Участники секции рекомендуют принятие следующих мер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники секции рекомендуют принятие следующих мер.



Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о включении федеральной целевой программы “Сибирь” в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2003 году и последующие годы;

осуществлять контроль за реализацией федеральной целевой программы “Дальний Восток и Забайкалье” с учетом произведенной доработки и внесенных изменений субъектами Дальнего Востока и Забайкалья.

С целью улучшения качества экономического пространства особое внимание уделять проектам развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через восточные территории России:

модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток - Западная Европа;

сооружению второго Транссибирского железнодорожного хода - Северосибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а на западе будут созданы выходы к портам Баренцева и Балтийских морей;

развитию Северного морского пути - наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку;

организации трансконтинентального (кросс-полярного) воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс, развитию трансконтинентальных телекоммуникационных систем.

Осуществить четкое определение южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования, с целью концентрации ресурсов для поддержки наиболее проблемных территорий.

Уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности в Арктике, особенно при эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций. Установить особый режим природопользования, гарантирующего сохранение арктических территорий как мирового экологического ресурса.

Минэнерго России, РАО “ЕЭС России” считать основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса стабилизацию и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию.

Минтрансу России основными направлениями развития транспортного комплекса считать:

создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия;

увеличение объема перевозок грузов (в т.ч. транзита контейнеров); реконструкцию и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Минтруду России проводить адресную господдержку приоритетных групп слабозащищенного населения (неработающие инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные и неполные семьи, семьи, имеющие более двух детей, другие категории населения, которые имеют среднедушевой доход ниже установленного прожиточного минимума) в форме денежных субсидий в размере, учитывающем удорожающие факторы проживания на Севере. Осуществлять дифференцированный подход к применению районных коэффициентов к заработной плате.

Минэкономразвития России при проведении государственной поддержки поставок энергоносителей и продовольствия на Север обеспечить дифференцированный подход по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта Российской Федерации.

Минфедерации России совершенствовать меры по защите коренных малочисленных народов, сохранению системы медицинского обслуживания национальных сел и бригад оленеводов, стимулированию занятости и самозанятости, прежде всего, через укрепление товарного оленеводства и традиционного жизнеобеспечения, созданию новой системы подготовки и переподготовки национальных кадров.

Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации продолжить работу над совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей процесс федеративных экономических отношений и закрепляющей основные принципы формирования и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации.

Активизировать процесс принятия федеральных законов “Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации”, “О федеральных целевых программах регионального развития”, “О дополнительных мерах государственной поддержки депрессивных территорий”, “Об особых зонах экономических зонах Байкало-Амурской магистрали”, “Об общих принципах приграничного сотрудничества в Российской Федерации”, “О миграции в Российской Федерации” и других.

Определить экономические основы развития муниципальных образований в системе федеративных экономических отношений.

 


Резолюция конференции

“Байкал - мировое наследие. Экономика, экология,

инфраструктура, туризм”

Участники конференции с удовлетворением отмечают, что в ходе ее работы получило продолжение деловое и конструктивное обсуждение проблем, заявленных Байкальским форумом 2000 года.

Конференция подтвердила наличие у Байкальского региона огромного потенциала для превращения его в один из экономических форпостов России в Азии. Выигрышное геополитическое положение, позволяющее развивать контакты как со странами Европейского Союза, так и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие богатых природных ресурсов, железнодорожной сети, подготовленных кадров специалистов позволяет ему стать эпицентром экономической активности в азиатской части России.

Мировое значение данного региона обусловлено наличием на его территории озера Байкал - средоточия мировых запасов пресной воды, уникального объекта природной экзотики. Однако вызывает опасение продолжающийся процесс усложнения экологических проблем, эскалация негативной антропогенной деятельности на Байкальской природной территории.

Участники конференции выразили озабоченность по поводу того, что в настоящее время, когда с неизвестной ранее остротой стоит вопрос о месте России в мировых процессах глобализации и регионализации, в стране отсутствует общепризнанная стратегии интеграции России в мировую экономику. Это означает, что Россия фактически пребывает в состоянии самоизоляции, что долгосрочные перспективы социально-экономического территориального развития страны неопределенны.

С учетом российской цивилизационной специфики разработку стратегии интеграции России в мировую экономику (с привлечением лучших научных сил страны) обязано инициировать государство. При этом Байкальскому региону, учитывая его геополитические, экономические, социальные и культурные особенности, должно быть уделено особое внимание.

1. Осуществление долгосрочной стратегии развития страны требует от федерального центра делать упор в региональной политике на выработке механизмов согласования интересов федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований. В рамках долгосрочной стратегии должна существовать комплексная система регулирования процессов регионального развития с четко определенными целями.

2. Серьезным препятствием процессу конструктивной интеграции России в глобальную экономику является несоответствие существующей ныне оценки природных, производственных и интеллектуальных ресурсов России ее реальному потенциалу. Для решения этой проблемы необходим переход от оценки национального богатства страны по валютному курсу к оценке по паритету покупательной способности, что практикуется в мировой статистике для государств с переходной экономикой.

3. Отсутствие принятой на государственном уровне геополитической стратегии создает трудности в обеспечении национальной, в том числе экономической, безопасности России в Центральной Азии. Одним из слабых мест государственной политики в сфере экономической безопасности является недостаточность или устарелость законодательства.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы борьбы с экономической преступностью, в том числе в кредитно-финансовой, валютной, налоговой, таможенной сферах.

4. Недостаточность развития транспортной системы Байкальского региона является препятствием для освоения месторождений сырьевых ресурсов азиатской части России. Стимулировать развитии транспортной инфраструктуры региона может реализация проектов, связанных с созданием международных транспортных коридоров. Необходимо использовать заинтересованность ряда зарубежных государств в этих проектах и создать механизмы притока иностранных инвестиций в железнодорожную отрасль.

5. Очевидно, что на сегодняшний день туристический бизнес в Байкальском регионе, как, впрочем, и в России в целом, находится в зачаточном состоянии. Возможности Прибайкалья для развития спортивного, оздоровительного, ландшафтного и прочих видов туризма огромны. Одной из основных проблем, в которые упирается развитие названной отрасли, является проблема инвестиций. Назрела необходимость разработки федеральной целевой программы “Байкальский регион как пилотная территория устойчивого развития туризма в России”, предусматривающей, в том числе, принятие ряда решений на высшем государственном уровне по созданию благоприятного инвестиционного климата в туристическом бизнесе региона.

6. Сохранение природного комплекса Байкала невозможно без разработки Экологической доктрины России и включения в нее специального раздела, посвященного озеру Байкал. Юридически Доктрина должна быть подкреплена созданием бассейнового законодательства, направленного на охрану сложившихся экосистем в целом.

Участники конференции поручают Организационному комитету обобщить материалы пленарного и секционных заседаний и в месячный срок представить их в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.


“Аналитический вестник” открыт для публикации профессиональных точек зрения по проблемам, связанным с законотворческой деятельностью Совета Федерации. Приглашаем к сотрудничеству.

Над выпуском работали:

В.Д.Кривов - заместитель начальникаИнформационно-аналитического управления;

И.И.Харланов - начальник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления;

Л.А.Кротов, советник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления;

К.С.Кирюхин, специалист-эксперт отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления.

Ответственный за выпуск - Кротов Л.А.

Издание подготовлено Информационно-аналитическим управлением

Аппарата Совета Федерации при содействии института востоковедения РАН

103426, Москва, Б.Дмитровка, 24, Совет Федерации,

Информационно-аналитическое управление

Телефон: 203-78-58, 203-63-74

Факс: 203-96-23, 203-45-43

Адрес в Internet: http://www.council.gov.ru

Электронную версию Аналитического вестника можно найти на сервере Совета Федерации в сети Интранет в “Информационном фонде”

 

При перепечатке и цитировании материалов

ссылка на настоящее издание обязательна

 


[1] Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. С.6.

[2]Там же.

 

[3] Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996. С.6.

[4] Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Мысль, 1995. С.105.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.022 с.)