Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста



 

Тема 4.1. Психологические основы труда юриста

 

Задания и методические указания курсантам

1. Изучить основную литературу:

1. Аминов И.И. Юридическая психология / Учебник. – М., 2007.

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Р/н Дону, 2004.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология / Учебник. – СПб., 2008.

 

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Занюк С. Психология мотивации. Киев, 2001.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002.

3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких М.И., Сафронова А.Д. М., 1997.

4. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации. М., 2003.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2003.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Предмет и задачи психологии юридического труда.

2. Особенности юридического труда.

3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

4. Основные структурные компоненты профессиональной деятельности юриста.

5. Этика и психология правоприменительной деятельности.

 

Тезисы к занятию

Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника правоохранительных органов, как важная, неотъемлемая часть его профессионального мастерства, объективно обусловлена тем, что вся юридическая деятельность, борьба за укрепление законности правопорядка погружены в жизнь общества и его граждан, в кипение страстей, неутолимую жажду удовлетворения потребностей (зачастую деформированных), в столкновение целей и намерений разных людей, в конфликты, обостренные взаимоотношения — во все то, что включает реальная живая жизнь, социальная и психологическая действительность.

Профессионалу мало быть правым, надо еще добиться подчинения, понимания людьми справедливости и гуманности его требований, повышения престижа норм права и правоохранительной деятельности, активной помощи со стороны граждан. Ему просто невозможно эффективно решать юридические задачи, ограничиваясь «чисто правовой» стороной их, как нельзя сознание, мысли, чувства, поступки людей поделить между разными ведомствами. Понятно, что практические умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы характеризует реальную подготовленность к ней юриста, судьи, следователя, оперативного работника, участкового инспектора, руководителя и других специалистов, их профессиональное мастерство.

Профессионально-психологическая подготовленность профессионала юридического органа - это его подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач Она органически дополняет его специально-юридическую обученностъ испособствует приобретению подлинного профессионального мастерства.

Структура профессионально-психологической подготовленности. Профессионально-психологическая подготовленность юриста складывается из ряда компонентов.

Профессионально-психологические знания. Они представляют собой необходимую информированность юриста по вопросам психологии людей, групп, по психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние законности и правопорядка, и другим, имеющим отношение к его профессиональной деятельности. Это преимущественно не абстрактные психологические знания, а знания «работающие», адаптированные к специфике юридической деятельности, служащие основой для понимания и осмысленного использования при решении юридических задач.

Профессионально-психологические умения. Это освоенные профессионалом юридических органов способы практического учета психологических аспектов в правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. Есть три важнейшие их группы:

аналитика-психологические умения — умение увидеть психологический аспект в планируемых и осуществляемых профессиональных действиях, умение грамотно его проанализировать, умение верно оценить его роль и его влияние на действия, умение психологически обоснованно принимать, корректировать и реализовывать профессиональные решения;

тактико-психологические умения — освоенные способы психологических действий, имеющие тактическое значение. Они опираются на профессионально-психологические знания, но не сводятся к ним и выражаются в овладении профессионалом умением осуществлять психологические действия, включенные в процесс решения юридических задач, а также пользоваться психологическими приемами, повышающими эффективность собственно юридических действий (наблюдения, осмотра, допроса, личного сыска и пр.). Это: умение изучать и оценивать психологические факторы, определяющие выбор и применение тактических приемов: составлять психологический портрет лиц и групп и др.;

технико-психологические умения характеризуют овладение юристом основными психологическими средствами: речевыми, неречевыми и поведенче-ско-ролевыми. Для мастера своего дела характерно умение правильно подобрать слова и выстроить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке — нужную выразительность, представить себя, когда надо, умным и все знающим или противоположно другим и т.п.

Профессионально развитые психологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологической подготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника органов правоохраны, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:

профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность бокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.;

профессиональные восприятия — зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенная способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.);

профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.;

профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и др.;

профессиональный артистизм — способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.;

профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

Профессионально-психологическая устойчивость — четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на работников органов правоохраны и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость работников органов правоохраны должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость — психологический сплав:

общей психологической устойчивости данного сотрудника;

• знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего их ожидаемыми и менее впечатляющими;

• достаточного опыта решения профессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящего к существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результаты его деятельности;

• развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением.

В структуру профессионального мастерства юриста входит и его профессионально-педагогическая подготовленность, рассмотрение которой — прерогатива юридической педагогики.

 

Вопросы для размышления и групповой дискуссии:

 

1. Профессионально-психологический отбор на службу в правоохранительные органы активно ведется с 1990-х годов. Определению перспектив его совершенствования посвящено значительное число публикаций и диссертационных исследований по юридической психологии. Однако до настоящего времени наблюдается значительное число фактов профнепригодности личности, нарушений дисциплины и законности, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов. В чем, на Ваш взгляд, основные причины подобного положения дел? Какие инновации прежде всего нужны по методике профессионально-психологического отбора?

2. В отечественных исследованиях 1990-х годов, проведенных В.С.Медведевым, С.П.Безносовым, А.В.Будановым, С.Е.Борисовой, Б.Н.Козловым, К.Р.Такасаевой и другими учеными, обращено внимание на актуальность проблемы психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Как Вы считаете, насколько психологи готовы к решению этой проблемы и каковы должны быть место и роль психотехнологий среди комплекса мер по предупреждению профдеформации личности сотрудников различных правоохранительных органов.

3. Постоянное участие с середины 1990-х годов сотрудников правоохранительных органов в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе актуализировало разработку проблематики профессионального выгорания и личной профессиональной безопасности, оказания психологической помощи лицам, испытавшим посттравматическое стрессовое состояние и другие негативные для личности последствия.

Базируясь на достижениях зарубежной и отечественной психологии по проблематике экстренной психологической помощи и анализе публикаций психологов правоохранительных органов, проведите критическую оценку состояния дел, вскройте узкие места и неиспользованные резервы.

 

Тема 4.2. Профессиограммы основных юридических специальностей

 

Задания и методические указания курсантам

1. Изучить основную литературу:

1. Романов В.В. Юридическая психология / Учебник. М., 2006.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 4. С. 61–66.

2. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие. М., 1998.

3. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Структура профессиограммы: содержание деятельности, условия деятельности, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессионально важным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания.

2. Психограмма: психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.

3. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности.

Тезисы к занятию

Профессиограмма адвоката. Представляет собой обобщенное описание профессии адвоката, раскрывающее ее главные особенности и психологические требования к лицам овладевающим и занимающимся ей.

Адвокат является специалистом входящим в профессиональное объединение юристов занятых защитой прав и интересов физических и юридических лиц. В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР и лицензиями выдаваемыми Министерством юстиции РФ его трудовая деятельность не исчерпывается судебным представительством, а включает в себя: консультации и справки по юридическим вопросам, составление заявлений, претензий и других документов правового характера, защиту прав граждан при оказании им психиатрической помощи, правовое обслуживание коммерческих операций, и т. п. Для профессии адвоката характерны: высокая общественная значимость деятельности по оказанию юридической помощи населению, защите чести, достоинства, жизни, социально-экономических и политических прав и свобод граждан и организаций; отстаивание только законных интересов доверителей и осуществление этого строго законными средствами; независимость действий от вмешательства органов государства и иных структур; творческий характер решаемых задач и значительное их разнообразие; обязанность сохранять в тайне сведения сообщаемые лицами обратившимися за помощью

В деятельности адвоката соединяются социальные, познавательные, организационные, коммуникативные компоненты. Их наличие определяет требования к нему: высокая правовая компетентность и опыт правоприменительной практики; стремление соответствовать социальной роли «защитника» законных интересов населения; адекватное понимание своей публичной правовой и моральной позиции при оказании помощи; склонность к проявлению нравственного, корректного, заботливого, уважительного отношения к людям с которыми контактирует адвокат.

Профессиограмма прокурорско-следственной деятельности. Основными особенностями труда прокуроров и следователей, задающими повышенные психологические требования к кандидатам на службу в прокуратуру, являются: жесткая правовая регламентация деятельности и принимаемых решений; властный, обязательный характер полномочий; экстремальный характер деятельности; творческий, нестандартный характер деятельности, разнообразие решаемых задач; процессуальная и профессиональная самостоятельность, высокая персональная ответственность прокурора, следователя за свои действия, принимаемые решения.

Основными подструктурами профессиональной деятельности следователя и прокурора являются: познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая и воспитательная.Ведущими особенностями процессов познания в деятельности прокурора, следователя служат: строгая законодательная регламентация, как самой процедуры познания, так и закрепления (документирования) ее хода и результатов; доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с опорой на доказательственные факты, обязательной фиксацией результатов познания; как правило, ретроспективный характер процессов познания, объектом которого являются события прошлого; негативный характер объектов познания – деятельности преступников, правонарушителей и ее результатов; дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации), добываемой и изучаемой следователем, прокурором; принудительный характер некоторых применяемых методов познания с использованием властных полномочий следователя, прокурора; интенсивное воздействие стресс-факторов, особый негативный эмоциональный фон, сопутствующий процессу познания.

Существенными коммуникативными характеристиками деятельности прокурора, следователя являются: целенаправленность общения (его основной задачей является поиск информации для раскрытия преступления, нарушения закона); зачастую вынужденный характер общения для другой стороны (взаимодействие здесь нередко «навязывается» прокурором, следователем с использованием их властных полномочий лицу, дающему показания); повышенная конфликтность общения; необходимость специальных усилий со стороны следователя, прокурора для установления и поддержания психологического контакта с другой стороной; необходимость диагносцировать правдивые и ложные показания другой стороны; особая процессуально регламентированная форма фиксации результатов общения.

На основе профессиограммы разработана психограмма профессионально успешного прокурора, следователя, определены основные факторы профессиональной пригодности и составлена батарея конкретных психодиагностических методик, используемых при психологическом отборе кадров в органы прокуратуры.

Психограмма профессионально успешного прокурора. Психограмма – составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой профессией. При создании в органах прокуратуры в первой половине 90-х гг. системы психологического отбора кандидатов на службу В.В. Романовым и М.В. Крозом была разработана профессиограмма прокурорско-следственной деятельности и в качестве ее составной части – психограмма профессионально успешного прокурора. Она включает пять блоков содержательно взаимосвязанных профессионально важных качеств, определяющих профессиональную пригодность.

1. Высокий уровень социализации личности прокурора: высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального); доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности; честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость; ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

2. Познавательные способности прокурора: глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления; развитый интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии; широкий кругозор, эрудированность, разносторонняя культура; развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция; емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации; способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой; точное восприятие; высокая умственная работоспособность. Важнейшими же качествами здесь являются эвристичность мышления, его ярко творческий характер.

3. Эмоционально-волевая устойчивость прокурора: высокая работоспособность, выносливость в ситуациях длительных и интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целенаправленность и продуктивность деятельности в этих условиях; толерантность к воздействию стресс-факторов, высокий уровень волевого самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанные импульсивные реакции; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

4. Коммуникативные способности прокурора: способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры другой стороны; проницательность, хорошее владение средствами межличностного познания - рефлексией и идентификацией, умение слушать партнера по диалогу.

5. Организаторские способности прокурора. В данный фактор входят многие указанные выше психические свойства и качества, а также: умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей каждого члена группы; умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным; умение оказывать управленческое воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заражать" своей энергией; самостоятельность, инициативность, предприимчивость.

Психограмма имеет биполярную структуру, ее противоположный, негативный «полюс» во многом составляют антонимичные психологические характеристики, в совокупности образующие «портрет» профессионально неуспешного прокурора. Она операционализирована до уровня показателей конкретных психодиагностических методик, используемых при психологическом отборе кадров в органы прокуратуры.

Психограмма специалиста таможенной службы. Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы профессионального психологического отбора специалистов таможенной службы начали разрабатываться с созданием и становлением психологической службы в таможенных органах. Система профессионального отбора таможенных специалистов разработана А.П. Галентовым и В.В. Немирич.

Психограмма специалиста таможенной службы включает следующие требования к его психологическим и психофизиологическим качествам.1) Направленность, мотивация, склонности, волевые качества: направленность и интерес к таможенному делу; склонность к работе с людьми, к общению; способность к научению, интерес к приобретению новых знаний; сильна воля; настойчивость, решительность, смелость; самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость. 2) Сенсорно-перцептивные качества: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т.п.); преобладание зрительного канала восприятия; устойчивость внимания, быстрое переключение и большой объем. 3) Особенности высших психических функций: достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия; оперативность мышления; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации; потребность в развитии воображения. 4) Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физическим нагрузкам; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу, как взрывного, так и статического характера; устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам; способность к резкой смене вида деятельности. 5) Профессиональные качества: предпочтение деятельности, связанной с общением между людьми; готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность, наличие собственного мнения; эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость; склонность к соблюдению общественных моральных норм; чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основе; эффективность деятельности в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства; осмотрительность, осторожность и бдительность; самообладание, забота о социальной репутации. 6) Противопоказания к деятельности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; жестко выраженные психические акцентуации и отклонения; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии:

 

Профессионально-психологический отбор на службу в правоохранительные органы активно ведется с 1990-х годов. Определению перспектив его совершенствования посвящено значительное число публикаций и диссертационных исследований по юридической психологии. Однако до настоящего времени наблюдается значительное число фактов профнепригодности личности, нарушений дисциплины и законности, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов. В чем, на Ваш взгляд, основные причины подобного положения дел? Какие инновации прежде всего нужны по методике профессионально-психологического отбора?

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольная работа по курсу «Юридическая психология» как форма контроля за учебной деятельностью обучающихся предназначена для подготовки студентов заочной формы обучения к сдаче экзамена. Подготовка контрольной работы направлена на формирование навыков самостоятельной работы с учебной и специальной литературой, приобретение умений логического анализа и синтеза изучаемого материала.

К оформлению и написанию работы предъявляются следующие требования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.029 с.)