Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: запорожская сечь. Жизнь в Сечи
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть описания степи (2—3 ученика).
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме. 1. Работа с текстом. Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («...Оглушили пятьсот кузнечных молотов...», «кожевники мяли кожи...», «Торговцы... сидели...» «развесил платки», «... ворочал кадки с тестом», «... запорожец, спавший на дороге», «... пробирался... сквозь... улицу...», «...несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска),... запорожцев лежавших...», «...запорожец без рубашки...»)
2. Беседа по вопросам. — Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.)
3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «... и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием...» (Цитата по книге: Голубева Э. И., Крестинская А. А., Кузнецова Э. В. Беседы о русских художниках. — Л., 1960.— С. 163.) Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев. Центральная фигура картины — кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Все: поза, одежда — говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым. Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели — защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов. В центре картины — небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте.
Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину.
4. Комментированное чтение страниц повести. — Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «... приходила гибель народа... вся церемония».) — Какую роль играл куренной атаман (батька)? — Каковы законы Запорожской Сечи? — Как проявили себя Остап и Андрий? — Какое решение принимают казаки и почему? («...Идти прямо на Польшу, отомстить... за... посрамленье веры и казацкой славы». «Прощай, наша мать!..») Вывод. Суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится. Задание. Зачитать начало V главы. («Все знали, что трудно... под именем запорожского войска».) — Каков Остап в бою? (Зачитать от: «Остапу, казалось, был … качества льва».) — Какие качества воина проявил Андрий? (Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».) Задание. Зачитать диалог служанки панночки и Андрия. (Зачитать со слов: «... сам подошел... я сейчас ворочусь».) — О чем напомнила панночка Андрию? («... Тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе».) — Что ответил казак? («А что мне отец... И все... погублю за такую отчизну!») Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни — защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем... Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.
V. Подведение итогов урока. — В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?
Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 главы повести.
Урок 29
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.006 с.) |