Понятие и общая характеристика налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и общая характеристика налоговой системы



 

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Налоговая система любого государства включает в себя ряд следующих обязательных элементов (рисунок 8):

 

 
 

 

 


Рисунок 8 – Состав обязательных элементов налоговой системы

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично они представлены на рисунке 9.

 

 

 
 

 


Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы

Нельзя отождествлять понятие «налоговая система» с понятием «система налогов», так как последняя представляет собой лишь систематизированный перечень налогов и сборов, установленных в данном государстве. Понятие же «налоговая система» более широкое и характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. К экономическим относятся такие показатели, как налоговый гнёт, соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, соотношение прямого и косвенного налогообложения, а также структура прямых налогов. Данные показатели характеризуют налоговую систему государства следующим образом.

Налоговый гнёт (налоговое бремя) характеризует роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Достигнуть оптимального размера налогового гнёта – центральная макроэкономическая проблема любого государства.

Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли показывает уровень развития государства. Высокоразвитые страны формируют бюджет за счёт налоговых поступлений от торговли внутри страны, экспортные же пошлины незначительны, экспортируется в основном готовая продукция. В менее развитых странах за счёт таможенных пошлин на экспортируемое сырьё велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения также зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощрённой системы расчётов.

Структура прямых налогов в высокоразвитых странах характеризуется высокой долей подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат. Менее развитые страны большую часть налогов собирают с юридических лиц.

Среди политико-правовых показателей наиболее важным является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налогообложения. Существуют три варианта соотношения компетенций:

1) вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;

2) для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а органы власти на местах, в свою очередь, определяют конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

3) соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.

Обычно используются комбинации двух или трёх форм. Классификации

налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке 10.

Ø В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны можно подразделить налоговые системы следующим образом:

· либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учётом платежей социального характера до 30 % ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

· умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

· жёстко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

 

 


Рисунок 10 – Основные классификации налоговых систем

 

Ø В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

· подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии;

· умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германии, Франции, Италии и др.;

· косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

 

Ø В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются:

· на централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

· умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

· децентрализованные, наделяющие нижеперечисленные уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

Ø В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

· прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

· регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;

· нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.)