С детьми с тяжелыми и множественными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С детьми с тяжелыми и множественными нарушениями



 

Основными направлениями работы с детьми с тя­желыми и множественными нарушениями являются:

 

1. Комплексное сопровождение и обеспечение всех видов жизнедеятельности: уход, кормление, прогулки, соблю­дение щадящего режима и др.

2. Врачебный и гигиенический контроль: лечение, консуль­тирование воспитателей по уходу и здоровьесбережению детей-инвалидов, неспособных к самостоятельному жиз­необеспечению. Преодоление госпитализма и изоляции в повседневном режиме детского дома (интерната).

3. Активизация и закрепление сенсорных реакций с ис­пользованием зрительно-слуховых ощущений, телесно­го контакта, речи музыки; организация направленного общения с воспитанниками при проведении режимных моментов и специальных занятий в группе.

4. Организация детей, владеющих навыками самообслужи­вания, на оказание доступной помощи инвалидам: ката­ние на коляске, качелях, помощь няне по уходу, соблюде­нию опрятности внешнего вида: умыть, расчесать, одеть, поправить салфетку, застегнуть (расстегнуть) пуговицы, шнурки и др. С учетом индивидуальных показаний и ре­комендаций врача — включение детей-инвалидов в обще­групповые мероприятия: коллективные виды занятий, праздники и др.

5. Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности: самообслуживании, хозяй­ственно-бытовом труде, коррекционно-развивающих ме­роприятиях.

6. Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», фор­мирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность за внимание и услуги, помощь другому и т. д.

7. Развитие познавательных действий и интереса к окру­жающему миру во время коррекционных занятий, про­гулок, поездок, праздников и др. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий, конструктивного праксиса, других развивающих видов коррекционных мероприятий (по ежедневному плану воспитателя).

8. Закрепление и расширение коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений в том числе — с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения.

9. Систематическое использование приемов поощрения в лю­бых проявлениях самостоятельности, положительной мо­тивации к взаимодействию с окружающими людьми.

 

Для детей, проявляющих устойчивые интеллек­туальные предпосылки, наряду с указанными выше направлениями коррекционного воспитания:

 

1. Организовать систему доступного обучения с элементами учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, индивидуальный труд с возможным переводом на допрофессиональный (профильный, прикладной).

2. Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности.

 

Таким образом, комплексное психолого-педагогическое изучение всей группы воспитанников, выявление наиболее типичных их характеристик внутри той или иной подгруп­пы, учет наиболее устойчиво проявляющихся особенностей их физического и психического развития позволяют воспи­тателю выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами учреждения: врачом, специальным психологом, учителем-дефектологом, инструктором ЛФК, учителем музыки и др. Это необходимо для правильной организации коррекционно-развивающей среды, где каждый элемент: подъем, гигие­нические процедуры, занятия детей строятся на принципах развивающего воспитания, итогом которого должна стать са­мостоятельная практическая деятельность во взрослой жиз­ни. Необходимо педагогическими средствами уменьшить тя­жесть социальной зависимости инвалида во всех случаях, где это возможно и «по силам» самому воспитаннику.

 

Планирование деятельности

Основой воспитательной работы является планирование. Даже в условиях семейного воспитания нельзя обойтись без плана действий. Он определяется повседневным режимом членов семьи, характером деятельности ребенка и взрос­лого. Планирование в интернатах, как правило, осущест­вляется в двух видах: перспективном (на год), на его основе разрабатывается повседневный (или еженедельный) план.

В перспективном плане, который может иметь свободную форму, отражаются разделы воспитания, конкретные за­дачи, перечень возможных мероприятий к каждому из раз­делов, календарные сроки их реализации, а также средства обеспечения и др.

В повседневном (или еженедельном) плане раскрываются этапы, содержание выполняемых действий воспитателем и детьми, желательно обозначать промежуточный или ожи­даемый итог занятий, так как каждое занятие это лишь не­большой шаг к намеченной цели. Устойчивые результаты у детей с умственной отсталостью можно получить по исте­чении большого промежутка времени (при условии посто­янного закрепления, упражнений, контроля), продолжительность любого вида занятий не должна превышать более 25—30 минут, т.к. дети быстро утомляются, отвлекаются. Темы, представленные в том или ином разделе воспитания могут параллельно закрепляться в занятиях и воспитателя, и учителя-дефектолога, с той лишь разницей, что занятия дефектолога проводятся в индивидуальной или подгрупповой форме не более 2—3 детей одновременно. Коррекционные занятия в соответствии с режимом равномерно рас­пределяются в течение всего дня, предпочтения во второй половине дня отдаются хозяйственно-бытовым делам, тру­ду, развивающим играм, ручной деятельности. При органи­зации режима дня и коррекционных мероприятий следует исходить из психического и эмоционального статуса детей. Кроме того, режим может корректироваться с учетом време­ни года, климатических условий региона

 

Примерный образец фрагмен­та перспективного плана.

Формирование, закрепление представлений о себе и других людях у старших подростков

Задачи:

· дифференциация себя как «я», соблюдение индивиду­альных правил опрятности внешнего вида;

· продолжить развитие коммуникативных умений в обще­нии с окружающими людьми, в разнообразных видах деятель­ности;

· практическое закрепление умений в понятиях «мое», «чужое», «наше».

 

№ п/п Название мероприятий (тема занятий) Сроки выпол­нения, кол-во часов Формы органи­зации деятель­ности детей Методические приемы обеспе­чения
1. Я и зеркало: индиви­дуальные внешние признаки (глаза, во­лосы, нос, др.)     Сентябрь 4 — 6 занятий     Индивидуальная, подгрупповая, коллективные игры: «Кто это?», «Чье это?»   Показ, упражнения, игры, стимули­рование межлич­ностных контак­тов в совместной деятельности, контроль за вы­полнением правил гигиены и поведения.  
2. Имя, фамилия, маль­чик/девочка. (Кто Я?)
3. Закрепление навыков опрятности внешнего вида (Я красивый (-ая), если у меня чистые руки, лицо, одежда, если я причесан и т. д.).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.006 с.)