Государственно-правовые нормы, их особенности и виды. Государственно-правовые институты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые нормы, их особенности и виды. Государственно-правовые институты.



 

Государственно-правовые нормы, как и вообще правовые нормы, это общее правило поведения, определяющее поведение участников государственно-правового отношения, устанавливающее их права и обязанности. Государственно-правовые нормы устанавливаются уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, а в установленных законом случаях – и референдумом.

 

у норм государственного права Российской Федерации имеются и определенные особенности. В наиболее общем виде, к межотраслевым особенностям (отличиям) государственно-правовых норм следует отнести то, что:

· во-первых, среди государственно-правовых норм большую группу составляют конституционные нормы, которым присущ учредительный характер содержащихся в них предписаний. Именно конституционные государственно-правовые нормы первично учреждают государствообразующие государственно-правовые институты, определяется устройство Российской Федерации, форма ее правления.

· Во-вторых, государственно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой. Обычно правовые нормы состоят из трех частей – диспозиции, гипотезы, санкции. они в своем подавляющем большинстве не содержат всех трех структурных элементов правовой нормы.

П одавляющее большинство государственно-правовых норм состоит из одной диспозиции. (статья 80-я – «Президент Российской Федерации является главой государства»)
И меются государственно-правовые нормы, которые состоят из двух элементов – диспозиции и гипотезы. Гипотеза служит целям установления сферы действия диспозиции. (ч. 4 ст. 105 Конституции сказано: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был одобрен Советом Федерации».)
Н аиболее характерной особенностью государственно-правовых норм является отсутствие в их структуре санкций
К ним следует отнести: отрешение от должности Президента Российской Федерации (ст. 93); роспуск Государственной Думы (ст.109); отставка Правительства Российской Федерации в случае выражения ему недоверия Государственной Думой (ч. 1 ст. 117). Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена федеральных законов (ч. 3 ст. 115), приостановление действий федеральных законов (ч. 2 ст. 85), запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15).

 

КПН классифицируются по следующим признакам:

1. по содержанию, т.е. по кругу регулируемых отношений.

· Основы конституционного строя – глава I КРФ.

· Основы правового статуса человека и гражданина – гл. II.

· Федеративное устройство – гл. III.

· Система органов государства и местного самоуправления гл. 4 –8.

2. по территории действия различают нормы, действующие на:

· 1) всей территории РФ (констит.)

· 2) на территории субъектов РФ (республики, края, области, автономного края).

· 3) в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление(поселки, города).

3. по характеру предписания, содержащего в норме:

· 1) управомочивающие определяют рамки правомочий субъектов, предметы ведения всех государственных органов. ст. 71 КРФ, ст. 72, 103

· 2) обязывающие закрепляют обязанности субъектов совершать определенные действия ст. 57 КРФ, 58, 59

· 3) запрещающие содержат запреты на совершение определенных действий ст. 13 (ч. 5), 37 (ч. 2)

4. по степени определенности содержащихся в них предписаний различают

· 1) императивные однозначно определяют вариант поведения

· 2) диспозитивные позволяют субъектам менять вариант действия с учетом указанных в норме условий и обстоятельств ст. 62

· О рекомендательном характере государственно-правовой норм можно судить по таким включаемым в нее терминам, как «рекомендовать», «целесообразно», «желательно» и т.п.

5. по назначению в механизме правового регулирования

· 1) материальные предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений

· 2) процессуальные (процедурные) определяют формы, в которых реализуются материальные нормы

 

Правовой институт – это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу. Нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через соответствующие правовые институты.

Для государственного права Российской Федерации как ведущей отрасли права Российской Федерации характерно прежде всего и главным образом, наличие учреждающих государственно-правовых институтов, которые, в данном случае, выступают в качестве генеральных государственно-правовых институтов

· основы правового положения гражданина и человека (глава II Консти-туции Российской Федерации);
(гражданство, конституционные права, конституционные свободы, конституционные обязанности, правовое положение иностранных граждан,)

· Федеративное устройство (глава III Конституции Российской Федерации);

· органы государственной власти Российской Федерации (главы IV, V,VI и VII Конституции Российской Федерации;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.007 с.)