Функциональные пробы в исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные пробы в исследовании



ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(Куртев С.Г. и соавт. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины. Омск 2003г. Извлечения.)

Проба Генчи

Последовательность проведения: вдох, затем глубокий и максимальный выдох; задержка дыхания при зажатом носе и закрытом рте; регистрируется время задержки дыхания между выдохом и вдохом; дозированная ходьба; задержка дыхания на выдохе; оценка результатов.

В норме величина пробы Генчи у здоровых мужчин и женщин составляет 20 - 30 секунд. По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне метаболических процессов, адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии и о состоянии левого желудочка.

Проба Штанге

Регистрация времени задержки дыхания при глубоком вдохе.

Последовательность проведения: вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85 - 95 % от максимального; закрывают рот, зажимают нос; после выдоха секундомер останавливается. Средние значения пробы Штанге составляют для женщин 35 - 45 секунд, для мужчин - 50 - 60 секунд.

Проба Штанге с физической нагрузкой

После выполнения пробы Штанге в покое выполняется нагрузка - 20 приседаний за 30 секунд. Немедленно по окончанию физической нагрузки проводится повторная проба Штанге.

Время задержки дыхания в повторной пробе сокращается в 1,5 - 2 раза.

По величине показателя пробы Штанге также оценивают уровень обмен­ных процессов, адаптацию дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии и о состоянии правого желудочка.

Приложение 38

МЕТОДИКИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

 

Тест «САН»

Назван по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» и предназначен для определения функционального состояния человека, его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации). Тест представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения.

Инструкция: необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».

При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 1 0 1 2 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7.

Например:

  7 6 5 4 3 2 1  
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ 3 2 1 0 1 2 3 ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ
  1 2 3 4 5 6 7  
ПАССИВНЫЙ 3 2 1 0 1 2 3 АКТИВНЫЙ

Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение».

Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.

Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность с умма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени.

Оценка результатов: менее 30 баллов — низкая; 30 - 50 баллов — средняя; более 50 баллов — высокая.

Цветовой тест Люшера

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, и основан на том, что выбор цвета происходит на бессознательном уровне, а потому хорошо отображает истинное состояние человека.

· Оценка эмоциональной сферы (определение уровня тревожности) – диагностика по Люшеру (тест, модифицированный Л.Собчик).

Последовательность проведения: обследуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Затем таким же образом выбирается следующая карточка. И так до тех пор, пока все карточки не закончатся.

Раскладывая цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом записывается номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам, таковы: темно-синий — 1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7,серый — 0. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны.

Таблица 1

Диагностика

Позиция Номер эталона Оценка тревожности Баллы
№1 6, 7, 0 !!!  
№2 6, 7, 0 !!  
№3 6, 7, 0 !  
№4 и 5 Не оцениваются
№6 1, 2, 3, 4 !  
№7 1, 2, 3, 4 !!  
№8 1, 2, 3, 4 !!!  

Оценка результатов: 10-12 баллов - высокий уровень тревожности; 7-9 баллов – средний; 4-6 баллов – уровень тревожности ниже среднего; 3-1 балл – низкий уровень тревожности;

Особенности:

- большую часть баллов составляют 1, 2, 3, 4 эталоны на 6-8 позициях. Это отражает устойчивость к стрессам и преходящий характер признаков дезадаптации.

- на первых позициях комбинация 6, 0, 7 - состояние выраженного стресса, объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности.

Тест Векслера

Представляет собой комплекс методик определения уровня интеллектуального развития. Включает вербальные и невербальные задания (субтесты), характеризующие уровень развития комплекса познавательных функций. При его применении получают два показателя — вербальный и невербальный, а также суммарный "общий интеллектуальный показатель" (IQ):

В возрастной психофизиологии используется для оценки уровня интеллектуального развития детей 4—16 лет. Если ребенок выполняет все задания для своего возраста в соответствии с нормативами, его IQ равен 100 баллам. При IQ свыше 120 баллов, уровень интеллекта считается высоким, при значениях существенно ниже возрастной нормы диагностируется умственная отсталость.

 

 

Приложение 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.006 с.)