Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для этого нужно найти и устранить причину дефицита способностей. Такая ситуация является учебной, т.е. требующей устранения дефицита способностей.
Возникает учебно-познавательный мотив, который выступает в виде острого переживания дискомфорта, злости на себя ("Неужели я такой дурак?"). Это может направляться и на предмет, с которым осуществляется действие. Но в основе — чувство неудовлетворенности собой. Это и есть исходный мотив, активизирующий потребность в реализации себя как субъекта. Чувствовать себя человеком, а не винтиком — не такая уж приятная вещь, связанная с острыми переживаниями. Субъект оказывается в ситуации личностного выбора: либо пойти дешевым путем, чтобы решить задачу, либо остановиться и начать пробовать самосовершенствоваться, искать причину. Это очень сложная ситуация нравственного выбора, когда проблемная ситуация трансформируется в ситуацию учебную. Учебная ситуация (УС возникает у развитой личности с определенной иерархией ценностей, в которой далеко не последнее место занимает самосознание, самооценка себя как субъекта (самоценность "я"). Поэтому попытки найти истоки развития УД в ситуациях обучения, тем более маленьких детей, заведомо обречены на провал. То, что существует в наших школах, — это некая активность, очень далекая от УД. Трансформация проблемной ситуации в учебную — это предварительная фаза акта учебной деятельности. Развитие собственно УД начинается с анализа УС. Обнаружив нехватку способностей, человек начинает анализировать, чего конкретно ему не хватает. Предмет анализа — план, на основании которого он пытался построить свои действия. Метод анализа — сопоставление плана с реальной ситуацией (соответствие или обнаружение точек рассогласования). Здесь очень важное значение приобретает качество плана, и прежде всего — уровень его обобщенности (насколько он содержательно обобщен, т.е. обоснован). План представляет собой либо просто алгоритм какого-то действия, либо принципы действия, обоснование алгоритма. Иными словами, в нем может быть отражен эмпирический опыт, рецепт, как надо действовать или условия тех или иных способов действия. Если план основан на рецепте, то попытки выявить точки рассогласования ни к чему не приведут. Если же план опирается на содержательное обобщение условий действия, свойств объекта, то такой анализ может привести к разным результатам. Например, в личном плане не учтены какие-то конкретные условия, и именно из-за этого не получается действие. Тогда нужно найти возможность видоизменить, конкретизировать способ действия в соответствии с новыми условиями, т.е. возникает цель — конкретизации, видоизменения наличных способов действия. Но может оказаться, что сам принцип действия не пригоден, не срабатывает. Тогда нужно искать новый принцип действия, какие-то иные общие основания действия.
В том и другом случае в результате такого анализа УС появляется учебная цель (либо найти новый принцип действия, либо конкретизировать старый) и формируется учебная задача (что я должен найти?). Но она всегда связана с общим принципом действия, предполагает его осознание. Например, на уроке русского языка в 3-ем классе дети получают привычное задание: определить части речи в предложении: "Я не знаю рисующего мальчика". Дети легко справляются с заданием: местоимение, глагол, причастие, существительное. Теперь видоизменим предложение: "Я не знаю рисовавшего мальчика". Временное отличие слов "рисующего" и "рисовавшего" дети "улавливают" сразу. Но какая это часть речи? Если ребенок ориентирован только на вопрос — нет противоречий, если на грамматическое значение — проблема. Дети обычно отвечают: новая часть речи (глаголо-прилагательная и др.) У детей есть определенный алгоритм. Их учили определять части речи по грамматическим признакам, и при ответе на вопрос о части речи возникает учебная задача. Оказывается, надо не просто смотреть, к чему подходит данное слово, а взять все грамматические значения, какие только существуют, и попробовать проверить: нет ли у слова этих грамматических значений, т.е. найти новый принцип действия. Еще пример: возьмем слово "пять" и определим часть речи. Это — числительное. А "тысяча" — числительное или существительное? Дети обычно говорят, что числительное, т.к. отвечает на вопрос "сколько"? Но тогда сравним, как изменяются слова "пять" и "тысяча". "Пять" — только по падежам, а "тысяча" — и по падежам и по числам, и род имеет. Так что же это? Оказывается, существительное.
А "один"? Изменяется по родам. Следовательно, прилагательное. И по значению — прилагательное (один человек мне сказал...). КАК РЕШАЕТСЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА Выявление общего принципа — это и есть содержание учебной деятельности. Мы можем научить распознавать части речи и без этого, но тогда не возникает учебной задачи. Ибо она не вносится извне (выучи от и до), а "вырастает" из анализа ситуации. Учебная задача выделяется для того, чтобы ликвидировать свою несостоятельность, восполнить свое неумение решить данную проблему. В процессе анализа проблемной ситуации постепенно "прокручивается" вся хранящаяся в памяти информация, связанная с данным явлением. Тем самым сужается поле поиска. Убедившись в том, что знания, которыми человек владеет, не помогут ему разрешить проблему, он начинает действовать по-другому, учитывая обстоятельства. При этом чем глубже анализ ситуации, тем точнее определение принципа, который даст возможность решить эту задачу. В конечном счете цель выступает как некая поисковая область, отделяющая незнание от знания. Человек начинает пробовать видоизменять, преобразовывать предмет, уже имея в виду какие-то соображения относительно условий преобразования. Представьте, что вы пробуете шить платье. Но модель для вас новая, по известным стандартам ее реализовать не удается. Что же делать? Вы начинаете действовать методом проб и ошибок. Пробы могут быть разные. Если использовать пробы слепые (наугад), можно найти случайно решение, которое таким и останется. Но проба может быть и направленной, опирающейся на предварительное знание о предмете (проба как эксперимент).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.3.122 (0.006 с.) |