Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Роль потребителя в системе маркетингаСтр 1 из 2Следующая ⇒
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Учебная программа для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
СОСТАВИТЕЛИ: Крылова Е. Г., доцент кафедры маркетинга Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Медведев В.Ф.,руководитель Центра мировой экономики и международных отношений НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор
Самойлов М.В., заведующий кафедрой важнейших отраслей промышленности Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой маркетинга Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол №______от_______________);
Научно-методическим советомУжреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол №______от_______________).
Ответственный за выпуск: Крылова Е.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Поведение потребителей» — одна из важнейших специальных учебных дисциплин, формирующих уровень профессиональной подготовки менеджеров по маркетингу в условиях рыночных отношений. Эта дисциплина призвана сформировать навыки адаптации производственно-сбытовой деятельности предприятий к особенностям поведения потребителей. Цель дисциплины — раскрыть значимость потребителя как главного субъекта системы маркетинга и сформировать у будущих специалистов знания, умения и навыки в области изучения потребительского поведения и использования полученных результатов в практике маркетинга. Предметом изучения дисциплины являются как отдельные элементы поведения потребителей, так и в целом потребительское поведение как процесс, начиная с формирования потребностей и заканчивая выработкой определенного типа поведения, с акцентом на совершение повторных покупок, что позволит предприятию достичь маркетинговых целей. Значение и актуальность курса объясняется также рядом других обстоятельств. Во-первых, теория и практика изучения потребительского поведения и активного приспособления предприятий к нему еще не получила должного развития в Республике Беларусь. Во-вторых, в новых экономических условиях потребитель и его поведение все чаще становятся главными объектами внимания как со стороны производителей, так и со стороны посредников, задача которых понять, как индивидуальный (совокупный) потребитель принимает решение о покупке, каковы основные факторы, формирующие его потребности и реакции. Актуальность и значимость дисциплины как спецкурса объясняется необходимостью реализации принципа суверенитета потребителя и переориентации деятельности предприятий в условиях рыночной экономики в сторону изучения и формирования потребительских предпочтений, мотивов, отношений и других характеристик их поведения.
Изложение материала курса предполагает три аспекта: 1) теоретический (роль и возможности потребителя в условиях рынка «покупателя» и «продавца»; факторы, формирующие потребительское поведение; основные подходы к изучению и формированию потребительского поведения); 2) методологический (моделирование потребительского поведения; методы оценки потребительских альтернатив, методы принятия решения о покупке); 3) практический (обобщение мирового опыта в области изучения поведения потребителей; новые подходы к ориентации на потребителя; выявление возможностей использования результатов анализа потребительского поведения в решении целого ряда маркетинговых задач: сегментирование рынка, расчет рыночной цены, оценка уровня конкурентоспособности товара, формирование спроса и т.д.; защита прав и движение потребителей). Содержание курса может быть основой длятеоретико-методологического обеспечения курсовых, дипломных и научных студенческих работ, тематика которых имеет непосредственное отношение к излагаемым вопросам. Задачами дисциплины являются: 1. Изложение роли потребителя в системе маркетинга и направлений использования результатов исследования потребительского поведения для реализации различных функций маркетинга. 2. Усвоение различных подходов исследования потребителей и модели потребительского поведения. 3. Овладение знаниями, умениями и навыками в области маркетинговых исследований потребительских мотивов, оценок, предпочтений.
4. Выявление особенностей потребительского поведения в среде промышленного маркетинга. 5. Изложение сути правового аспекта потребительского поведения. В результате изучения дисциплины студенты должны: ЗНАТЬ основные направления использования теоретических основ бихевиоризма в практике маркетинга; базовые подходы к изучению поведения потребителей; классификацию факторов, формирующих потребительское поведение; составные элементы процесса поведения потребителей; технологию дифференциации потребителей по их поведению (сегментация рынка потребителей по поведенческому принципу); особенности поведения промышленных потребителей; правовые аспекты потребительского поведения. УМЕТЬ проверить подготовку к исследованиям потребителей; собирать и обрабатывать информацию о поведении потребителей; анализировать результаты изучения потребительского поведения и вырабатывать на этой основе направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия; ИМЕТЬ НАВЫКИ Анализа процесса принятия решений о совершении покупки; измерения психологических характеристик потребительского поведения; компьютерной обработки анализируемых данных о потребителях; разработки и реализации программы маркетинговых исследований поведения потребителей; построения моделей потребительского поведения. Всего часов по дисциплине – 200, из них всего часов аудиторных – 86, в том числе 44 часа – лекции, 20 часов – лабораторные занятия, 22 часа – практические занятия. Рекомендуемые формы контроля – экзамен, курсовая работа.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ЛИТЕРАТУРА Основная
Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 447 с. Алешина, И.В.Поведение потребителей / И.В. Алешина. – М.: Экономистъ, 2006. – 525 с. Байбардина, Т.Н. Поведение потребителей / Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Т.Н. Кожухова. - Минск: Новое знание, 2002. – 123 с. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, Дж. Миниард, Дж. Энджэл. - СПб.: Питер, 2007. – 944 с. Борисова, Ю.В.Поведение потребителей / Ю.В. Борисова. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 212 с. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2002. – с. Соломон, М.Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон. - СПб.: DiaSoft, 2003. – 368 с.
Статт, Дж. Психология потребителя / Дж. Статт. - СПб.: Питер, 2005. – 427с. Фоксолл, Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксолл, Р. Голдсмит, С. Браун. - СПб.: Питер, 2001. – 359 с.
Дополнительная
Акулич, И.Л.Маркетинг: Практикум / И.Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 256 с. Гантер, Б.Типы потребителей: Введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с. Гурская, С.П. Правила торговли и защита прав потребителей / С.П. Гурская. – Минск: Право, 2005. – 146 с. Ильин, В.И.Поведение потребителей / В.И. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. – 564 с. Залтман, Дж. Как мыслят потребители / Дж. Залтман. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 384 с. Козырев, А.А. Мотивация потребителей / А.А. Козырев. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. – 384 с. Крылова, Е.Г. Поведение потребителей. Учебно-методическое пособие / Е.Г.Крылова, О.М. Маклакова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 135 с. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 1996. – 756 с. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 674 с. Любимова, Н.Г. Поведение потребителя / Н.Г. Любимова. – Владивосток: ДВГУ, 2004. – 353 с. Минетт С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач / С. Минет. - М.: Вильямс, 2003. – 208 с. Наумов В.Н. Поведение потребителей / В.Н. Наумов. - СПб.: Питер, 2002. – 287 с. Райзберг, Б.А. Психологическая экономика / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М., 2005. – 432с. Темпорал, П. Роман с покупателем / П. Темпорал, М. Трот. – СПб.: Питер, 2002. – 393 с. Ходаков. А.М. Психология успешных продаж / А.М. Ходаков. – СПб., 2001. – 413 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2002. – 629 с. Чаудхури, А. Эмоции и рассудок: Их влияние на поведение потребителя / А. Чаудхури. – М.: Группа ИДТ, 2007. – 256 с. О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь // Pravo.by. – 2008. -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?start=1&RN=H10800366. – Дата доступа: 20.04.2010.
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Учебная программа для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
СОСТАВИТЕЛИ: Крылова Е. Г., доцент кафедры маркетинга Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Медведев В.Ф.,руководитель Центра мировой экономики и международных отношений НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор
Самойлов М.В., заведующий кафедрой важнейших отраслей промышленности Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой маркетинга Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол №______от_______________);
Научно-методическим советомУжреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
(протокол №______от_______________).
Ответственный за выпуск: Крылова Е.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Поведение потребителей» — одна из важнейших специальных учебных дисциплин, формирующих уровень профессиональной подготовки менеджеров по маркетингу в условиях рыночных отношений. Эта дисциплина призвана сформировать навыки адаптации производственно-сбытовой деятельности предприятий к особенностям поведения потребителей. Цель дисциплины — раскрыть значимость потребителя как главного субъекта системы маркетинга и сформировать у будущих специалистов знания, умения и навыки в области изучения потребительского поведения и использования полученных результатов в практике маркетинга. Предметом изучения дисциплины являются как отдельные элементы поведения потребителей, так и в целом потребительское поведение как процесс, начиная с формирования потребностей и заканчивая выработкой определенного типа поведения, с акцентом на совершение повторных покупок, что позволит предприятию достичь маркетинговых целей. Значение и актуальность курса объясняется также рядом других обстоятельств. Во-первых, теория и практика изучения потребительского поведения и активного приспособления предприятий к нему еще не получила должного развития в Республике Беларусь. Во-вторых, в новых экономических условиях потребитель и его поведение все чаще становятся главными объектами внимания как со стороны производителей, так и со стороны посредников, задача которых понять, как индивидуальный (совокупный) потребитель принимает решение о покупке, каковы основные факторы, формирующие его потребности и реакции. Актуальность и значимость дисциплины как спецкурса объясняется необходимостью реализации принципа суверенитета потребителя и переориентации деятельности предприятий в условиях рыночной экономики в сторону изучения и формирования потребительских предпочтений, мотивов, отношений и других характеристик их поведения. Изложение материала курса предполагает три аспекта: 1) теоретический (роль и возможности потребителя в условиях рынка «покупателя» и «продавца»; факторы, формирующие потребительское поведение; основные подходы к изучению и формированию потребительского поведения); 2) методологический (моделирование потребительского поведения; методы оценки потребительских альтернатив, методы принятия решения о покупке); 3) практический (обобщение мирового опыта в области изучения поведения потребителей; новые подходы к ориентации на потребителя; выявление возможностей использования результатов анализа потребительского поведения в решении целого ряда маркетинговых задач: сегментирование рынка, расчет рыночной цены, оценка уровня конкурентоспособности товара, формирование спроса и т.д.; защита прав и движение потребителей).
Содержание курса может быть основой длятеоретико-методологического обеспечения курсовых, дипломных и научных студенческих работ, тематика которых имеет непосредственное отношение к излагаемым вопросам. Задачами дисциплины являются: 1. Изложение роли потребителя в системе маркетинга и направлений использования результатов исследования потребительского поведения для реализации различных функций маркетинга. 2. Усвоение различных подходов исследования потребителей и модели потребительского поведения. 3. Овладение знаниями, умениями и навыками в области маркетинговых исследований потребительских мотивов, оценок, предпочтений. 4. Выявление особенностей потребительского поведения в среде промышленного маркетинга. 5. Изложение сути правового аспекта потребительского поведения. В результате изучения дисциплины студенты должны: ЗНАТЬ основные направления использования теоретических основ бихевиоризма в практике маркетинга; базовые подходы к изучению поведения потребителей; классификацию факторов, формирующих потребительское поведение; составные элементы процесса поведения потребителей; технологию дифференциации потребителей по их поведению (сегментация рынка потребителей по поведенческому принципу); особенности поведения промышленных потребителей; правовые аспекты потребительского поведения. УМЕТЬ проверить подготовку к исследованиям потребителей; собирать и обрабатывать информацию о поведении потребителей; анализировать результаты изучения потребительского поведения и вырабатывать на этой основе направления совершенствования маркетинговой стратегии предприятия; ИМЕТЬ НАВЫКИ Анализа процесса принятия решений о совершении покупки; измерения психологических характеристик потребительского поведения; компьютерной обработки анализируемых данных о потребителях; разработки и реализации программы маркетинговых исследований поведения потребителей; построения моделей потребительского поведения. Всего часов по дисциплине – 200, из них всего часов аудиторных – 86, в том числе 44 часа – лекции, 20 часов – лабораторные занятия, 22 часа – практические занятия. Рекомендуемые формы контроля – экзамен, курсовая работа.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕМА 1. РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА Понятие «потребитель». Типы потребителей. Значение потребительского поведения (ПП) в системе маркетинга. Основные черты современного потребителя. Маркетинговая ориентация на потребителя. Факторы, определяющие степень ориентации на потребителя: тип рынка по соотношению спроса и предложения, подход к управлению предприятием (маркетинговый и сбытовой), концепция маркетинговой деятельности, фаза развития и экономическое положение предприятия. Степень маркетинговой ориентации на потребителя. Маркетинг взаимоотношений как способ завоевания потребителей. Принцип суверенитета потребителя и способы его реализации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.08 с.) |