Практическое занятие № 1.3 - 4 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 1.3 - 4 часа



Цель занятия: закрепление теоретических положений, определяющих особенности взаимодействия следователя с компетентными органами и должностными лицами при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними; приобретение навыков составления процессуальных документов.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Порядок взаимодействия следователя с должностными лицами: подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных воспитательных учреждений при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.

2. Структура и содержание протокола допроса свидетеля (законного представителя) несовершеннолетнего подозреваемого.

 

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса наряду с положениями уголовно-процессуального законодательства, необходимо изучить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также приказ МВД России от 13.05.2003 № 323 «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», в котором 6 раздел посвящен взаимодействию в расследовании преступлений несовершеннолетних. Следует назвать сроки предоставления сотрудниками ПДН следователю сведений о несовершеннолетнем, а в случае если он состоял на учете в ПДН подробной справки.

При определении тактики допроса свидетеля следует вспомнить тактические приемы, связанные с восстановлением в памяти человека определенных событий, действий и других важных обстоятельств. Следует учитывать, что законный представитель, если он является родителем несовершеннолетнего подозреваемого, допрашивается об обстоятельствах жизни последнего, начиная с его рождения, перенесенных заболеваниях, особенностях характера, внушаемости, подверженности чужому негативному влиянию, об отношениях со сверстниками, увлечениях, успеваемости в школе, других образовательных учреждениях, об уровне материального обеспечения семьи, признания (непризнания) авторитета взрослых членов семьи и по др. вопросам.

 

Документы практикума, которые необходимо составить в ходе занятия:

1. Запрос в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) (по практической ситуации № 3).

2. Протокол допроса в качестве свидетеля законного представителя несовершеннолетней подозреваемой (по практической ситуации № 4).

Практическая ситуация № 3

Шестнадцатилетние несовершеннолетние Вишневский Антон и Мазур Владимир договорились о краже продуктов питания из ларька, расположенного у входа в метро «Беляево» в г. Москве. По имеющейся договоренности Вишневский должен был отвлекать продавца расспросами о цене товара, а Мазур, воспользовавшись этим, должен был похитить с витрины пакеты с печеньем, пряниками и конфетами. Когда Мазур схватил с витрины 4 пакета с продуктами и хотел бежать, продавец Мищенко, увидев это, сказала ему: «Положи на место». Однако последний, проигнорировав ее требование, с похищенными пакетами побежал в сторону выхода. Вишневский был задержан продавцом Мищенко, которая вызвала сотрудников полиции.

Прибывший наряд доставил Вишневского в ОМВД по району Коньково, где он пояснил, что приехал в г. Москву из Вологодской области, родители у него умерли (сгорели в собственном доме), документов нет, он занимался попрошайничеством в транспорте. На вокзале он познакомился с Мазуром, который ведет такой же образ жизни и они вдвоем неоднократно совершали кражи продуктов питания.

Задание: Квалифицируйте действия Вишневского Антона и Мазура Владимира. Составьте запрос в ПДН Вологодской области. Как должен поступить следователь, если отсутствуют сведения о дате, месте и времени рождения подозреваемого (обвиняемого). Как правильно исчисляется возраст лица при отсутствии документов?

Практическая ситуация № 4

В ОМВД по району Западное Дегунино г. Москвы поступило сообщение гр. Кузьмина Леонида Ивановича о краже неизвестными лицами в дневное время из его квартиры, расположенной на 4 этаже многоквартирного дома шкатулки с ювелирными украшениями на приблизительную сумму 270 000 рублей.

По данному сообщению на место происшествия выехала СОГ. Вместе с сотрудниками полиции в квартиру прибыли и сотрудники «Скорой помощи» по вызову о сердечном приступе у Кузьминой Надежды Вячеславовны (супруги Кузьмина Л.И.). В ходе осмотра места происшествия установлено, что двойная металлическая дверь в квартиру и окна повреждений не имеют. Кузьмин Л.И. пояснил, что узнав о хищении фамильных драгоценностей, его жене стало плохо с сердцем. В квартире они проживают втроем – он, жена и семнадцатилетняя дочь Марина, учащаяся 10 «Б» класса средней образовательной школы (далее - СОШ) № 727 г. Москвы, которая в настоящее время еще не пришла из школы (у нее дополнительные занятия по английскому языку).

Сотрудник отделения уголовного розыска совместно с сотрудником ПДН, выполняя поручение следователя о производстве ОРМ, направленных на установление очевидцев, обнаружение похищенного имущества и задержание причастных к совершению лиц, выехали в СОШ № 727 г. Москвы.

В ходе беседы с директором СОШ № 727 Залесской Анной Васильевной установлено, что Кузьмина Марина является «отличницей», из хорошей обеспеченной семьи, воспитанная и хорошая девочка. Когда сотрудники полиции рассказали о случившемся в семье Кузьминых, Залесская пояснила, что примерно неделю назад из квартиры одноклассницы Кузьминой Марины - Игнатенко Светланы тоже совершена кража. Похищены денежные средства. Как будто тоже без явных следов взлома преступники проникли в квартиру. Кроме того, Залесская рассказала, что в 10 «Б» учится «проблемная» девочка Полянская Татьяна, которая встречается со взрослым парнем, курит, употребляет спиртные напитки, иногда прогуливает занятия, плохо учится, родители и администрация школы не могут справиться с ее отрицательным поведением.

Сотрудники полиции выдвинули версию о причастности к совершенным преступлениям в отношении потерпевших Кузьмина и Игнатенко несовершеннолетних, обучающихся в СОШ № 727. В ходе отработки данной версии установлено, что в дни, когда совершались преступления, по расписанию в 10 «Б» классе четвертым уроком была физкультура. В спортивном зале, где переодеваются школьники, никаких запирающих шкафов для вещей нет, и поэтому преступники могли воспользоваться ключами от квартир потерпевших.

Данная версия нашла свое подтверждение. В ходе расследования уголовных дел, которые впоследствии были объединены в одно производство, установлено, что кражи из квартир совершила 17 летняя Полянская Татьяна. Она действительно на уроках физкультуры брала ключи от квартир из сумок Игнатенко Светланы и Кузьминой Марины и так как они в детстве близко общались, ходили друг к другу в гости, она знала, где живут последние, каково их материальное положение.

Ей нужны были деньги для того, чтобы красиво одеваться и привлекательно выглядеть, так как у нее взрослый парень. Родители не обеспечивают ей тот уровень материальной обеспеченности, к которому она стремится. Родители не авторитет для нее. Мама работает нянечкой в детском саду, отец - водитель грузового такси. У Татьяны плохие отношения с родителями, она их давно не слушает. В семье есть младший брат 6-ти лет.

Задание: Составьте протокол допроса в качестве свидетеля Полянской Валентины Михайловны - законного представителя несовершеннолетней подозреваемой Полянской Татьяны.

 

Самостоятельная работа по теме № 1 – 3 часа:

Задание курсантам ФПС

Изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», составить конспект.

Методические рекомендации

Для составления конспекта постановления Пленума Верховного Суда РФ необходимо внимательно прочитать его, выделяя при этом основные вопросы, которые разъяснены в постановлении. Затем составить конспект, обращая внимание на положения об обязанностях соблюдения прав несовершеннолетних при производстве предварительного расследования.

Вопросы для самостоятельной работы слушателям ФПИС

1. Организация расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними (на примере анализа законодательства страны обучающегося).

2. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) (на примере анализа законодательства страны обучающегося).

 

 

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.01 с.)