Коммуникация в различных сферах социальной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникация в различных сферах социальной



ЖИЗНИ

 

9.1.Связи с общественностью как вид коммуникации.

 

 

Связи с общественностью - это многогранный, многоплановый вид деятельности, основой которой является коммуникационный процесс. Связи с общественностью ОСУЩЕСТВЛЯЮТ организацию коммуникативного пространства в обществе, поскольку современное общество развивается в условиях информационно-коммуникационных революций и становления постиндустриальных реалий, а СО - это деятельность, базирующаяся на информационно-коммуникативных отношениях, деятельность, которая неотделима от передачи информации, а любое социальное взаимодействие, в процессе которого передается информация, - это коммуникация.

В предыдущих разделах уже рассматривались основные виды коммуникации и ее функции. В этом разделе мы акцентируем внимание на вопросе - СО как разновидности коммуникации, учитывая сложную, подчас противоречивую природу связей с общественностью, их сущность и связь с разнообразными видами человеческой деятельности, такими, как политическая деятельность, финансовая, экономическая, правовая, спорт и туризм, гостиничный и ресторанный сервис. и другие виды деятельности.

Некоторые ученые интерпретируют СО как науку об управлении общественным мнением или «менеджмент коммуникации», другие исследователи сущности связей с общественностью, утверждают, что связи с общественностью - это коммуникативная деятельность, направленная на установление доброжелательных и эффективных отношений между организацией и общественностью. Несомненно одно, что исходная ситуация СО - это ситуация коммуникаций, благоприятная для установления отношений с общественностью, направленная на создание новых социальных креативных проектов, продвижение и реализация этих проектов с целью развития и стабилизации бизнеса.

Заказчик, он же клиент, фирма, государственная организация, лидер общественно-политической партии или движения, выступает инициатором установления определенных отношений с общественностью в целом, с отдельными социальными институтами общества, с целевой аудиторией. Заказчик выдает проектное задание исполнителям – специалистам или ставит перед специалистами по связям с общественностью проблему, которая, по его мнению, требует разработки и решения.

Специалист по связям с общественностью или соответствующее агентство, специализирующиеся в области СО, принимая заказ, оценивают объем предстоящей работы и ее стоимость. Уточняются сроки исполнения заказа, набор творческих форм и методов, каналы передачи информации, адресат воздействия (целевые аудитории). В этом случае СО осуществляет функцию менеджмента, устанавливая и поддерживая взаимовыгодные отношения между организацией и общественностью.

Так СО вписывается в систему общественных отношений и в качестве структурного элемента общественной системы оказывает влияние на установление связей между организациями, на формирование общественного мнения. Общественное мнение представляет собой отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. В общественном мнении отражается определенная позиция, выносятся решения или оценки по тем или иным общественным проблемам. Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, предлагая и подчас даже навязывая определенные нормы общественных отношений, позиции. Как видим, общественное мнение является чрезвычайно важным социальным феноменом. И одно из основных назначений СО и заключается в том, чтобы понять общественное мнение, изучить его, помочь организациям профессионально работать с ним, влиять на него. Почти все программы СО направлены на то, чтобы убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица, кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или усилить существующее общественное мнение.

Несомненно одно, что работа специалистов по СО, служб, агентств по СО с общественным мнением и в системе общественного мнения - это не что иное, как создание и использование коммуникативного пространства, осуществление многоплановых коммуникативных процессов и связей.

Американские исследователи коммуникативной сущности СО выделяют следующие коммуникативные ориентации связей с общественностью:

1. Осуществление планируемой и постоянной работы как часть менеджмента.

2. Установление взаимоотношений между организацией и общественностью.

3. Постоянная работа с мониторингом сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации.

4. Анализ влияния политики, процедур и действий на общественность.

5. Модификация и корректировка элементов политики, процедур и политических действий, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации.

6. Консультирование по поводу введения новых приемов политики, которые взаимозависимы от организаций и общественности.

7.Корректировка изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организации.

Коммуникация является важной составляющей и при создании репутации политической партии, политическому лидеру, финансовой организации, холдингу.

Сегодня отдельной областью СО стали корпоративные финансовые отношения. Специалисты по связям с общественностью в области финансов определяют отношение к банку или компании со стороны вкладчиков, финансовых аналитиков, законодателей, вырабатывают рекомендации коммуникативной стратегии, учитывающей общие цели, осуществляют работу в создании текстовой продукции - пишут письма вкладчикам, позиционируют банки или компании, пишут финансовые пресс-релизы, отвечают на запросы финансовых изданий.

В целом создают атмосферу доверия между финансовыми компаниями и клиентами.

Специалисты в области СО организуют коммуникативную компанию, направленную на решение любой конкретной стоящей перед ними проблемы, проблемы-заказа, проблемы - проекта. Так, Питер Грин - член Британского института СО, на мнение которого мы сослались выше, осмысливая коммуникативную деятельность СО, обращает внимание на то, что:

во - первых, специалисты СО должны сформулировать общий взгляд на поставленную проблему и проанализировать проблемную ситуацию, выявив ее сильные и слабые стороны. Мы могли бы это назвать аналитическим менеджментом;

во - вторых, необходимо сформулировать намерения и цели, которые должны стать основой программы дальнейших действий СО;

в - третьих, необходимо просчитать целевые аудитории, аудитории на которые будут направлены действия, призванные осуществить цели и намерения;

в - четвертых, это ключевые сообщения, т. е. что именно, какую информацию следует сообщить целевым аудиториям с учетом их мировоззренческой ориентации, знаний и заблуждений;

в - пятых, определение общего подхода к решению проблемы и дифференциация этого подхода через тактические конкретизации. В стратегической и тактической деятельности и должны быть сфокусированы цели и намерения. Этот участок можно определить как стратегическую коммуникацию;

далее, в - шестых, требуется четкий график реализации стратегии и тактики, график должен содержать точные сроки реализации мероприятий и лиц, ответственных за эти мероприятия;

в-седьмых - потребуется учет расходов, необходимых для проведения всех мероприятий, связанных с деятельностью компании СО;

и в - восьмых, наличие четкого контроля за всеми мероприятиями компании по СО.37.

В целом, принимая и разделяя позицию Питера Грина о коммуникативной сущности компании по связям с общественностью и ее структурировании, хотелось бы обратить внимание на то, что в представленной коммуникативной структуре компании СО завуалирована такая, на наш взгляд, важная проблема, как технология и техника воздействия на целевую аудиторию, выбор каналов массовой коммуникации.

Система массмедиа является основным коммуникативным инструментом связей с общественностью. И это обстоятельство реализуется посредством конкретных коммуникативных событий, таких, как пресс-конференции, пресс-релизы, написание биографий официальных лиц, копий речей, писем в редакцию, выступления по радио и выступления по телевидению и т.д. Перечисленные коммуникативные события являются точкой пересечения деятельности специалистов СО и журналистов.

Все перечисленные механизмы связей с общественностью могут «работать», при их успешном использовании, в любой сфере бизнеса, о чем уже говорилось выше.

Рассмотрим некоторые примеры действия связей с общественностью в ресторанном сервисе. В последнее время расширяющийся ресторанный бизнес активно использует эти механизмы. Наиболее часто в ресторанном сервисе используется одно из направлений связей с общественностью, а именно, - внешние СО, как важное и ответственное направление, поскольку оно формирует имидж заведения, его целевую аудиторию, при этом не игнорируются и внутренние, корпоративные связи. Вот как видят работу специалиста по СО сами рестораторы:

«внешние СО в ресторанах подразумевают установление связей с потенциальными клиентами, СМИ, профильными выставками, поставщиками, государственными структурами, инвесторами, конкурентами, союзами и ассоциациями. Эта работа обеспечивается всевозможными мероприятиями, которые способны сформировать положительный имидж на долгосрочную перспективу. Мероприятия обеспечивают положительную оценку значимости, престижа, репутации и известности ресторана клиентами.

Профессиональная работа специалиста по связям с общественностью начинается с надежной информации и ее распространения….. это грамотно составленное меню, время работы ресторана, вместимость и технические характеристики заведения. Эта информация должна постоянно дополняться новым содержанием, новостями ресторана.»[47] Рестораны в России, особенно в Москве, нередко являют собой нечто вроде Дома культуры – танцы, песни, лотереи, известные певцы или герои светских хроник и в этой ситуации требуется креативная деятельность специалиста по связям с обшественностью, направленная опять же на привлечение клиентов, работу с целевыми аудиториями. Как видим каждая сфера деятельности специалиста по связям с общественностью имеет свою специфику, свой диапозон развития..

В системе деятельности СО используется и так называемая нетрадиционная, неформальная коммуникация типа слухов. Автор трехтомной работы «Россия: критика исторического опыта» Ахиезер А.С. дает следующее определение слухов:"Слухи - неофицальная форма связи в большом.обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное-дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора.Слухи достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти…скупку товаров и т.д."[48]

Слухи создаются на основе социальных коммуникаций с акцентом на личные, неформальные каналы коммуникации. Нередко слухи как «незаконные новости» могут даже вытеснять официальные сообщения, в то же время слухи всегда обладают такими качествами, как важность и неопределенность.

Слухи широко распространяются в отсутствии четких свидетельств, опровергающих их. Это отделяет слухи от фактически обоснованных новостей и достоверных сплетен.

Сплетни от слухов отличаются, как правило, тем, что сплетня - это узко локальная, внутренняя новость, в ее фокусе находится небольшая группа, где речь идет об интимных, личных фактах. В тоже время сплетни интересны людям как повод пообщаться, причем общение происходит, как правило, между людьми одного круга.

В то время как слух приходит из мира, находящегося за пределами личного бытия, личностного общения, слухи в основном внеличностны и повествуют о деяниях людей малознакомых или занимающих высокое социальное положение. Слухи можно различать по их содержанию - политические, экономические,экологические и т.д. Осуществляют классификацию слухов и по тому, какие эмоциональные потребности людей они удовлетворяют, в зависимости от этого существуют слухи-мечты, слухи-пугало, слухи-разделители.

 

 

Почему люди используют такую неформальную коммуникацию, как слухи, в чем причина? Как правило, такими причинами выступает недостаточность информации по каким - либо проблемам, наличие нестабильных и труднопредсказуемых ситуаций, в том числе политических ситуаций. В системе политических коммуникаций слухи нередко используются как способ борьбы против политического противника, т. е. в борьбе за власть. Но каждый слух имеет свой жизненный цикл - слухи рождаются, распространяются, трансформируются и затухают, исчезают. Исчезают слухи тогда, когда та или иная тема, вызвавшая слухи, исчерпана, проблема, вокруг которой базировались слухи, решена, страхи и напряжение сняты. Как было отмечено выше, слухи - это нетрадиционная,

неформальная коммуникация, однако это не значит, что средства массовой информации не участвуют в распространении и циркулировании слухов. СМИ также могут быть источником распространения слухов, когда они транслируют недостаточно проверенную информацию. В то же время СМИ могут способствовать прекращению слухов, когда ими дается исчерпывающая, проверенная, достоверная информация.

В современной науке рассматриваются и механизмы порождения и распространения слухов. Причем более всего этим занимаются социология и психология. И если социология обращает внимание на роль слухов в жизни больших и малых социальных групп, то психология акцентирует внимание на том какую роль играют слухи в удовлетворении индивидуальных потребностей людей. Примером социологической интерпретации слухов может служить позиция польского социолога и психолога Шибутани, который считаел, что при помощи анализа слухов можно иметь контроль над изменениями в массовом сознании, над поведением отдельных социальных групп. Анализ слухов и их использование позволит выработать тактику поведения в работе с лидерами социальных групп.

Значимой причиной, которой можно объяснить интерес индивида к слуху, является нехватка информации по какой-либо проблеме. А поскольку политическая и экономическая ситуация в России нестабильна и подчас труднопредсказуема, то широкое распространение слухов объяснимо.

Другой причиной появления слухов является значимость проблемы для человека, ее соответствие интересам и потребностям личности. Например, едва ли москвичи будут обсуждать вопрос о снятии льгот в тридцатикилометровой зоне от атомной станции в Томской области, для них релевантны другие проблемы. Причиной появления слухов выступает также тревожность жизни индивида - аффективное состояние, вызванное опасениями относительно грядущих событий, проще говоря, опасениями за завтрашний день, за боязнь потерять работу и обрести финансовую несостоятельность т.е. страх часто выступает основой формирования и распространения слухов.

Основатель психоанализа Фрейд, уделивший много внимания структуре человеческой личности, отмечал, что страх не нужно представлять, каждый из нас когда-нибудь на собственном опыте узнал это ощущение,…… человек испытывает страх уже при рождении …

.. К исследованию сущности и природы страха обращались многие. На ранних этапах развития философского знания страх рассматривал как причину возникновения религии, в частности, Эпикур.

По прошествии времени данная позиция вступала в противоречие с другими мнениями, а иногда просто отрицалась. Существовали и существуют и другие объяснения сущности страха.

Так Кьеркегор, выступая преемником той линии интерпретации христианства, которая идет от посланий апостола Павла, философии Тертуллиана и Августина, от средневековой мистики и Паскаля, утверждал, что экзистенциальный опыт обретает подлинный смысл постольку, поскольку содействует осознанию человеком религиозного значения своей личности. При этом Кьеркегор особое внимание уделяет страху, который испытывает личность, переживая свое существование, как бытие «лицом к смерти», а также отчаянию как «исходной точке для достижения Абсолюного. Кьеркегор отказывает разуму в познании «последних истин Бытия». ОТКРЫВАЮЩИХСЯ «ВО ВНЕЗАПНОСТИ ЗАГАДОЧНОГО И ПРИХОДИТ К МЫСЛИ О ТОМ, что религиозная жизнь человека наполнена страхом перед «бездной небытия».

Н.Бердяев, приветствуя основополагающие идеи Кьеркегора развивая их далее, полагает, что именно посредством религиозной жизни человек может и должен преодолевать страх. Только первые стадии откровения Божественного в мире связаны со страхом, философ объясняет это «погруженностью человека в низменный мир, слабостью его сознания, темнотой, боящейся света».Однако этот страх порожденный на стадии мифологического сознания не исчезает но может быть преодолен впоследствии. Власть тоже пользуется страхом так как при помощи страха удобно управлять людьми «Страх всегда закрывает истину, и истина приоткрывается, когда опыт пережитого страха доводит его до преодоления, до освобождения. Страх связан не только с ложью, но и с жестокостью».Страх одинаково царит и в жизни индивидуальной и в жизни социальной. Страх в жизни общества это недоверие в человеке и к человеку. Человек живет в страхе жизни и в страхе смерти. Необеспеченность жизни, постоянные заботы порождают страх.

Но самое важное, по мысли Бердяева, так это то, что страх искажает сознание человека, делает его злобным, недоверчивым, жадным, мешает познавать истину.

На восприятие и распространение слухов влияют также черты личности индивида, чем интересуется человек. Очевидно одно, что на первом месте среди различных социальных групп стоит интерес к политике, который и удовлетворяется подчас различными слухами, обсуждаемыми на различных уровнях. Важное место слухи занимают при политических конфликтах, нередко они становятся серьезным оружием в борьбе против политического противника. Иногда слухи запускаются политиками преднамеренно, для получения определенных преимуществ в политической борьбе.

Возможна ли борьба со слухами или установление соответствующего контроля над ними? Большинство исследователей этой проблемы считают, что необходимо осуществлять профилактику слухов, т. е. проводить определенного рода мероприятия, уничтожающие «питательную среду» появления слухов, которые бы при появлении последних нивелировали их запал, снижали эффект. Эти специальные мероприятия должны быть ориентированы на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности, должны давать людям фактическую и всеобъемлющую информацию.

Целесообразно и опровержение слухов, но при этом необходимо продумать, кто опровергает - имеет ли этот человек такое реноме, чтобы большинство людей ему поверили. Ввиду чего иногда просто опровержения слухов бывает недостаточно. Недостаточно подчас и очень веских, рациональных аргументов, когда основой слухов служат глубинные потребности, страхи и комплексы индивида., с точки зрения формальной логики. В этом случае необходимо менять ситуацию, порождающую слухи.

Так, мы имели возможность убедиться, что слухи специфическая коммуникация и очень сложная социальная материя, которая требует деликатного и корректного обращения. Но, в то же время это мощное коммуникативное оружие в деятельности служб СО.

 

Вопросы и задания к теме: Связи с общественностью как вид коммуникации.

1.Какие аргументы Вы можете привести в обоснование тезиса: «Связи с общественностью это вид коммуникации»?

2.Что является основным коммуникативным инструментом связей с общественностью?

3. Можно ли утверждать, что слухи являются разновидностью коммуникации?

4. Какие психологические основания лежат в основе слухов. Приведите примеры.

 

9.2. Коммуникация в кризисных ситуациях.

 

Кризис - это обострение всех противоречий в какой - либо конкретной области социального развития. При наличии кризиса гармоничное, всестороннее, эффективное развитие общественных, производственных, государственных, международных отношений и т.д. может быть затруднено или даже остановлено. Кризис может охватить все сферы общества.

Когда кризис становится реальностью, компания или фирма призвана оценить свои коммуникации, мобилизовать их, подготовить всех участников антикризисного управления к работе со средствами массовой информации, активизировать кризисных менеджеров.

В обстановке обострения кризиса система управления антикризисными коммуникациями должна осуществить следующие действия:

1) предоставить информацию о развитии кризисной ситуации всем заинтересованным лицам и организациям, включая СМИ. Информация должна иметь содержание о трудностях компании и ее проблемах;

2) примененить эффективные средства коммуникации (электронную почту, факс, брифинг и т.д.) для распространения информации во внешней среде и в самой организации;.

3) обеспечить использование достаточного количества каналов связи для запросов информации со стороны.

Кризис обычно возникает внезапно, события кризисного характера развиваются ускоренно и организация подчас не успевает на них реагировать. В этих случаях информационная ситуация может выйти из под контроля. Средствам массовой информации нужна достоверная и обширная информация, инвесторам нужны конкретные ответы на их вопросы. Потребители хотят знать, что вообще происходит и т.д. На компанию осуществляется давление, возможны панические настроения.

Для более глубокого анализа развития кризисной ситуации рассмотрим типичную схему развития событий.

Во-первых, как мы уже говорили, неожиданность возникновения кризисной ситуации определяет всю деятельность по предотвращению кризиса. Возникновение кризиса всегда в какой - то мере является неожиданным. Часто она вызывается природными, стихийными бедствиями, иногда такая ситуация вызвана действиями человека, как принято говорить, «имел действие человеческий, или субъективный фактор».

В такой ситуации возникает повышенный интерес общественности к определенному событию и средства массовой информации разворачивают бурную деятельность по выяснению полной картины кризисного события.

Во-вторых, в ситуации кризиса чаще всего имеет место недостаток информации, так как резко повышается потребность в информации, к чему компания, как правило, не всегда бывает готова. Иногда это приводит к разрушению отлаженной системы внешних коммуникаций.

В-третьих, разрастание кризиса может привести к потере контроля над ситуацией и усилением внешнего контроля над компанией, когда государство, государственные органы, обеспокоенные ситуацией, направляют в компанию внешних экспертов. Действия организации оказываются под усиленным контролем. Средства массовой информации и общественность полнятся слухами. Эксперты и политики дают различные комментарии происходящим событиям.

В-четвертых, вышеназванные обстоятельства блокируют работу компании, она как бы окружена со всех сторон. В этой ситуации наиболее рациональным выходом является молчание.

Такова общая схема развития событий в кризисной ситуации.

Каковы же методы преодоления кризисных коммуникаций? Сразу же следует отметить, что не бывает единых универсальных методов преодоления кризиса, также как не бывает единого перечня факторов, усложняющих кризисные коммуникации. И тем не менее существуют проверенные практикой факторы, которые в кризисной ситуации следует учитывать.

Прежде всего, кризисную ситуацию следует предусматривать и просчитывать (хотя при некоторых обстоятельствах не помогает и это). В связи с этим у специалистов по коммуникациям должна быть наготове дифференцированная информация, предназначенная для общества в целом, для акционеров и инвесторов, для сотрудников компании и отдельно для государственной администрации.

Далее, необходимо создать антикризисный комитет или иное формирование для разработки ситуации, планов выхода из кризиса. Как показывает уже имеющийся опыт, в крупных корпорациях для управления кризисом создаются три команды, каждая из которых должна иметь четко очерченные функции. Первая команда это - главный комитет из числа ведущих руководителей компании, задача которых состоит в том:

чтобы осуществлять, если возможно, продолжение деятельности предприятия в кризисных условиях;.

определять содержание посланий инвесторам, прессе, потребителям;

решать проблемы со страхованием;

регулировать отношения с поставщиками.

Вторая команда - это оперативный центр, который должен руководить ситуацией непосредственно на месте событий. Оперативный центр должен постоянно информировать комитет о ситуации на месте событий. Для этого выделяется человек, отвечающий исключительно за эту связь. В тоже время главный комитет обеспечивает оперативный центр стратегической информацией и материальной поддержкой для выполнения антикризисной программы. Не исключается назначение в антикризисной ситуации временного или, как его иногда называют, антикризисного управляющего.

Третья команда - это группа по связям с общественностью, лучший вариант, если она создается на базе уже имеющегося отдела по связям с общественностью. Специалисты по связям с общественностью призваны решить две первостепенные задачи.

Во-первых, информировать общественное мнение о действиях, которые фирма намерена предпринять для выхода из кризиса.

Во-вторых, постоянно поддерживать обратную связь с выразителями общественного мнения.

Первые сутки после начала кризиса являются самыми трудными ввиду недостатка информации или ее явной противоречивости. В то же время необходимо предоставлять достоверную информацию и особенно накануне кризиса, если какие - то симптомы заявляют о себе, но кризис еще не грянул. Вспомним августовские события 1998 г. когда за неделю до обвала рубля Ельцин отрицал возможность девальвации. Однако, что из этого вышло, - всем известно.

В процессе выхода из кризиса важно продумать все обстоятельства и взаимосвязи продумать мероприятия, предусматривающие решение проблемы. Необходимо на уровне действия общественности получить поддержку видных деятелей, специалистов в данной области, провести объективные аналитические разработки, указывающие на процесс нормализации, если она имеет место быть.

Связь с общественностью в системе антикризисных коммуникаций должна осуществляться на основе доверия. Получатель информации должен верить информатору и считать его экспертом в излагаемых вопросах. Содержание информации должно объективно отражать ситуацию и стремиться наилучшим образом удовлетворить интерес потребителя информации. Информация должна передаваться в простой и ясной форме, смысл должен одинаково пониматься и источником информации, и получателем. Освещение кризисной ситуации требует непрерывности, систематичности и повторяемости. Для полного восприятия, а значит и убедительности обращения должны постоянно повторяться. Для передачи информации используются обычные коммуникационные каналы.

Такого рода действия позволяют уменьшить негативную реакцию, сохранить, насколько возможно, а затем и укрепить позитивный имидж организации или проекта в глазах его персонала, партнеров и потребителей товаров и услуг, общественности.

Вопросы и задания к разделу: «Коммуникации в кризисных ситуациях»

 

1.Что такое кризис?

2.Каковы основные признаки кризисной ситуации?

3.Первые действия специалиста по связям с общественностью в условиях кризисной ситуации.

4.Программа действий специалиста по связям с общественностью в кризисной ситуации.

5.В чем суть превентивных действий в нарастании кризисной ситуации?

 

Case-study: для анализа представлено особое, собственное мнение по поводу кризисной ситуации в России одного из специалистов Института энергетической политики, президента института Владимира Нилова: (Газета «Новая» № 80. 2008г.)

 

«Совершенно очевидно, что та модель экономического роста, по которой развивалась Россия в последние годы, рухнула, и нет ничего, что могло бы в обозримом будущем прийти ей на замену. Ведь 7—8-процентный рост ВВП в последние четыре года был основан исключительно на притоке иностранного капитала.

 

 

Кстати, в отличие от трех остальных стран БРИК, в которые капитал приходил преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций, в Россию приходили в основном западные займы. Они были мотором нашего развития даже в большей степени, чем цены на нефть. И это были не наши деньги, вернувшиеся обратно, как утверждают некоторые, а именно приток иностранных денег. И потрачены они оказались, кстати, вовсе не на цели модернизации, а по большей части на всякую ерунду: к примеру, основная часть денег, полученных отечественными компаниями, которые проводили в последние годы публичное размещение акций (IРО), тратилась в основном на покупку акций, недвижимости, и только 20—30% этих денег шли на реализацию проектов собственно развития.

В результате мы получили несбалансированную структуру роста: 8-процентный рост ВВП по итогам прошлого года в основном обеспечили строительство, торговля, финансовые услуги. Все производственные отрасли показали темп роста добавленной стоимости ниже темпа роста ВВП. Некоторые — существенно ниже.

Поэтому, безусловно, надо понимать, что у нас не сложилось за последние годы другого источника финансирования экономического развития, кроме притока внешнего капитала.

Сегодняшняя ситуация оттока капитала (в сентябре чистый отток составил 25 млрд. долл.) подрывает основной источник экономического развития на ближайшие годы. Наша собственная финансовая система не сможет заменить иностранный капитал в качестве источника финансирования развития экономики. К примеру, ее вклад в финансирование инвестиций в основной капитал составляет 12%, половину инвестиций в основной капитал по-прежнему финансируют предприятия за счет собственных средств.

Это значит, что с огромной степенью вероятности наш рост не возобновится до тех пор, пока не возобновится масштабный приток капитала. Когда это произойдет? Точно неизвестно: придется банально сидеть и ждать у моря погоды. Причем возврат иностранных капиталов на наш рынок будет происходить медленнее, чем восстановление глобальной экономики. Реальная оценка российских политических рисков, по моему мнению, в значительной степени усугубилась в последнее время, и если на развивающиеся рынки будет возвращаться капитал, то в Россию он вернется в последнюю очередь. Ждать того, что все произойдет за год-два, я думаю, не реалистично.

Тем тревожнее, что под угрозой и другой источник роста — сырьевой экспорт. В ближайшей перспективе цена нефти, я думаю, полностью перестанет ориентироваться на законы работы финансовых рынков, и спекулятивный капитал перестанет формировать ее цену. Замедление спроса на нефть было очевидным с самого начала этого года, а цены все равно росли вплоть до отметки в 145 долларов за баррель. Поскольку перспектива рецессии в мире реальна, я думаю, что цена нефти будет стремиться к адекватному уровню, базирующемуся на равновесии спроса и предложения. Поэтому думаю, мы вполне сможем увидеть 40—50 долларов как устойчивый показатель на длительный период. В любом случае сырьевой экспорт уже не сможет в том масштабе быть источником финансирования модернизации, на который мы рассчитывали последние 2—3 года, глядя на мировые нефтяные котировки.

Те меры, которые предпринимают власти, показывают, что они не владеют никакими инструментами, кроме самых примитивных, да и теми владеют плохо. Эти меры только способствуют усугублению негативных тенденций.

Просвета, в общем, нет. Мы сейчас будем так или иначе медленно проедать накопленные ресурсы, тратить их на то, чтобы помочь корпоративному сектору, который, в свою очередь, будет использовать их вовсе не на благие цели, а скорее на вывоз из страны или на поглощение конкурентов. Симптоматично, что 100 млрд из общих долгов корпоративного сектора приходится на долю только двух госкомпаний, «Газпрома» и «Роснефти».

Что касается перспектив восстановления после кризиса, то главная проблема в том, что мы проигрываем в конкуренции за деньги другим странам. Несмотря на тяжелейшие проблемы в финансовой системе, которые вскрылись, например, на Западе, у меня есть уверенностъ в трех западных принципах, которые обеспечат восстановление после кризиса: предпринимательский дух, доминирование частного сектора и незыблемые институты (включающие в себя защиту прав собственности, открытую политику, свободу СМИ и т.д.). Ничего из этого списка нет у нас в России даже близко, а это значит, что если в ближайшее время в мире будет ситуация конкуренции за ограниченный ресурс в виде инвестиционного капитала, мы ее откровенно проиграем, мы окажемся последними в очереди.

Я не вижу иного выхода из этой ситуации, кроме кардинальной смены не просто политического и экономического курсов, а курса страны, разворота в принципиально другую сторону. В сторону построения более современного, цивилизованного, свободного общества, которое может более адекватно реагировать на подобные кризисы».

Вопросы к case-study:

1.Как Вы считаете, какие коммуникативные тенденции следует развивать в стране в первую очередь, чтобы преодолеть кризис?

2. Могут ли средства массовой информации помочь в развитии и оптимизации коммуникационных процессов в сфере малого и среднего бизнеса, совершенствовании информационно-коммуникационной политики в обществе, если да, то как?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.069 с.)