Понятие и предмет государственного (конституционного) права Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет государственного (конституционного) права Российской Федерации



Понятие и предмет государственного (конституционного) права Российской Федерации

Субъекты государственно-правовых отношений, их виды, право и дееспособность. Объекты государственно-правовых отношений.

 

Субъект права – это возможный участник правоотношений, носитель прав и обязанностей, предусмотренных нормами государственного права. Субъект права может быть, а может и не быть участником конкретного правоотношения.

Субъект правоотношения – это реальный носитель прав и обязанностей, реализующий их в конкретном государственно-правовом отношении.

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:

1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы

2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;

3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

4) государственные органы Российской Федерации – Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований;

6) постоянные и временные комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственный Думы Российской Федерации, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительных органов муниципальных образований;

7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;

8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке;

9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;

10) собрание военнослужащих по воинским частям;

11) избирательные комиссии – Центральная избирательная комиссии

Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации,

территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по

проведению референдумов;

12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;

13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

 

Государственно-правовые нормы содержат также характеристику прав и обязанностей каждого из субъектов, устанавливают для каждого из них специфическую, только ему присущую право- и дееспособность,

то есть способность обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами государственного права (правоспособность), и способность самостоятельно, своими личными, осознанными действиями осуществлять принадлежащие им права и обязанности (дееспособность).

Особенность субъектов государственно-правовых отношений в том, что они обладают различными, индивидуальными для каждого из них правами и обязанностями, то есть различной государственно-правовой право- и дееспособностью.

 

ОБЪЕКТ В ПРЕДЫДУЩЕМ ВОПРОСЕ!

 

Место науки государственного (конституционного) права в системе юридических наук Российской Федерации.

В БЕСПАЛОМ НЕТУ!!!! СТРАННО

 

II.Конституция Российской Федерации

И её развитие.

 

Основные этапы конституционной истории. Предмет конституционного регулирования.

Классификация конституции.

Классификация конституций означает их разнесение по различным классам на основе сходства композиционного материала многих конституций, круга вопросов ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов.

 

· Форма конституции. Это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Так, единым и единственным конституционным актом является Основной закон Германии, Конституция Испании и др.Напротив, Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов – формы правления 1974 года; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года.

· Если конституция представляет единый писаный акт, то её определяют как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции, в зависимости от степени кодификации, можно подразделить на развернутые (например, греческая) и неразвернутые (конституции США и Франции).
Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные, включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично состоят из обычаев и доктринальных толкований. Такой является Конституция Великобритании.

· Способ принятия конституции. В целом ряде случаев конституция вырабатывается учредительным собранием (обычно именуемым конституантой). Это выборный орган, который имеет главной и единственной целью создание конституции.
Значение использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно разработанной и принятой парламентом, а другое – когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в недрах правительственных структур.
Наименее демократичный из способов принятия конституции – это октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства – монархом. К числу октроированных следует отнести Акт о Британской Северной Америке – Конституцию Канады (1867 г.):

· Изменение конституций.
Каждая конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил может, а порой и должна быть изменена. В этом нет проблем, когда речь идет об изменениях в так называемых гибких конституциях, что достигается путем принятия обычного закона.
Сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституции имеет целью обеспечить её стабильность. Чаще всего изменения такой конституции обусловлены установлением требования квалифицированного большинства в парламенте. Такой особый порядок, например, принят в США

· По времени действия конституции разделяются на ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные.
Постоянные конституции действуют в подавляющем большинстве современных государств. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. Например, в Польше принятию постоянных конституций предшествует принятие так называемых «Малых конституций».

· По оформлению политического режима конституции делятся на де-мократические и авторитарные.

· По форме правления – на монархические и республиканские.

· По форме государственного устройства – на федеративные и унитарные. В свою очередь, в федеративных государствах конституции можно подразделить на федеральные и конституции субъектов федерации.

· По характеру отражения действительности конституции могут быть фиктивными и не фиктивными. «Фиктивна конституция, – говорил В.И. Ленин, – когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся»

 

Структура конституции: конституция, как правило, включает преамбулу (вводную её часть), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения. Нередко включается приложение. В целом ряде государств конституционные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в конституцию, размещаются вслед за основным текстом и имеют самостоятельное значение.

 

13.Этапы развития Конституции Российской Федерации. Основные черты и свойства Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Изменения и дополнения Конституции (Основного закона) РСФСР (Российской Федерации - России) 1978 г.

 

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти. С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская", "социалистическая", что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией.

Пятая Конституция – принята 12 декабря 1993г. - отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

 

14.Особенности подготовки, принятия и вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г.

В 1990—1991 годы произошёл HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0"распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2"приняли Декларации о своём государственном суверенитете. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0"Съезд народных депутатов республики принял HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B5_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0"Декларацию о государственном суверенитете РСФСРHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F"12 июняHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

 

16 июняHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1990 года была образована Конституционная комиссия HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/I_%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0"I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2,_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1992_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"Конституционного Суда РФ. [2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_1978_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0"Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

 

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

· проект Конституционной комиссии

· проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

По мнению HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D1%81,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9"Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"Сергея Сергеевича Алексеева, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%87%D0%B0%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"Анатолия Александровича Собчака и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса [3], но всего в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8"Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"Сергея АлексееваHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8#cite_note-4"[4]HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8#cite_note-5"[5]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC"референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

 

15 октябряHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1993 года президент HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» [6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ [7].

Голосование состоялось HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/12_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F"12 декабряHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0"«Российской газете» — HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F"25 декабряHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1993_%D0%B3%D0%BE%D0%B4"1993 года.

 

Поправки в Конституцию.

Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

 

 

Конституция 1993 г. вводит институт толкования. Речь идёт об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования - юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли её расширительное применение. Функция толкования закреплена за Конституционным Судом (ст. 125 ч. 5). Это обусловлено тем, что Конституция была принята путём референдума, непосредственно народом и поэтому её толкование может осуществляться особым образом - путём квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путём конституционного судопроизводства.

Органами полномочными обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам являются Президент РФ, Совет Федерации, ГД, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ.

 

Ционного строя.

 

Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

· 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;

· 2. Политико-правовой характер;

· 3. Нормативность и общеобязательность;

· 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;

· 5. Определенность и категоричность;

· 6. Сжатость и концентрированность положений;

· 7. Постоянность действия;

· 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;

· 9. Целостность;

· 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

· - Гуманистические;

· - Основные характеристики РФ;

· - Экономические и политические;

· - Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; Ст.7 РФ – социальное государство.; Ст.14 РФ – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

 

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

 

Правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:

· 1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;

· 2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы;

· 3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.;

· 4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское государство – см. ст.14.

 

Онного строя».

Подводя итог сказанному, следует отметить, что основы конституци-

онного строя представляют собой головной политико-правовой инсти-

тут, а это одновременно и головной государственно-правовой инсти-

тут, который имеет целями:

Особенностями.

 

Категории – хз.

43 Особенности правового статуса вынужденных переселенцев. Еще совсем недавно такая категория не была известна отечественной государственно-правовой науке. Появление в нашей стране вынужденных переселенцев явилось результатом печальных событий, и в первую очередь, развала когда-то передового и могущественного государства, каким был Союз ССР.
Юридическую базу разрешения вопросов вынужденных переселенцев образует Конституция Российской Федерации и принятый 19 февраля 1993 года Федеральный закон «О вынужденных переселенцах», который действует в настоящее время в редакции от 12 декабря 1995 г. (с последними изменениями)
В пункте 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что вынужденный переселенец - это «... гражданин (подчеркнуто мной - И.Б.) Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
По указанным обстоятельствам вынужденными переселенцами признаются:
во-первых, гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
во-вторых, гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Названный Федеральный закон также предусматривает, что вынужденным переселенцем признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации, и изменившие место жительства в пределах Российской Федерации по ранее указанным обстоятельствам.
Основная работа по разрешению проблем вынужденных переселенцев возложена на Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и соответствующие территориальные органы Федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства; он же направляет уведомление о результатах рассмотрению ходатайства заинтересованному лицу.
Лица, признанные вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации; при отсутствии такой возможности, он имеет право на получение направления для проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев; на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства.
К числу обязанностей вынужденных переселенцев относятся требования: соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного проживания вынужденных переселенцев; проходить ежегодный переучет в установленные сроки.
В Федеральном законе также установлено, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в федеральном законе, то применяются правила международного договора.

Правовое положение беженцев регулируется по ФЗ «О беженцах» 1993 г

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство

1. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;

5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

2. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата.

В случае, если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

 

44 Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство РФ регулируется ФКЗ «О гражданстве» 2002г, Конституцией РФ, международными договорами.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.121 с.)