Коррекционное обучение основам чтения, письма, счета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционное обучение основам чтения, письма, счета



Основы грамоты

 

Чтение и письмо являются сложными видами интеллек­туальной деятельности, элементами которых могут овла­деть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных назва­ний, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Апте­ка», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений, предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

В качестве основных ориентиров в работе учителя-дефектолога и воспитателя при обучении гра­моте можно назвать следующие:

· Расширение у детей возможностей для понимания обра­щенной речи и использования речи как средства комму­никации.

· Совершенствование процессов восприятий, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи.

· Развитие познавательной деятельности за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действи­тельности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия.

· Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук, пальцев.

При поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита рекомендуется проводить направ­ленную коррекцию по:

· дифференциации неречевых звуков окружающей сре­ды;

· развитию фонематического слуха на основе игр и игро­вых упражнений;

· формированию простейших умений звукового анализа;

· формированию первоначальных навыков послогового чтения;

· развитию графических умений на основе различных уп­ражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

В программе представлены четыре раздела:

· развитие речи как основа для формирования учебной деятельности;

· активизация познавательной деятельности;

· основы чтения;

· элементы письма.

В названных разделах раскрывается основное содержа­ние, организация обучения, подразумевается параллельное использование материала из всех разделов, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем. В ходе обучения не­целесообразно выделять отдельные занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включает комплекс­ную работу по развитию речи, активизации познавательной деятельности, обучению чтению и письму с учетом индиви­дуальных возможностей.

При обучении чтению и письму детей с глубокой умствен­ной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и техниче­ские средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

«Математическая азбука»

«Математическая азбука» является основой овладения детьми элементарными математическими представлениями и навыками счета. В этой части коррекционной работы мы рекомендуем выделить следующие три этапы обучения.

На первом этапе происходит формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий).

На первом этапе необходимо усилить внимание к разви­тию общей и мелкой моторики. Можно проделать следую­щие упражнения.

· Работа с красками в пальчиковой технологии, рисо­вание вертикальных и горизонтальных линий, рас­крашивание фона для аппликаций (небо, трава и др.), раскрашивание контурных рисунков (шарик, яблоко, помидор, огурец и др.).

· Обводка, штриховка, соединение точек с использова­ние фломастера, карандаша.

· Работа с пластилином: размазывание, раскатывание сплющивание и др.

· Наклеивание готовых форм в аппликативных видах детской деятельности.

· Захват, перекладывание мелких предметов.

· Работа с клеем, крупой, другими сыпучими материа­лами.

На втором этапе происходит закрепление усвоенных пространственных и временных представлений, а также по­нятий о размере, цвете, форме предметов, закладываются основы количественных представлений, навыков счета в до­ступных пределах числового ряда, умения использовать их в бытовой ситуации1.

Третий этап, как и предыдущие, ориентирован на индиви­дуальный уровень достижений детей, поэтому на этом этапе для каждого ребенка составляется программа, учитывающий уровень его возможностей, а также темп усвоения материала.

В указанный период может быть предусмотрено знакомство детей со счетом в пределах заданного числового ряда, с простей­шими арифметическими операциями: сложение и вычитание, правилами работы с калькулятором, деньгами — монетами и бумажными купюрами, а также с календарем, основными еди­ницами измерений длины, времени, массы, стоимости.

К практическим видам упражнений данного этапа можно отнести:

· работу с календарем: определение количества дней в неделе, их последовательность, соотнесенность с режи­мом жизнедеятельности, название месяцев на основе наблюдений за изменениями природы и творческих видов работы, фиксация месяца и даты рождения, из­вестного (ожидаемого) события;

· определение времени с помощью игрушечных часов, далее с помощью — бытовых;

· оплату небольшой покупки в продуктовом магазине, киоске, и др. (на основе игры, далее — практической деятельности);

· изготовление простых изделий нужного размера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.005 с.)