Тема 1. Понятие местного самоуправления в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие местного самоуправления в России



Введение

Предлагаемый практикум представляет собой учебно-методическое пособие, дополняющее своим содержанием учебную программу по курсу «Муниципальное право» для студентов направления 030900 «Юриспруденция». Кроме того практикум может быть рекомендован для студентов направления 081100 « Государственное и муниципальное управление» по дисциплине «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (Ч.3 Муниципальное право)».

Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, изучается как отдельный предмет в юридических вузах. Однако существующие на сегодняшний день практикумы по данному предмету уже устарели, так как не учитывают происходящих изменений в системе муниципального законодательства.

Проверка знаний студентов проводится на практических за­нятиях, семинарах. Специфика практических занятий по учебной дисциплине «Муниципальное право» состоит в том, что на них значительное время отводится не только устной проверке знаний, но и решению правовых ситуаций (задач).

Таким образом, основная цель практикума заключается в том, чтобы улучшить усвоение теоретического материала по курсу муниципального права России и зарубежных стран, а также научить студентов применять нормы муниципального права к конкретным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах (их можно назвать и практическими заданиями), многие из которых сформулированы на основе реальных практических ситуаций и судебных дел.

Задачи скомпонованы по наиболее важным темам курса муниципального права. В конце практикума приводятся правовые акты РФ, Свердловской области и города Екатеринбурга, а также названы основные учебные материалы по муниципальному праву, которые могут быть использованы при решении задач.

Отдельные задачи построены таким образом, чтобы студент, изменив описанную ситуацию, мог предложить иной вариант их решения. Некоторые практические задания включают в себя состоявшееся решение по конкретному спору. В этом случае студент должен с учетом предлагаемой спорной ситуации на основе действующего законодательства подтвердить правильность этого решения или же предложить свое, альтернативное решение данной задачи. Фактических обстоятельств, содержащихся в условиях задач, может быть не достаточно для однозначного решения задания, в этом случае следует предполагать дополнительные факты и в зависимости от этих дополнительных условий, давать два или несколько вариантов решений.

Решая задачу, студент должен:

- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение;

- подобрать норму права, в соответствии с которой решается задача, и сослаться на источник;

- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).

Решение любой из включенных в практикум задач предполагает, прежде всего, глубокое и прочное усвоение студентами теоретического учебного материала. Критерии же оценки решения задач следующие – ответ должен быть:

- точным (то есть отвечать на вопрос именно так, как он сформулирован в задании);

- ясным (то есть логичным, последовательным, обоснованным и стилистически грамотным);

- кратким, но достаточно полным;

- аргументированным, обязательно содержать точную ссылку на используемый источник (в большинстве случаев на нормативно-правовой акт, в ряде задач и на учебник, монографию, статью).

Особо отметим важное обстоятельство: студентам всячески рекомендуется использовать в обучении новые компьютерные технологии и сеть Internet, однако не следует злоупотреблять ими. Файлы, скопированные из сети, легко распознаваемы, носят слишком общий характер и, к сожалению, зачастую очень неточны и содержат множество фактических и грамматических ошибок. Кроме того, обязательным условием решения задач является ссылки на действующие нормативно-правовые акты со всеми последними изменениями, что проще всего сделать использую информационные технологии, а именно информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс», а также официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления.

Данный практикум позволяет использовать на занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:

1. Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся с помощью практикума должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Большинство заданий в практикуме базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Задания-кейсы предназначены для разбора в аудитории и могут использоваться в качестве иллюстрации к теории, изученной на занятии.

2. Мозговой штурм. Цель данной формы – из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос.

3. Работа в малой группе – решение предложенных заданий на семинаре можно организовать по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.

И в зарубежных странах

1. Чем вы объясните, что в наименованиях федеральных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, содержатся выражения «об общих прин­ципах», «об основах», «об основных гарантиях»? Связано ли это с характером правовой регламентации местного самоуправления?

2. В уставе одного из субъектов Российской Федерации зафиксировано, что в слу­чае, если население муниципального образования самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, то на данной территории осуществляется государственная власть. Дайте оценку такому положению.

3. Местное самоуправление - это: форма народовластия; тип государственного устройства; форма децентрализации власти; форма правления; самоуправление муниципальных органов; политический режим; элемент конституционного строя; самоуправления жителей; самооргани­зация жителей; иное? Обоснуйте свой выбор.

4. Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципаль­ного образования, не был допущен местной администрацией к участию в публич­ных слушаниях. Глава местной администрации ссылался на то, что между граж­данством государства указанного иностранца и Российской Федерацией отсутст­вует международный договор. Иностранный гражданин утверждал, что поскольку федеральным законом предусмотрено право осуществления иностранцами мест­ного самоуправления, то достаточно факта постоянного проживания на террито­рии муниципального образования. Как, на Ваш взгляд, должен быть разрешен спор.

5. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обладают ли в связи с этим ак­ты органов местного самоуправления властной силой?

6. Дайте сравнительную характеристику норм Конституции РФ, посвященных ме­стному самоуправлению. Каким статьям российской Конституции корреспонди­руют названия глав и статей Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации»? Есть ли в названном законе нормы, дублирующие положения Конституции РФ о местном самоуправлении? Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

7. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?

8. Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ответьте на вопрос: соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления. Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

 

Местного самоуправления

 

1. Группа депутатов небольшого сельского поселения настаивала на внесении поправок в устав муниципального образования в части установления смешанной избирательной системы по выборам местного представительного органа. Другая часть депутатов возражала, дескать, читайте постановление Конституционного суда РФ от 07.07. 2011г. № 15-П, касающееся применения избирательных систем на выборах представительных органов сельских поселений. О чем идет речь в указанном постановлении? В каких случаях смешанная избирательная система является обязательной?

2. При разработке устава муниципального образования вышел спор о том, какой тип избирательной системы выбрать для проведения выборов главы города. Предлагалось остановиться на мажоритарной системе абсолютного большинства, однако, другие напоминали, что избирательный кодекс области фиксирует иной тип избирательной системы – относительного большинства. А раз так, рассуждали они, значит, устав муниципального образования должен воспроизвести именно этот тип. Каким документом устанавливается вид избирательной системы?

3. В редакцию городской газеты пришло трогательное письмо от девятиклассников местной школы с просьбой разъяснить, почему им не позволяют участвовать в опросе граждан, связанном с возможным переименованием некоторых улиц в их любимом городе. Не зная, что ответить школьникам, редактор газеты поручил сочинить ответ практиканту. Каким должен быть ответ школьникам?

4. Студент Васильев сделал сообщение об особенностях правового регулирования местного референдума. Он, в частности, отметил, что органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними (ч. 8 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Однокурсник Васильева студент-отличник Заславский обратил внимание группы на то, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения местного референдума, грозит должностным лицам местного самоуправления серьезными наказаниями. И привел другую норму Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Оказавшийся в затруднительном положении Васильев не знал, что ответить. Какие санкции имел в виду Заславский? Какую норму Федерального закона он привел?

5. Студенты получили задание проанализировать статьи 22-33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и назвать, какие муниципальные правовые акты следует принять местным органам власти в развитие законодательных положений об институтах прямой демократии. Преподаватель, поручивший домашнее задание, рекомендовал студентам ознакомиться с такими актами, принятыми в городе Екатеринбурге. Вам также предстоит назвать эти документы.

6. К вам обратились с просьбой зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления и провести государственную регистрацию ТОС в качестве юридического лица. Подготовьте подробный план мероприятий с перечнем необходимых документов и указанием сроков осуществления необходимых действий.

7. Органы государственной власти одной из областей Уральского региона настояли на проведении опроса жителей областного центра с целью выявления и учета их мнения при принятии решения о строительстве крупнейшего выставочного комплекса. Вместе с тем финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, было возложено на городские власти. Что предпринять в данной ситуации?

8. В администрации крупного муниципалитета проводилась аттестация муниципальных служащих – сотрудников администрации. Члены аттестационной комиссии, среди которых был независимый эксперт, задавали аттестуемым различные вопросы: 1. Что такое избирательная система в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? 2. В соответствии, с каким законодательным актом осуществляется деятельность должностных лиц местного самоуправления, связанная с обращениями граждан? Что такое обращение граждан? 3. Можно ли местный референдум проводить на части территории муниципального образования? 4. Почему федеральное законодательство разграничивает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления? 5. Есть ли отличия между территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления? 6. Когда считается состоявшимся голосование по вопросу изменения границ муниципального образования?

Муниципальные служащие отвечали на эти вопросы с разной степенью осведомленности, теперь попробуйте ответить на них вы.

9. На основании ст. 25, ч.3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Известно также, что сход может осуществлять функции представительного органа местного самоуправления. А какие еще функции возлагаются на сходы граждан? В каких муниципальных образованиях они организуются?

10. Существуют ли, по вашему мнению, отличия между территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления? Если да, то в чем они выражаются?

11. Российское избирательное законодательство допускает при определенных условиях участие иностранных граждан в муниципальных выборах. Распространяется ли это исключение на местный референдум?

12. Инициативная группа, представленная студентами элитного учебного заведения, разработала проект решения городской думы «О правотворческой инициативе граждан» и обратилась в органы местного самоуправления с просьбой о рассмотрении данного проекта. По истечении месяца студенты получили ответ начальника юридической службы думы, который сводился к следующему. Представленный проект нормативного акта не может быть рассмотрен городской Думой из-за отсутствия городского Положения о правотворческой инициативе граждан. В письме содержалась рекомендация подождать какое-то время, пока соответствующий документ не будет принят депутатами. Что делать инициативной молодежи? Ожидать? Обращаться к Президенту Российской Федерации? А, может быть, идти в суд? Ваше мнение?

 

 

Введение

Предлагаемый практикум представляет собой учебно-методическое пособие, дополняющее своим содержанием учебную программу по курсу «Муниципальное право» для студентов направления 030900 «Юриспруденция». Кроме того практикум может быть рекомендован для студентов направления 081100 « Государственное и муниципальное управление» по дисциплине «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления (Ч.3 Муниципальное право)».

Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, изучается как отдельный предмет в юридических вузах. Однако существующие на сегодняшний день практикумы по данному предмету уже устарели, так как не учитывают происходящих изменений в системе муниципального законодательства.

Проверка знаний студентов проводится на практических за­нятиях, семинарах. Специфика практических занятий по учебной дисциплине «Муниципальное право» состоит в том, что на них значительное время отводится не только устной проверке знаний, но и решению правовых ситуаций (задач).

Таким образом, основная цель практикума заключается в том, чтобы улучшить усвоение теоретического материала по курсу муниципального права России и зарубежных стран, а также научить студентов применять нормы муниципального права к конкретным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах (их можно назвать и практическими заданиями), многие из которых сформулированы на основе реальных практических ситуаций и судебных дел.

Задачи скомпонованы по наиболее важным темам курса муниципального права. В конце практикума приводятся правовые акты РФ, Свердловской области и города Екатеринбурга, а также названы основные учебные материалы по муниципальному праву, которые могут быть использованы при решении задач.

Отдельные задачи построены таким образом, чтобы студент, изменив описанную ситуацию, мог предложить иной вариант их решения. Некоторые практические задания включают в себя состоявшееся решение по конкретному спору. В этом случае студент должен с учетом предлагаемой спорной ситуации на основе действующего законодательства подтвердить правильность этого решения или же предложить свое, альтернативное решение данной задачи. Фактических обстоятельств, содержащихся в условиях задач, может быть не достаточно для однозначного решения задания, в этом случае следует предполагать дополнительные факты и в зависимости от этих дополнительных условий, давать два или несколько вариантов решений.

Решая задачу, студент должен:

- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение;

- подобрать норму права, в соответствии с которой решается задача, и сослаться на источник;

- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).

Решение любой из включенных в практикум задач предполагает, прежде всего, глубокое и прочное усвоение студентами теоретического учебного материала. Критерии же оценки решения задач следующие – ответ должен быть:

- точным (то есть отвечать на вопрос именно так, как он сформулирован в задании);

- ясным (то есть логичным, последовательным, обоснованным и стилистически грамотным);

- кратким, но достаточно полным;

- аргументированным, обязательно содержать точную ссылку на используемый источник (в большинстве случаев на нормативно-правовой акт, в ряде задач и на учебник, монографию, статью).

Особо отметим важное обстоятельство: студентам всячески рекомендуется использовать в обучении новые компьютерные технологии и сеть Internet, однако не следует злоупотреблять ими. Файлы, скопированные из сети, легко распознаваемы, носят слишком общий характер и, к сожалению, зачастую очень неточны и содержат множество фактических и грамматических ошибок. Кроме того, обязательным условием решения задач является ссылки на действующие нормативно-правовые акты со всеми последними изменениями, что проще всего сделать использую информационные технологии, а именно информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс», а также официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления.

Данный практикум позволяет использовать на занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как:

1. Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся с помощью практикума должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Большинство заданий в практикуме базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Задания-кейсы предназначены для разбора в аудитории и могут использоваться в качестве иллюстрации к теории, изученной на занятии.

2. Мозговой штурм. Цель данной формы – из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос.

3. Работа в малой группе – решение предложенных заданий на семинаре можно организовать по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания.

Тема 1. Понятие местного самоуправления в России

И в зарубежных странах

1. Чем вы объясните, что в наименованиях федеральных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, содержатся выражения «об общих прин­ципах», «об основах», «об основных гарантиях»? Связано ли это с характером правовой регламентации местного самоуправления?

2. В уставе одного из субъектов Российской Федерации зафиксировано, что в слу­чае, если население муниципального образования самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, то на данной территории осуществляется государственная власть. Дайте оценку такому положению.

3. Местное самоуправление - это: форма народовластия; тип государственного устройства; форма децентрализации власти; форма правления; самоуправление муниципальных органов; политический режим; элемент конституционного строя; самоуправления жителей; самооргани­зация жителей; иное? Обоснуйте свой выбор.

4. Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципаль­ного образования, не был допущен местной администрацией к участию в публич­ных слушаниях. Глава местной администрации ссылался на то, что между граж­данством государства указанного иностранца и Российской Федерацией отсутст­вует международный договор. Иностранный гражданин утверждал, что поскольку федеральным законом предусмотрено право осуществления иностранцами мест­ного самоуправления, то достаточно факта постоянного проживания на террито­рии муниципального образования. Как, на Ваш взгляд, должен быть разрешен спор.

5. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обладают ли в связи с этим ак­ты органов местного самоуправления властной силой?

6. Дайте сравнительную характеристику норм Конституции РФ, посвященных ме­стному самоуправлению. Каким статьям российской Конституции корреспонди­руют названия глав и статей Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации»? Есть ли в названном законе нормы, дублирующие положения Конституции РФ о местном самоуправлении? Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

7. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?

8. Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ответьте на вопрос: соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления. Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.043 с.)