Функции экскурсионной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции экскурсионной работы.



Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует рас­пространению политических, философских, научных, художе­ственных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функ­цию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы про­паганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропа­ганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассмат­ривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как фор­мы воспитания и обучения является ее научный характер. Зада­ча экскурсии - способствовать распространению научных зна­ний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказы­вать содействие формированию мировоззрения. Факты, собы­тия, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей совре­менной науки, к которым они имеют отношение. Факты и со­бытия должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Принципы идей­ности означают объективный подход к содержанию фактичес­кого материала при подготовке экскурсии и убежденность экс­курсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого тре­бования, чтобы в соответствии с ним были составлены доку­менты для экскурсии - тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идей­ную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объек­тов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его актив­ной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специа­лист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственно­го и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала дол­жно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом зако­нов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещае­мой темы, так или иначе увязываются между собой.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей те­мой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об от­крытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйствен­ном и культурном строительстве. От таких важных средств ин­формации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть ин­формации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсо­вод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экс­курсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 1920-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экс­курсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсан­тов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению круго­зора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Не­редко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помога­ет им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Функция формирования интересов человека. Задача экскур­сии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экс­курсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конк­ретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литератур­ному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскур­сия для многих становится началом работы по самообразова­нию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновремен­но несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскур­сия - это функция расширения культурно-технического круго­зора; для подростков, выбирающих профессию, - функция фор­мирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.004 с.)