Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и общая характеристика налоговой системы
Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система любого государства включает в себя ряд следующих обязательных элементов (рисунок 8):
Рисунок 8 – Состав обязательных элементов налоговой системы Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично они представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы Нельзя отождествлять понятие «налоговая система» с понятием «система налогов», так как последняя представляет собой лишь систематизированный перечень налогов и сборов, установленных в данном государстве. Понятие же «налоговая система» более широкое и характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. К экономическим относятся такие показатели, как налоговый гнёт, соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, соотношение прямого и косвенного налогообложения, а также структура прямых налогов. Данные показатели характеризуют налоговую систему государства следующим образом. Налоговый гнёт (налоговое бремя) характеризует роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Достигнуть оптимального размера налогового гнёта – центральная макроэкономическая проблема любого государства. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли показывает уровень развития государства. Высокоразвитые страны формируют бюджет за счёт налоговых поступлений от торговли внутри страны, экспортные же пошлины незначительны, экспортируется в основном готовая продукция. В менее развитых странах за счёт таможенных пошлин на экспортируемое сырьё велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение прямого и косвенного налогообложения также зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощрённой системы расчётов. Структура прямых налогов в высокоразвитых странах характеризуется высокой долей подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат. Менее развитые страны большую часть налогов собирают с юридических лиц.
Среди политико-правовых показателей наиболее важным является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налогообложения. Существуют три варианта соотношения компетенций: 1) вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах; 2) для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а органы власти на местах, в свою очередь, определяют конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью; 3) соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней. Обычно используются комбинации двух или трёх форм. Классификации налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке 10. Ø В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны можно подразделить налоговые системы следующим образом: · либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учётом платежей социального характера до 30 % ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки; · умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России; · жёстко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
Рисунок 10 – Основные классификации налоговых систем
Ø В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
· подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии; · умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германии, Франции, Италии и др.; · косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
Ø В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются: · на централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России; · умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии; · децентрализованные, наделяющие нижеперечисленные уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании. Ø В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так: · прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран; · регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны; · нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России. Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.) |