Основные функции налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции налоговой системы



- фискальная: сбор налогов в бюджеты разных уровней;

- регулирующая: воздействие на регулирование совокупного спроса и предложения;

- стимулирующая: воздействие на экономические факторы экономического роста (труд, капитал, НТП);

- социальная: обеспечение производства общественных благ;

- контрольная: обеспечение контроля со стороны государства.

Налоговый механизм государства

Задача гос. регулирующих органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать механизм эффективного воздействия на хоз. субъекты. Для этого используются постоянно или временно предоставляемы налоговые льготы (уменьшение налоговой базы, скидки, отсрочка уплаты налогов). Причём все налоговые льготы устанавливаются законодательными актами.

Показателем результативности налоговой системы является показатель собираемости налогов. Это отношение суммы налогов, поступивших в бюджет к сумме налогов, начисленных и причитающихся к уплате.

В теории и на практике существует проблем определения оптимальной налоговой нагрузки. Одним из возможных способов определения оптимальной величины налогов является кривая Лаффера.

 

(2. По астаховой) Принципы бюджетной

Системы

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

(5. ПО АСТАХОВОЙ). Организация бюджетного

Процесса

Для составления проектов бюджета разрабатываются прогнозы соц.-эк. развития РФ, субъектов РФ, муниц. образований и отраслей экономики.

Проекты бюджетов составляются с учётом необходимого выполнения гос. соц. стандартов.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в бюджетном послании Президента РФ.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют: министерство финансов РФ, министерство финансов субъектов РФ и финансовые органы муниц. образований.

Для составления проектов бюджетов используется информация о:

- действующем налоговом законодательстве;

- нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;

- предполагаемых объёмах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;

- видах и объёмах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;

- нормативах финансовых затрат на предоставление гос. или муниц. услуг;

- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

 

(6 ПО АСТАХОВОЙ). Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Составление бюджетов — стадия бюджетного процесса, на которой определяются состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики с целью финансового обеспечения расходных обязательств.

Так, в году, предшествующем текущему финансовому году, Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (Бюджетная комиссия):

а) до 1 ноября утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета, представленный Министерством финансов РФ совместно с Министерством регионального развития РФ;

б) до 15 декабря рассматривает и согласовывает проекты основных направлений налоговой и таможенно-тарифной, бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период; принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства РФ концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ (для реализации с очередного финансового года или планового периода).

Правительство РФ до 30 декабря рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и первый год планового периода; утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ.

Большая часть этапов составления проекта федерального бюджета приходится на текущий финансовый год.

Рассмотрение и утверждение бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможны без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе.

1. Учет временного фактора — отведение достаточного времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году.

2. Представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ.

3. Творческое сотрудничество Государственной Думы и Правительства РФ, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределении существующих расходов. Кроме того, право «вето» органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета.

4. Определенность с исполнением бюджета текущего года Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований.

5. Своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (закон о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и
принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также представить финансово-экономическое обоснование.

6. Наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочии законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

(7 ПО АСТАХОВОЙ) контроль исполнения бюджета

Законодательные и представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
1) предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов зако-нов по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис-сий, рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3) последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Финансовый контроль, производимый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществ-ляют:
•Министерство финансов РФ;
•Федеральное казначейство;
•финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
•распорядители бюджетных средств.
Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов феде-ральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финан-сов РФ, Министерство РФ по налогам и
сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Основные направления государственного финансового контроля:
1) контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в феде-ральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита феде-рального бюджета;
2) контроль за своевременным финансированием расходов по объемам, структуре и целевому назначению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.019 с.)