Не должность, а деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не должность, а деятельность



Следующее применение заключается в том, что апологетика — это слу- жение, которое мы совершаем, а не положение, которое мы занимаем. Когда Пётр повелевал христианам быть всегда готовыми «дать ответ», он не пред- лагал им должность, а давал практический совет для повседневной жизни. Подобным образом использует слово апология и апостол Павел. В Посла- нии к Филиппийцам он напоминает читателям, что был «поставлен защи- щать благовествование» (1:17). Защита Евангелия была его служением, а не должностью. Он говорит то же самое и в Фил. 1:7. Подобным образом использовал слово апология и Господь Иисус, когда предупреждал учени- ков, что их будут преследовать за веру: «Не заботьтесь, как или что отве- чать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук. 12:11-12). Для Иисуса апологетика была служением, а не стремлением к званию.

Апологеты-традиционалисты хотели бы, чтобы мы поверили, что в 1 Пет. 3:15 создаётся прецедент для получения звания, титула апологета или воз- главления отдела по апологетике. Многие современные евангельские богос- ловы присваивают себе титул апологета. Это звание среди других регалий и достоинств представлено в их книгах и на веб-сайтах. Например, Тейлор пишет: «Евангелист проповедует Евангелие, а апологет его защищает».35 Джеймс Сайр, защитник традиционной апологетики, считает, что есть пять конкретных требований, необходимых для звания и призвания апологета, и первым необходимым качеством является «увлечённость и наслаждение интеллектуальной жизнью».36 Но на самом деле в Библии нет конкретного звания, титула или положения «апологета». Единственные ясно определён- ные звания, перечисленные в Новом Завете, данные Богом для попечения, руководства и надзора в Его Церкви: апостолы, пророки, пастыри [старейши- ны], учителя, евангелисты (Ефес. 4:11) и дьяконы (1 Тим. 3:8-13). Мнение об особо избранной группе «апологетов», отличающихся от всех остальных хри- стиан, — искажение и ложное толкование. Это равносильно тому, что сказать: только некоторые христиане — святые и священники, а остальные — нет. Пётр говорит ясно. Каждому христианину даётся повеление сделать апо- логетику образом жизни — быть всегда готовыми при необходимости дать неверующим ответ о надежде, которую они имеют во Христе.

 

 
 

35 Taylor, Introducing Apologetics, 13.

36 Sire, Humble Apologetics, 94.


Отношение в апологетике

В 1 Пет. 3:15 сформулирована ещё одна неоценимая истина об апологе- тике. Она касается отношения христианина к оппонентам при защите веры. Находясь под давлением, легко стать агрессивным или язвительным по отно- шению к противникам. Поэтому Пётр напоминает христианам, чтобы они защищали свою веру, проявляя к недоброжелателям благочестивое отноше- ние, то есть делали это «с кротостью и благоговением». Кротость свидетель- ствует о нашем отношении к неверующим, а благоговение — о нашем поло- жении перед Богом. Лучше всего значения обоих терминов обобщает слово

«смирение». Кротость подразумевает мягкость, дружелюбие и моральную силу, которая держится под контролем. Свидетельствуя неверующим, мы не должны господствовать, пересиливать, умалять или унижать их, а обязаны говорить «истину в любви» (Ефес. 4:15). Грег Бансен правильно назвал этот подход «скромной смелостью».

Цель — не выиграть в споре, уничтожив противника словесным разно- сом. Эта цель совершенно отличается от целей греков, живших в дни Петра. От дней Сократа до апостолов греки гордо выставляли себя в публичных дебатах и спорах с соперниками, преследуя цель переиграть другого, уни- жая и обезоруживая врага аргументами. Их социальные взаимодействия строились по принципу «человек человеку — волк», защищая этот девиз

«естественного отбора». Победитель становился «королём положения». Они были гладиаторами риторики и этим гордились.

 

Греки любили спорить обо всём… Пётр же, напротив, говорит, что [веру- ющие] должны свидетельствовать не во властной, самоуверенной форме, а с кротостью (праутетос, смирение, мягкость) и страхом (фобоу, ужас, страх) не перед людьми, а перед Богом; то есть с благоговением и зависи- мостью от божественного водительства.37

 

Пётр повелевал христианам руководствоваться полным смирением. Но греки расценивали проявление смирения в отношениях с другими как неже- лательное и отрицательное качество. Для них оно подразумевало внутрен- нюю слабость и раболепие. В конце концов, смирение означает непритяза- тельность и малозначительность, а если целью было выиграть дебаты, то греческие философы меньше всего хотели быть малозначительными. Вос- приятие смирения у греков коренным образом отличалось от того, что гово- рила Библия об этой высочайшей, подражающей Христу добродетели:

 

Различие значения группы слов ταπεινός [ скромный ] в греческой литера- туре и Библии обусловлено различным пониманием. Греческая концепция

 

 
 

37 Harris, The Complete Biblical Library, 293.


свободы пренебрегает подчинённостью и отсутствием независимости. Это ограничивает слово ταπεινός, и оно воспринимается отрицательно, … у гре- ков ταπεινός обрело унизительный смысл.38

 

Эта разница наглядно показана апостолом Павлом, когда он, смиренный человек Божий, дискутировал с греками-язычниками в Афинах, говоря им об Иисусе, Его смерти и воскресении. Греческие философы в ответ назва- ли Павла пустословом, говоря, что «он проповедует о чужих божествах» (Деян. 17:18). Другими словами, они называли его необразованным тупи- цей и глупцом, несущим вздор. Греки были самоуверенны, надменны и вели себя оскорбительно по отношению к апостолу. Из состоявшегося диалога видно, что Павел по отношению к ним проявляет полную противополож- ность в поведении, хотя он знал, что это заблуждающиеся невежды. Он говорил им истину в любви, относился к ним с достоинством и желал их спасения, умоляя обратиться к Христу. Их реакция была неоднозначной. Некоторые заинтересовались и с любопытством отнеслись к его словам, другие же насмехались над ним (17:32). Последние просто не могли изба- виться от интеллектуальной напыщенности и превосходства, бывших у них в крови, — от влияния языческой греческой культуры, которая презирала смирение и кротость.

Для христиан, занимающихся апологетикой, цель состоит в том, чтобы ясно, благочестиво представить неверующим Христа и Его Евангелие. Бла- гоговение подразумевает наше постоянное почтение к Богу, напоминает о том, что некогда мы были Его врагами (Рим. 5:8), детьми гнева (Ефес. 2:4), сынами дьявола (1 Иоан. 3:8), ничем не лучше любого неверующего, с кото- рым мы сталкиваемся. Бог даровал нам спасение не потому, что мы были достойны или заработали его. Нет, мы не заслуживали этого, но Бог всё- таки милостиво спас нас.

Благоговение является следствием нашего понимания того, что даже самой своей жизнью мы обязаны Спасителю Иисусу Христу, Который был воплощённой кротостью и всегда проявлял совершенное смирение и ува- жение к другим. Иисус говорил о Себе так: «Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). В почтении к Христу как Богочеловеку христианин должен жить перед Богом в страхе и трепете, которые Пётр называет благоговением. Это чувство глубокого почтения должно пронизывать весь тон нашего свидетельства неверующим. Павел лучше всего говорит об этом так: «Нико- го не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и проявлять всякую кро- тость ко всем людям. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны,

 

 
 

38 Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich, eds., Theological Dictionary of the New Testament, (Grand Rapids, MI: Eerdmans Publishing, 1975), VIII:11, 19.


заблудшие, были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам правед- ности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:2-5).

 

Заключение

Как было сказано выше, 1 Пет. 3:15 является ключевым парадигматиче- ским местом Писания в определении и объяснении основных принципов христианской апологетики. Вследствие этого как наиболее важные выде- ляются девять основных истин: 1) В контексте 1 Пет. 3:15 Пётр по при- меру Иисуса использовал слово апология («ответ») в простом, духовном, религиозном и богословском смысле (Лук. 12:11-12), а не в формальном, светском, юридическом и философском значении, какое было характерно для язычников-греков Сократа и Платона. 2) Пётр учил, что Бог использует святую жизнь христианина как орудие апологетики. Апологетика — это не только слова, но и практическая жизнь. Это подчёркивается в использова- нии Петром слова хагиазо, как повеления верующим в своей жизни святить Христа как Господа. 3) Пётр также дал понять, что христиане должны защи- щать свою веру в контексте божественного откровения, используя Божьи мысли таким образом, как они отражены в Писании. Мы не должны защи- щать веру своим человеческим разумом и логикой, отвергая при этом осо- бое откровение, как это делает традиционная апологетика. 4) Апологетика должна практиковаться всеми христианами, и такой подход должен исполь- зоваться при работе со всеми неверующими. Неверующим нужна вера, и только Евангелие может даровать им спасающую веру. Натурбогословие, чисто человеческий разум и законы логики не могут пробудить веру в неве- рующих, как это пытается представить традиционная апологетика. 5) Хри- стиане должны защищать свою надежду, то есть веру в Иисуса Христа и в основные истины Евангелия. Пётр не просил верующих защищать веро- ятность существования Бога, как предполагает традиционная апологетика.

6) Апологетика, по своей сути, евангелизационна. В таком значении Пётр и Павел использовали слово апология. Каждый христианин должен всег- да, во всякое время быть готовым объяснить Евангелие любому человеку.

7) Апологетика — это образ жизни для христиан, так как все они еже- дневно сталкиваются с неверующими. Защита веры — это не формальная дисциплина, предназначенная для специальных, заранее спланированных дебатов между известной академической элитой, как порой стремится представить это традиционная апологетика. 8) Апологетика — это практи- ка жизни, а не положение, которое нужно занять. В Новом Завете не было никаких специальных должностей для избранных, уникально призван-


ных апологетов. Все христиане призваны к практической апологетике как образу жизни. 9) Наконец, христиане должны заниматься апологетикой с кротостью и смирением по отношению к неверующим, сохраняя благого- вение и трепет перед Богом.

Ключ к пониманию того, что на самом деле имел в виду Пётр в 1 Пет. 3:15, в том, чтобы всегда помнить о доминирующей в послании теме пресле- дований, через которые в то время проходили святые, и ожидания их, чтобы было возможно ответить на эти преследования благочестивым смирением. Гонения и смирение — истинный контекст слов апостола Петра. Таким образом, слова Петра выходят за границы любых специальных или фило- софских основ. Апостол использовал не специальные термины, требующие сложных, оборонительных ответов, а пастырский призыв к преследуемым христианам, чтобы они доступно и просто могли объяснить причину своей кажущейся необъяснимой надежды на Христа.


 


 

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.011 с.)