Административная ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения



 

Административная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена КоАП РФ.

На основании ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, называется составом правонарушения (рисунок 20). Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Состав административного правонарушения имеет те же структурные элементы, что и налоговое правонарушение и преступление – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения в сфере налогообложения являются общественные отношения, связанные с соблюдением законодательства о налогах и сборах. Объектом административного правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным правом.

Объективная сторона – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешние проявление деяния. Важнейший признак характеризует само деяние, разновидностью которого могут быть действие и бездействие.

Субъектом правонарушения является лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Действующее административное законодательство предусматривает наличие следующих субъектов административной ответственности.

1. Физические лица. Административная ответственность физических лиц на основании ст. 2.3. КоАП РФ наступает только по достижении лицом, совершившим административное правонарушение, 16 лет.

2. Должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

4. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. На основании п. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

5. Юридические лица. На основании ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ. При этом стоит выделить ряд особенностей, относящихся только к юридическим лицам в рамках административных правоотношений:

- при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо;

- при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического или одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Субъективная сторона поступка – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. В её основе лежит вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности.

При совершении административных правонарушений выделяют две формы вины:

1) умышленно совершённое административное правонарушение, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

2) административное правонарушение, совершённое по неосторожности, если лицо, его совершившее предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Как уже упоминалось, к административной ответственности могут привлекаться не только физические лица и должностные лица юридических лиц, но и сами юридические лица. При этом юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Требования объективной реальности продиктовали законодателю необходимость отдельного выделения административных правонарушений в сфере налогообложения в составе гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». К основным административным правонарушениям в сфере налогообложения относятся следующие правонарушения:

– нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);

– нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);

– нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

– непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);

– нарушение порядка открытия счёта налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ);

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ);

– неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ);

– неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ);

– грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности (ст. 15.11 КоАП РФ);

– выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации (ст. 15.12 КоАП РФ).

За все эти административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа от 300 рублей до 50 тыс. рублей. В некоторых случаях предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП РФ).

На основании п. 1 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и является основным административным наказанием на основании ст. 3.3 КоАП РФ, т. е. наказанием, назначаемым самостоятельно за конкретные административные правонарушения.

В каждом конкретном случае государственные органы, уполномоченные применять меры административной ответственности, обязаны установить наличие умысла в действиях правонарушителя. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Существует процессуальный порядок наложения административного взыскания. Нарушение такого порядка со стороны уполномоченных государственных органов, серьёзно нарушающие права и интересы граждан, являются основанием для отмены постановления для наложения взыскания.

Нарушениями процессуального порядка наложения административного взыскания в сфере налогообложения могут быть:

– несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;

– рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности;

– наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права;

– несоблюдение порядка составления и вынесения постановления о наложении административного взыскания;

– несоблюдение сроков применения административного взыскания;

– другие ущемляющие права и интересы субъекта нарушения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.009 с.)