рассказ о бабушке.

6) Название произведения:

а) указывает на главного героя,

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется:

а) типичной;

б) трагичной;

в) исключительной.

8) Главным героем произведения является.

а) вымышленный персонаж;

б) реальный человек;

в) сказочный персонаж.

9) Авторская позиция в произведении:

а) скрыта;

б) выражена в авторском повествовании;

в) передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

а) деда;

б) бабушки;

в) жены дяди Якова.

 

2. Инсценирование эпизодов из повести.

 

3. Демонстрация сценариев по повести.

 

Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по одной из тем: «Алеша Пешков», «Бабушка Акулина Ивановна», «Судьба деда Каширина».

 

Уроки 63—64



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.008 с.)