Байкальский экономический форум как фактор формирования обоснованной стратегии развития России в атр в XXI веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Байкальский экономический форум как фактор формирования обоснованной стратегии развития России в атр в XXI веке



1. Особенности процесса обоснования макроэкономических решений

Современный этап развития экономики нашей страны характеризуется, с одной стороны, процессом перехода к рыночной экономике, а с другой - изменением самой роли государства в управлении экономикой, демократизацией всех явлений общественной жизни, расширением свободы предпринимательской деятельности, заменой командно-административных методов управления экономическими регуляторами. С одной стороны, следовательно, расширяется число “степеней свободы” субъектов отечественного предпринимательства, а с другой стороны, соответственно, повышаются требования к научной обоснованности тех мер государственного воздействия на экономику, которые необходимы, чтобы направить деятельность предпринимателей на социально значимые цели экономического развития.

К сожалению, в России - в отличие от системных (институциональных) реформ, проводимых в странах Запада, - структурные изменения не были следствием какой-либо целенаправленной экономической политики, а явились результатом стихийного приспособления ("негативной адаптации") экономики к финансовой политике правительства и ограничениям рыночного механизма. Государство почти полностью сосредоточилось на текущем регулировании. До сих пор не сформирована система и комплекс методов подготовки эффективных управленческих решений на макро уровне для экономики России.

Ошибки при принятии подобных управленческих решений могут нанести существен­ный ущерб народному хозяйству. В то же время обоснованные макроэкономические решения позволят активизировать государственную политику и станут импульсом для перехода к высоким темпам развития всей экономики. Таким образом, назрела острая необходимость выработки форм и методов научного обоснования принимаемых макроэкономических решений. При этом необходимо использовать имеющийся положительный опыт и России, и развитых демократических государств. Это позволит выработать принципы и механизмы аналитического обеспечения процесса принятия законо­дательных актов, возможности для более детальной проработки макроэкономических решений.

Несмотря на бесспорную актуальность задачи разработки и реализации научно обоснованных макроэкономических решений, в теоретическом плане данная область знаний исследована не полностью, так как имеющиеся работы посвящены лишь отдельным элементам системы и частным направлениям, например, отдельным вопросам кредитования, бюджетного процесса, налоговой политики, инвестирования, ценообразования и др.

Между тем, сегодня ключевой задачей государственной макроэкономической политики в России является формирование и трансформация институтов рыночной экономики, рассматриваемых как система, то есть понимаемых не просто как совокупность элементов, а как комплекс институтов государства, хозяйства и общества, объединенных между собой прямыми и обратными связями, взаимодействующих и взаимозависимых. Текущая экономическая политика должна быть составной частью более широких системных преобразований на основе институционального подхода и теории “планирования развития”.

К сожалению, понимания необходимости такого единого методологического подхода еще нет, равно, как и представления о том, что объект макроэкономической политики не упростился, а усложнился и взаимосвязи также усложнились и характеризуются возросшими противоречиями, возросшим числом посредников и трансакционных издержек.

Это приводит к тому, что комплексность и системность известных программ макроэкономического регулирования подменяется механическим расширением перечня вопросов, раскрываемых в таких программах. При этом каждый вопрос решается изолированно от других, зачастую в противоречии с ними, а реализация программы либо ведет к накоплению противоречий в системе макроэкономического регулирования, либо оказывается невозможной из-за этих противоречий. При этом обоснование решения сводится к ряду технических задач - таких, например, как расчет финансовых затрат и ожидаемых результатов, выявление возможных препятствий для принятия решения и его реализации, а также поиск путей нейтрализации или устранения этих препятствий. Поскольку сам выбор предмета решения находится вне сферы работы по его обоснованию, оказывается невозможным системный подход к решению стоящих перед государством задач, а поле зрения лиц, принимающих решения, неоправданно ограничено: они не имеют научных данных о возможных альтернативах, если те лежат за пределами узкой априорно избранной области поиска. Тем самым создаются предпосылки для выбора не оптимальных решений просто потому, что область, в которой лежит оптимальное решение вообще может не стать предметом изучения.

При совершенствовании технологии аналитического обоснования макроэкономических решений на высшем государственном уровне необходимо стремиться к реализации следующих принципов:

- системность учета всех взаимосвязанных факторов, а также согласованность решений, затрагивающих различные сферы хозяйственной жизни;

- непрерывность процесса обоснования, разработки, принятия и корректировки решений по результатам их реализации на практике;

- сочетание стратегических и тактических решений, преобладание стратегических решений над тактическими, их ведущая и определяющая роль в решении макроэкономических проблем;

- наличие развитого аппарата информационно-аналитического обеспечения соответствующих решений, обеспечивающего в том числе их вариантность и альтернативность.

Хотелось бы особо отметить, что, в процессе подготовки макроэкономических решений важную роль играет их обоснование перед общественностью, и поэтому оно должно включаться в качестве необходимого элемента в процедуру принятия решения. Это потребует изменения и идеологии, и технологии подготовки и реализации таких решений, даст совершенно иные результаты. Такой подход означает изменение отношений подчиненности, заложенных сегодня во все элементы работы над макроэкономическими решениями, но фактически утративших большую часть реального содержания, на отношения партнерства между государством и обществом. Соответственно, решения, принимаемые на основе такого понимания, будет отличать учет интересов и вероятных реакций тех лиц и организаций, которым решение адресовано, поиск взаимоприемлемых компромиссов, упор на общественную поддержку действий государства, в том числе за счет создания необходимых для этого организационных форм.

Для выработки согласованной комплексной макроэкономической политики государства, отвечающей перечисленным требованиям необходимо использовать все многообразие уже имеющихся экономических, организационных и других механизмов и институтов.

Одной из возможных организационных форм экономического обоснования принимаемых макроэкономических решений, основанной на диалоге государства и общества, является положительно зарекомендовавшая себя на протяжении последних пяти лет практика проведения под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Петербургского экономического форума, а позднее и Байкальского экономического Форума, которые явились своего рода русским Давосом для российских и зарубежных экономических элит.

Ежегодный сбор деловых, интеллектуальных и политических кругов, позволяет превратить экономический форум в центр коллективной “интеллектуальной атаки”, направленной на решение важнейших задач современного общества, подготовить взвешенные макроэкономические решения по всему комплексу государственных проблем. Отсутствие политизированности и царящая на этих экономических форумах доверительная атмосфера, позволяет объединить усилия представителей власти, науки и бизнеса, дать путевку в жизнь наиболее серьезным инвестиционным проектам, крупным экономическим идеям, адекватным идеологии XXI века.

В качестве важнейшего координационного общественного института, направленного на выработку государственной стратегии взаимодействия регионов России и в целом нашего государства со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), явился Байкальский экономический форум (БЭФ), впервые прошедший в г. Иркутске 19-21 сентября 2000 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.)