II. Психологические особенности различных видов допроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Психологические особенности различных видов допроса.



Показания свидетелей и потерпевших это есть исходящая от них информация о фактах, которые имеют значение для дела. В связи с этим, в психологии свидетельских показаний рассматриваются пути прохождения этой информации от источников получения ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему расследование и закрепления в установленной процессуальным законом форме.

Процесс формирования свидетельских показаний и пути прохождения этой информации можно разбить на следующие основные этапы:

Основные стадии формирования свидетельских показаний:

1. Восприятие и запоминание лицом, которое может быть вызвано и допрошено в качестве свидетеля, фактов, имеющих значение для дела.

2. Сохранение в памяти таким лицом воспринятых и запомненных фактов.

3. Воспроизведение на допросе сохраненных в памяти фактов.

4. Процессуальное оформление результатов допроса.

К объективным факторам, влияющим на формирование показаний свидетелей и потерпевших относятся:

Объективные факторы: р асстояние до объекта наблюдения, время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта, метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т. д.), условия освещения наблюдаемого объекта, сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т. д.), объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т. д.).

Вышеперечисленные объективные условия восприятия в одних случаях могут играть положительную роль, в других отрицательную.

Субъективные факторы: с остояние органов чувств, эмоциональное состояние, состояние алкогольного опьянения, направленность внимания, профессиональные навыки.

При переходе воспринятого образа в представление он подвергается определенной переработке, которая выражается: в отборе материала; в выделении и обобщении главного; во внесении элементов фантазии и прошлого опыта; в утрате части воспринятой информации.

При допросе подозреваемых и обвиняемых обязательно необходимо учитывать то, что их процессуальное положение существенно отличается от процессуального положения свидетелей и потерпевших.

Следует помнить, что психология лица, совершившего преступление характеризуется господством так называемой оборонительной доминанты, т. е. очага нервного возбуждения, через призму которого преломляется восприятие и оценка обстановки, регулирование поведения преступника.

Виновный, стремясь уклониться от ответственности за содеянное и скрыть свое участие в преступлении, всячески старается утаить от окружающих и свои переживания связанные с происшедшим событием.

Защитная или оборонительная доминанта очень часто толкает виновного совершать такие действия, которые по его расчетам должны помочь ему избежать разоблачения.

При защитной доминанте преступник: создает мнимые алиби и инсценировки; идет на лжедоказательства; делает попытки направить следствие по ложному пути; распространяет ложные и клеветнические слухи; делает ложные заявления; склоняет свидетелей к даче ложных показаний.

Иначе говоря, всячески пытаются убедить следователя и окружающих в своей невиновности и непричастности к преступлению.

В ходе расследования преступнику неизбежно сопутствует внутреннее напряжение, которое усугубляется сознанием особой значимости той ситуации, в которой он находится, когда каждая ошибка, неосторожный шаг, непродуманное слово могут привести к нежелательным для него последствиям. Такое постоянное перенапряжение препятствует трезвому расчету и правильному с точки зрения преступника поведению. Преступники начинают допускать промахи и ошибки, которые нередко способствуют их разоблачению. Имеют место случаи, когда в ситуации допроса, в результате предъявления неопровержимых доказательств, у преступника резко изменяется психическое состояние, наблюдается агрессия, озлобленность, стрессы или наоборот имеет место подавленность или фрустрация.

Однако, надо помнить, что защитная доминанта и связанные с ней особенности поведения, могут быть свойственны и невиновному, когда он стремиться защититься от несправедливого обвинения. Кроме этого, поведение обвиняемого может изменяться в зависимости от конкретных ситуаций, связанных с расследованием уголовного дела.

С точки зрения психологии очная ставка весьма специфическое общение, которое развивается одновременно между тремя лицами.

Очная ставка проводится при наличии существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц с целью установления истины по спорным обстоятельствам дела.

Психологические особенности очной ставки: ее производство является правом, а не обязанностью следователя; ее проведение обычно бывает связано с определенным риском; "эффект присутствия" другого допрашиваемого; наличие конфликтной ситуации.

Производство очной ставки при наличии существенных противоречий является правом, а не обязанностью следователя. Однако это право не может истолковываться произвольно. Отказаться от производства очной ставки при наличии указанных противоречий возможно лишь с учетом веских причин (очевидная бесперспективность ее проведения, убежденность в том, что участники используют ее для сговора в ущерб установлению истины, и т. д.)

Психология судебной речи. Средство словесного убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов рассматриваемого события, убедительной их оценки на основе результатов судебного следствия. Различается вступительная, основная и заключительная части речи судьи.

Психологическая задача вступления - вызвать обостренное внимание судебной аудитории, вызвать ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

В основной части судебной речи излагаются фактических обстоятельств дела. Здесь целесообразен не скучный пересказ фактов, а живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде: так, как событие развивалось в действительности, или так, как оно было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается в зависимости от объема и характера доказательств, установленных в ходе судебного следствия.

Анализ доказательств и их оценка - центральная часть речи судьи. Все доказательства выстраиваются в систему, опровергающую одни версии и подтверждающие предлагаемую оратором версию. Доказательства выстраиваются по их нарастающей значимости. Особое место в судебной речи занимают личностные доказательства - психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего.

Заключение речи должно содержать итоговое определение позиции судебного оратора и обращение к суду с четко выраженной просьбой, содержать элементы доверительности, обращенности, авансирование доверия суду.

Говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто. Тон речи может повышаться или понижаться в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельного слова. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно и соответственно сказанному. Во время лекции не следует ходить по сцене, делать однообразные движения. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей, особенно в маленьких аудиториях. У оратора не должно быть одной какой-то точки, к которой вес время привлекается его взор. Оратор должен быть достаточно освещен: лицо «говорит» вместе с языком. От него требуются большая выдержка и умение владеть собой при всех неблагоприятных обстоятельствах; никакие отвлекающие причины не должны на него действовать. Нужно избегать шаблона речи. Форма речи должна быть простая, понятная. Иностранные слова можно употреблять, но их следует тотчас же объяснить, не задерживая надолго движение речи. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее); она должна быть искренней, как и вся речь вообще. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но говорить об этом нужно спокойным тоном. Необходимо вызвать обостренное внимание судебной аудитории, вызвать ее интерес, установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

Речь прокурора (его заключение) и речь адвоката (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных их предметной направленностью: они нацелены на разрешение гражданского спора. Здесь прокурор не обвиняет, а делает заключение по делу, адвокаты не защищают, а оказывают в качестве представителей сторон юридическую помощь этим сторонам. В отличие от уголовного процесса речи юриста в гражданском суде более лаконичны, в них, как правило, отсутствуют личностные характеристики, анализ причин и условий возникновения деликта. По своему содержанию эти речи менее эмоционально насыщены. Обыденность анализируемых явлений обязывает ораторов в гражданском суде использовать ряд речевых приемов, направленных на поддержание устойчивого внимания судебной аудитории. Однако эти речевые приемы не могут быть искусственными - они должны органически вытекать из цели судебной речи. Так адвокат, представитель стороны стремится доказать суду необходимость вынесения решения.

Психологические особенности суда присяжных. Суд, в состав которого входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели, назначенные для данного судебного процесса – представители народа. Присяжные и постоянный судья, как правило не образуют единую судебную коллегию, их функции строго разграничены. Присяжные заседатели в уголовном процессе обычно выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, в гражданском процессе решают только вопрос факта. Закон, предоставляющий присяжным право решить вопрос о виновности по внутреннему убеждению, без мотивирования вердикта, представляет им право невменения деяния, по причинам, которые они не обязаны высказывать. Присяжные заседатели может не признать подсудимого виновным просто потому, что обстоятельства и состояние его души не могут быть признаны обыденным явлением среди людей.

Присяжные, представляя в суде общество, вершат справедливость от его имени, привносят в суд то представление о справедливости, которое присуще обществу. Присяга требует от них выносить справедливое решение по внутреннему убеждению, принимая во внимание все разумные сомнения. Поэтому ответственность за судьбу человека заставляет их все время искать эти сомнения, чтобы не усомниться в собственной справедливости. Отсюда проявленные присяжными снисхождения к судьбе подсудимого. Особенности «миросозерцания» присяжных во многом определяют те итоговые решения, которые они выносят. Если в ходе судебного следствия выясняется, что подсудимый чистосердечно раскаялся в совершенном деянии; случайно получил ранения, совершая преступление; добровольно до суда возместил какие-то убытки потерпевшему, присяжные могут решить, что он уже расплатился за свое преступление, и учесть это в своем вердикте, в вопросе о снисхождении. Иногда подсудимого считают пострадавшим за чужие грехи; виновным не больше других. Это также серьезно влияет на снисхождение и даже его оправдание. Сомневаясь по любому из пунктов, присяжные сомневаются и в умышленности действий подсудимого.

Действиям человека могут приписываться не только его личностно-психологические, но ситуативные характеристики. Присяжные обращают внимание насколько тесно определенное поведение человека связано с ситуацией; насколько оно постоянно во времени; насколько оно сходно с поведением других людей в аналогичной ситуации.

Если поведение подсудимого не слишком разнится с повседневным, его действия воспринимаются не как умышленные, а скорее как привычные. Кроме того, при сильном несоответствии обычного поведения подсудимого и действий в момент наступления события его могут счесть давлением обстоятельств. Приписывание причин преступления личности подсудимого обычно ведет к его обвинению, ситуации и среде - повышает шансы на оправдание.

Еще одним способом решения неочевидной ситуации является приписывание части вины жертве преступления или смягчение отношения к подсудимому за счет умаления личности жертвы. Например, если жертва на момент преступления была в нетрезвом состоянии или вообще плохо характеризовалась по материалам следствия, шансы подсудимого на оправдание или снисхождение повышаются. Положение подсудимого ухудшается, когда образ жертвы выглядит как страдальческий, например, если жертва - инвалид, старик или ребенок.

Есть и иные психологические факторы, влияющие на вердикт коллегии присяжных:личность государственного обвинителя и защитника, чей успех зависит от того, насколько они вызывают доверие, привлекательны (знакомы, похожи, симпатичны), обладают атрибутами власти, престижа; особенности коммуникации сторон с присяжными (открытость, обилие невербальной коммуникации); то, как преподносятся сторонами доказательства (наглядность, эмоциональность, «разжевывание», порядок аргументации, повторение);

Выносимый коллегией присяжных заседателейвердикт состоит из ответов на три основных вопроса: 1) доказано ли событие преступления (деяния), 2) доказано ли совершение преступления подсудимым и 3) виновен ли он в нем, а также на вопрос о снисхождении. Как правило, если ответ на эти три вопроса утвердительный, присяжные выносят обвинительный вердикт. Если коллегии присяжных заседателей при обсуждении не удалось достигнуть единодушного решения в установленный срок, то обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в нем трех основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Ответы на прочие вопросы определяются простым большинством голосов присяжных заседателей. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для обвиняемого ответ.

 

Вопросы для размышления и групповой дискуссии:

 

1. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: «Постановляя свой приговор, судья может ошибаться; но, если он хочет действительно быть судьею, а не представителем произвола в ту или другую сторону, он должен основывать свое решение на том, что в данное время ему представляется логически неизбежным и нравственно обязательным». В какой мере Вы согласны с приведенным утверждением? Что еще может способствовать повышению адекватности установления судьей уголовной ответственности подсудимого?

2. Как выявлено в многочисленных зарубежных исследованиях, в определенных видах уголовных дел личные качества и установки присяжных, а также социально-психологические феномены в их группе могут влиять на выносимый вердикт. В какой мере для профилактики субъективизма присяжных юристы могут опереться на достижения психологии при формировании их как группы?

3. Один из идеологов модели «восстановительного правосудия» Ховард Зер писал: «Официальное уголовное правосудие ориентировано на наказание и противостояние. Оно ведет к отрицанию подлинной ответственности со стороны преступника, не принимает во внимание переживания жертвы… «Восстановительное правосудие» видит свою задачу в том, чтобы побудить преступника осознать причиненный ущерб и свою ответственность за него. Поощряется прямой или опосредованный диалог между преступником и жертвой, в котором для примирения активное участие принимает община… «Восстановительное правосудие» должно способствовать исцелению как личности, так и общества». Как Вы полагаете, в отношении какой категории преступников в современной России наиболее эффективной может стать модель «восстановительного правосудия». Что для ее реализации могут и должны предпринять юридические психологи?

 

Тема 3.4. Пенитенциарная психология

Задания и методические указания курсантам

1. Изучить основную литературу:

1. Аминов И.И. Юридическая психология. – М., 2007.

2. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология / Учебник. Рязань, 2003.

3. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. Столяренко А.М. – М., 2003.

 

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

1.Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.

2.Познышев С.В. Криминальная психология: преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. – М., 2007.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Направленность личности как механизм регуляции поведения и деятельности осужденного в условиях исправительных учреждений.

2. Общая характеристика криминальной субкультуры: понятие, структура, функции. Стратификация в среде осужденных.

3. Характеристика криминогенного общения: понятие, виды деформации общения осужденных и способы воздействия на криминогенное общение осужденных.

4. Психологическое обоснование основных средств исправления осужденных.

5. Психология личности и деятельности сотрудника исправительного учреждения. Деформация личности и особенности ее проявления у сотрудников правоохранительных органов.

 

Тезисы к занятию

Пенитенциарная (от лат. "poenitetiarius" - покаянный, исправляемый) психология, наряду с криминальной и судебной психологией, была одной из первых областей юридико-психологического знания, начавших развиваться еще в XIX веке. В России, в силу политических трансформаций, востребованность психологии в уголовно-исполнительной практике носила социально ангажированный и на отдельных исторических этапах прерывный характер. В связи с акцентами в идеологии и политики, касающимся развития отечественной уголовно-исполнительной системы. название психологической дисциплины, ее обслуживающей, в разные исторические периоды было различным: тюремная психология, исправительная, исправительно-трудовая.

Личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований. В развитых зарубежных странах в первой половине ХХ в. при изучении осужденных и разработке их классификаций наиболее востребуемыми были следующие пять групп теорий личности: 1) биопсихологические; 2) психоаналитические; 3) умственной отсталости и душевных расстройств; 4) социопатической личности и 5) теории "опасного состояния". В итоге в пенитенциарных заведениях преимущественное развитие получила модель "клинического исправления осужденных", устранение дефектов личности методами психотерапевтического воздействия. Во второй половине ХХ в. наиболее востребуемыми стали теории: 1) социально-когнитивного научения личности; 2) черт личности; 3) эмоциональных проблем; 4) мыслительных моделей; 5) теории Я-концепции и Я-психологии. Под их влиянием утверждались разноплановые модели специального обращения с осужденными.

Исправление осужденных. Нормативно закрепленная цель, процесс (реализация установленных в законе средств) и результатдеятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, приводящий к трансформации у осужденного негативных качеств личности и психологическим новообразованиям, ориентирующим их на правопослушное поведение и позитивную правовую активность. Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия исправление осужденных.

Криминогенное общение в среде осужденных. Особый вид общения, который возникает в результате проявления деформации этого явления в условиях социальной изоляции. Оно характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, жесткой ролевой заданностью и конспиративностью, используется для установления незаконных связей, обмена преступным опытом, создания предпосылок, выработки плана, решимости, распределения ролей, определения места, времени и способов, т.е. приготовления, маскировки, умышленного совершения преступлений.

Концептуальным подходом к объяснению криминогенного общения в среде осужденных является понятие о деформации общения в условиях социальной изоляции. Деформация общения осужденных затрагивает изменение всех его компонентов: информационного, перцептивного и интерактивного. Выделяют несколько видов деформации данного явления: изоляционную; нравственную и криминальную. Криминогенное общение в среде осужденных во многом конспиративно и условно. Оно является такой знаковой системой, которая имеет конвенциональную природу, строится на основе взаимной договоренности определенного круга участников общения о системе кодирования, декодирования и технологии маскировки знаков, выступающих в качестве только им понятного их смысла. Криминогенное общение проявляется и в виде конфликтов, массовых эксцессов и других явлениях на межличностном, групповом и массовом уровнях.

Практическое значение исследования криминогенного общения состоит в том, что оно ориентирует на устранение деформации общения осужденных на основе их ресоциализации, т.е. формирования у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, потребности в позитивных связях и ценностях. Кроме того, дальнейшее изучение криминогенного общения позволяет внести вклад в разработку теории и практику борьбы с организованной преступностью путем обоснования надежных методов документирования преступных связей и сообщений, "психического насилия" и предъявления их в качестве доказательств на этапе судебного разбирательства. Информационная природа организованной преступности превращает криминогенное общение в одно из ключевых понятий юридической психологии.

Психология личности осужденного. Психологическая реальность и частная теория юридической психологии, раскрывающая особенности личности человека, отбывающего уголовное наказание, значимые для решения задач исполнения наказаний. Эти задачи заключаются в недопущении совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также в исправлении осужденных. В соответствии с данными задачами можно выделить ряд взаимосвязанных аспектов психологического изучения и научного описания личности осужденного.

Первый аспект определяет изучение личности осужденного, при подходе к нему как к субъекту уголовно-исполнительных правоотношений. Личность должна раскрываться как внутренняя основа юридически значимого поведения осужденного в рамках предписаний уголовно-исполнительного законодательства. Изучению подлежат те свойства и качества личности, которые определяют его готовность к соблюдению требований установленного порядка отбывания наказания, либо, наоборот, выражают склонности к нарушениям этих требований или к совершению преступлений. В условиях отбывания наказания (например, уклонения от отбывания наказания, побега из мест лишения свободы, насильственных или других уголовно наказуемых деяний) значимыми являются: а) позиции осужденного по отношению к различными видам полезной деятельности, осуществление которых является обязательным или добровольным, имеющиеся у него для этого умения, способности, социальные навыки и психофизиологические возможности; б) позиции по отношению к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания; в) отношения к другим осужденным, г) отношение к субкультуре среды осужденных, д) отношение к возможностям смягчения наказания вплоть до условно-досрочного освобождения, которые можно реализовать посредством добросовестного выполнения обязанностей и проявления полезной инициативы. Поведение осужденного как субъекта уголовно-исполнительных правоотношений во многом определяется неформальным статусом среди других осужденных, наличием или отсутствием стремления приобрести криминальный авторитет, различными склонностями, в том числе и отрицательными, например, к играм на деньги, употреблению наркотиков, алкоголя, эксплуатации других осужденных и т.д. Эти качества личности выступают значимыми для его характеристики в рассматриваемом аспекте.

Второй аспект психологического изучения личности осужденного связан с подходом к нему как к объекту исправления. Осужденный с одной стороны рассматривается как субъект будущей жизнедеятельности в обществе (после отбытия наказания), а другой - как субъект, воспринимающий исправительные воздействия и как субъект самоизменения. Для данного аспекта необходимо: а) раскрытие системы психологических свойств, определяющих степень готовности осужденного к законопослушному образу жизни, б) степень его антикриминальной устойчивости и одновременно противоположного качества - криминогенной потенции личности, в) психологические свойства личности, которые имеют важное значение для избрания наиболее рациональных и эффективных стратегий, методов и форм исправления и включения в этот процесс самого осужденного. Такое изучение позволяет наметить конкретные психолого-педагогические задачи по исправлению осужденного, определить какие свойства личности необходимо изменять, нейтрализовать, устранять, а какие формировать и развивать.

Проблематика психологии личности осужденного включает обоснование специальных психологических типологий личности преступников, отбывающих наказания, параметров и критериев типологических различий, методик психологического изучения и оценки личности. Одна из важнейших проблем связана с познанием психических состояний лиц, отбывающих наказания, закономерностей их проявления в условиях отбывания различных видов изоляции от общества и на различных этапах отбывания наказания. Немаловажным является изучение деструктивных влияний на личность общности осужденных, условий отбывания наказаний, связанных с ними ограничений социальных связей и активности, депривации потребностей.

Направленность личности осужденных. В.Г. Деев, основываясь на представлении, что направленность имеет генерализованную подструктуру (влечения, желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, определяющие морально-нравственные качества личности), подструктуру отношений (содержательная сторона направленности), а так же жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности, семь групп по направленности личности осужденных: 1) условные коллективисты; 2) с активной отрицательной групповой направленностью; 3) отрицательные индивидуалисты; 4) пассивные отрицательные; 5) неустойчивые; 6) активисты-одиночки; 7) приспособленцы.

В.Ф. Пирожков и А.С. Михлин (1975), выделили пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение у осужденных: 1) семейное благополучие; 2) интересная работа; 3) материальная обеспеченность; 4) получение образования; 5) обеспеченность жильем. Г.Ф. Хохряков и В.П. Голубев (1982) подчеркивали роль таких ценностей: 1) свобода; 2) прошлая и будущая жизнь (т.е. жизнь до отбывания наказания и предполагаемая жизнь после выхода из мест лишения свободы); 3) "Я", т.е. собственная личность; 4) справедливость; 5) семья (жена, девушка, дети); 6) друзья; 7) труд, профессия, учеба; 8) «начальство;» 9) режим.

Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений. Изменения и нарушения в личности сотрудников, вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющие на ее осуществление. Профессиональная деформация личности сотрудников ИУ – результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик. Принято выделять следующие виды профессиональной деформации у сотрудников исправительных учреждений: личностная деформация (затрагивает потребностно-мотивационную сферу личности), собственно профессиональная деформация (обусловленная спецификой профессиональной деятельности: общения с преступниками, необходимость постоянно сталкиваться с противодействием со стороны отрицательно направленной части осужденных), должностная деформация (обусловлена задачами, стоящими перед сотрудником: начальник отряда, сотрудник отдела безопасности и т.д.) и, наконец, адаптивная деформация (вызванная необходимостью адаптироваться к специфическим условиям организационной культуры сотрудников исправительного учреждения).

Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность и факторы, свойственные ей: 1) закрытость ИУ; 2) идентификация сотрудниками себя с властью, осужденных с «невольниками»; 3) тесный контакт с криминогенной средой, усиление криминального воздействия в отдаленных и лесных ИУ; 4) высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, которая вызывается постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных; высоким уровнем эмоциональности в общении. Под влиянием воздействия отрицательных факторов среды психология сотрудника исправительных учреждений постепенно изменяется в сторону снижения требовательности к себе, к своим поступкам, действия решениям. Профессиональная деформация проявляется в ригидности стереотипов: в стремлении ужесточить условия отбывания наказания, в завышении требований к осужденным, уверенности в собственной правоте, в правовом нигилизме, т.е. осознанном игнорировании правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность. Для профессионально деформированных сотрудников характерны агрессивность, понижение доброжелательности, снижение позитивного эмоционального отношения к людям, к службе, снижение коммуникативности. Одновременно отмечается повышение раздражительности, негативизма, обидчивости, подозрительности, чувства вины.

Социально-психологические явления в среде осужденных.. Исследованием социально-психологических явлений в среде осужденных занимались А.Д. Глоточкин, М.Г. Дебольский, В.Ф. Пирожков, А.И. Мокрецов, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др. Большое количество публикаций посвящено негативным социально-психологическим явлениям, в том числе традициям осужденных и криминальной субкультуре. Социально-психологические явления в среде лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, многообразны. Их классифицируют по содержанию, устойчивости и другим основаниям. Традиционно в поле зрения ученых и практиков находятся: общение между осужденными, стратификация в среде осужденных, адаптация осужденных к условиям отбывания наказания, мнения и настроения среди осужденных, малые неформальные группы, общение сотрудников с осужденными и др.

Успех ресоциализации осужденных во многом зависит от нравственного оздоровления их среды, что в свою очередь невозможно сделать без нейтрализации негативных социально-психологических явлений, борьбы с уголовными традициями, разложением отрицательных малых групп и др. Повышение эффективности воздействия на криминальную субкультуру – ключевая проблема для профессиональной деятельности персонала пенитенциарных учреждений. Она является питательной почвой для искаженных оценок, представлений, стереотипов, противодействия исправительным усилиям персонала исправительного учреждения, нарушений режима, насилия, преступлений в колониях, влияет на организационную культуру пенитенциарных учреждений, подвергает деформации не только осужденных, но и персонал пенитенциарных учреждений. Этому может противостоять здоровое в культурном отношении гражданское общество, для которого обеспечение криминальной безопасности является одной из главных задач и ценностей.

Технология работы с задержанными и содержащимися в следственном изоляторе. Необходимость помощи заключенным в их адаптации к местам лишения свободы, а также тщательной психологической подготовки к освобождению предполагает проведение целого комплекса мероприятий по оказанию им и психологической, и социальной поддержки. К главным задачам работы психологической службы со спецконтингентом в СИЗО относятся: 1) разработка и внедрение психологических методик изучения личности и групп осужденных и использование их результатов для выбора обоснованных методов дифференцированного воздействия на их индивидуальное и групповое поведение; 2) адаптация спецконтингента к условиям содержания в СИЗО, а также прогнозирование и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы; 3) оказание психологической помощи осужденным в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, в организации самовоспитания; 4) психологическая подготовка спецконтингента к жизни на свободе.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами учреждения. Для того, чтобы ее работа шла успешно, надо учитывать прежде всего содержание и механизмы адаптации задержанных и содержащихся в СИЗО, а именно: 1) этапа "первичного шока" (от 3 дней до 1 месяца); 2) этапа "первичной адаптации" (от 1 до 3 месяцев) и 3) основной этап адаптированности в СИЗО. Мероприятия, направленные на интеграцию осужденных в новых для них социальных условиях, можно подразделить на две основные группы: коллективные и индивидуальные. Коллективные мероприятия представляют собой лекции, беседы, вечера вопросов и ответов и пр. Большое место в коллективных мероприятиях должно отводиться раскрытию перспективы и путей коррекции жизненных планов, предостережению о возможных трудностях объективного и субъективного порядка и выработке установки готовности к их преодолению. Индивидуальные мероприятия проводятся с учетом степени криминальной запущенности личности, имеющихся у нее запросов, жалоб, просьб. Основными видами деятельности психолога следственного изолятора являются: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапевтическая деятельность (при наличии специальной подготовки в этой области), исследовательская деятельность,психологическое просвещение.

Мероприятия по психологической подготовке содержащихся в СИЗО к освобождению (или реадаптация) носят своеобразный характер в зависимости от типа запросов (от заключенных, от родственников, от сотрудников) и от характера их разрешения (в индивидуальной или групповой формах), а также распределяются с учетом специфики следующих трех этапов: 1) начальная подготовка к освобождению (за 2-3 месяца до конца срока); 2) формирование внутренней готовности к освобождению (за 2 недели до освобождения) и 3) активное включение освобождаемых в новые социально-полезные связи (непосредственно перед освобождением и в первые месяцы после него). В рамках групповых форм деятельности по подготовке к освобождению спецконтингенту сообщаются различные сведения правового и социально-бытового характера. Потребность в этом объясняется тем, что все освобождаемые должны знать порядок прописки, поступления на работу, требуемые для этого документы и т.д. Индивидуальные мероприятия позволяют оказывать содействие конкретному освобождаемому в трудовом и бытовом устройстве с учетом имеющихся у него планов и степени их реальности, его личностных особенностей, наличия семьи или родственников, перспектив выбора места жительства и т.д. Работа психолога должна помочь содержащемуся в СИЗО исследовать и постепенно преодолеть стереотипы мышления, поведения и неадекватные психологические защиты, найти и актуализировать внутренние ресурсы, способные ускорить и поддержать процесс его ресоциализации. Примером прямого психологического воздействия могут служить индивидуальные консультации и психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.063 с.)