Теоретическая глава исследования может быть представлена на 10-18 печатных страницах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая глава исследования может быть представлена на 10-18 печатных страницах.



 

Вторым разделом в ВКР является опытно-экспериментальная часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретные варианты работы с объектом исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики.

В содержании главы входят 3 параграфа, в которых последовательно изложены результаты экспериментального исследования. Названия параграфов должны отражать их содержание и не повторять названия выпускной квалификационной работы или других глав и параграфов.

Как правило, опытно-экспериментальная глава делится на три смысловых пункта:

1. Констатирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Выявление уровня ….» или «Изучение уровня ….»);

2. Формирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Содержание работы по ….»);

3. Контрольный срез (эксперимент) (в содержании он может называться, например: «Анализ работы по ….»).

 

Рассмотрим подробнее структурные элементы, входящие в каждый пункт опытно-экспериментальной главы:

1. Методика констатирующего эксперимента представляет собой конкретное методическое руководство:

- по организации опытно-экспериментального исследования;

-позволяющее получить достоверную и разностороннюю информацию по диагностируемому явлению и проанализировать ее;

- готовое к непосредственному использованию в практике образовательного учреждения;

- не требующее дополнительных разъяснений со стороны автора-составителя;

- компактное и доступное для пользователя.

 

В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются критерии и этапы диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

При организации исследования учитываются требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:

1. наличие экспериментальной базы;

2. предварительная разработка алгоритма по формированию нового качества;

3. участие младших школьников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;

4. анализ и обобщение полученных данных.

При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования были выделены следующие этапы:

1 этап – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние какого-либо качества;

2 этап – формирующий, который направлен на формирование нового качества;

3 этап – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.

При определении контрольной и экспериментальных групп важно учесть, чтобы эти группы были примерно одинаковы по:

- объему (равное количество детей в группе);

- возрастному диапазону;

- гендерному составу (одинаковое количество мальчиков и девочек);

- условиям образования и воспитания;

- прочим признакам, важным для конкретного исследования.

Необходимо обеспечить добровольность участия испытуемых в эксперименте и сохранение конфиденциальности их данных.

На основании определенной методики эксперимента следует выделить критерии и показатели исследования. Они должны быть четко определены, логично выстроены, обеспечивать достижение цели эксперимента и полностью раскрывать предмет исследования. Удобным и доступным для понимания читателей является представление изучаемых критериев и показателей в табличной или схематичной форме. Пример такого описания представлен в приложении 8.

В описании констатирующего эксперимента следует сформулировать его цель, которая отражает содержание третьей задачи исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления.

Пример:

Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в определении уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у младших школьников.

На основе выделенных критериев и показателей исследования строится выбор диагностических процедур. Они должны обеспечить изучение всех показателей. Выбранные диагностические процедуры должны быть соответствовать требованиям валидности и надежности.

При описании диагностических процедур следует большее внимание уделить собственным разработкам и модификациям. Известные диагностические процедуры могут быть освещены кратко с указанием автора и источника, откуда они были взяты. Объемные описания диагностических процедур могут быть вынесены в приложение. В описании каждой диагностической процедуры обязательно указывается ее цель. Важно отследить, чтобы все изучаемые показатели прослеживались в содержании целей.

 

Важным этапом опытно-экспериментальной работы является определение экспериментальной выборки. Ее объем должен быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования. Экспериментальная выборка должна быть рандомизированна.

Особое внимание следует уделить анализу и обработке экспериментальных данных. Введение бальных оценок по каждой диагностической процедуре обеспечит объективность обработки данных и прозрачность при определении общего уровня сформированности изучаемого явления. Описание экспериментальных данных должно включать сочетание количественно и качественного анализа и может быть проиллюстрировано таблицами, рисунками и примерами высказывания испытуемых.

Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления.

Таким образом, результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.

В итоге все вышесказанное должно свестись в таблицу Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Таблица 2.1

Задачи Критерии и показатели Методики
I Этап
Выявить уровень сформированности ценностных ориентаций подростков   эмоциональный – отражает оценочные суждения, характеризующие отношение старших подростков к ценностным ориентациям, а также глубину эмоциональных переживаний; Методика № 1 «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина);
когнитивный – предусматривает самостоятельность суждений о системе личностно-значимых ценностей, а также ценности «малая родина», выраженных в различных сферах интересов; Методика № 2 «Ценностные ориентации» (по М. Рокичу); Методика № 3 «Сферы интересов» (М.П. Нечаев);
рефлексивный – определяет самооценку своей деятельности и ее результатов по формированию ценностных ориентаций Методика № 4 «Самоанализ личности» (М.П. Нечаев
II Этап
Выявить существующую систему работы педагогов по формированию ценностных ориентаций подростков - представленность проблемы в педагогическом процессе; - осознание педагогами значимости проблемы.   Анкеты, интервью, изучение и анализ планов

 

2. Важнейшей частью опытно-экспериментальной работы является формирующий эксперимент. При его описании необходимо четко сформулировать цель и описать этапы работы. Каждый этап также имеет свою цель. Для того чтобы обеспечить логичность и четкость материалов формирующего эксперимента можно представить соотношение его этапов, блоков, целей и задач работы в табличной форме.

Формирующий этап эксперимента должен включать в себя проектирование, организацию и апробацию разработанных мероприятий (комплекса уроков, упражнений, занятий и др.), направленных на формирование нового качества, представленный в таблице, который называется «Календарно-тематический план».

Очень важно описать каждый этап формирующего этапа эксперимента, цель, применяемые методы, приемы. Самое главное – это описать действия испытуемых, ответы детей и проследить динамику изменения нового качества от низкого к высокому уровню, проследить эту динамику на изменении состава учащихся в соответствующих выявленных уровнях констатирующего этапа эксперимента. Необходимо представить присутствие обучаемых с точным количественным составом.

Включение высказываний испытуемых, анализ их действий позволит проиллюстрировать описание хода формирующего эксперимента.

При таком описании необходимо помнить, что употребление слов должно использоваться в прошедшем времени, например: «Экспериментатор обращает внимание детей на ….» или «В результате проведенной работы, нами были получены следующие ответы детей, которые показались нам наиболее интересными».

ВНИМАНИЕ! Разработанные уроки, мероприятия представляются в приложениях!

 

3. Описание контрольного среза осуществляется по аналогии с констатирующим экспериментом, но здесь добавляется сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Для доказательства отсутствия отличий в уровне исследуемых показателей в экспериментальной и контрольной группах желательно использовать статистические методы. Помимо этого можно статистически доказать значимость сдвига в уровне изучаемых признаков в экспериментальной группе и его незначимость или отсутствие в контрольной группе. Описание методов представлено в приложении 12.

Экспериментальная глава выпускной квалификационной работы завершается выводами. Объем экспериментальной главы может быть несколько большим в сравнении с теоретической частью, 12-20 страниц текста. Но не должен ее превышать более чем в 1,5 раза.

 

Разработка заключения

Обращаем Ваше внимание, что по окончанию исследования подводятся итоги по теме. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы и их соотношение с целью исследования, конкретными задачами, сформулированными во введении.

Содержит выводы по всему исследованию (Приложение 9):

1. формулируются полученные результаты,

2. намечаются некоторые пути совершенствования практики дошкольного образования в связи с рассматриваемой проблемой,

3. выявляются вопросы, требующие дальнейшего решения (обозначаются перспективы разработки избранной темы),

4. даются краткие выводы полученные в результате проведения диагностики исследования. Показывается значимость проделанной работы.

Рекомендуемый объем заключения – 1 – 2 страницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.015 с.)