Защита окружающей среды от радиоактивного заражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита окружающей среды от радиоактивного заражения



Наиболее тяжким и пагубным по своим последствиям является загрязнение природы радиоактивными веществами.

В результате мирного и военного использования ядерной энергии радиоактивность стала серьезной опасностью для жизни.

Полное и глобальное запрещение ядерного, радиологического и нейтронного оружия помогло бы решить проблему защиты окружающей среды от опасного для всего человечества радиоактивного заражения.

В этом направлении сделаны первые шаги — запрещено испытание ядерного оружия в трех средах (1963 г.), его распространение (1968 г.), размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.), в Антарктике (1959 г.) и космосе (1967 г.), созданы безъядерные зоны в Африке, Антарктике, Латинской Америке, южной части Тихого океана и других регионах.

!!! Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.(СССР есть).

МАГАТЭ устанавливает стандарты безопасности при использовании ядерной энергии в народном хозяйстве, включая безопасность рабочих, с нею связанных. Была подготовлена Конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 г. - положения, позволяющие любому Г привлечь к уголовной ответственности иностранцев за соответствующие преступления независимо от места их совершения.

В мирных целях также вред. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.

В Европе функционирует Европейское агентство по атомной энергии. Основные стандарты в рассматриваемой области установлены Договором об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Согласно Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. и Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г. оператор ядерной установки несет исключительную ответственность за ущерб, причиненный ядерной аварией, в том числе произошедшей во время морской перевозки ядерных материалов.

Конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г. - ориентирует государства-участников на достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения нац. мер и международного сотрудничества в области безопасности.

Россия подписала эту Конвенцию 27 января 1999 г.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.

Любая трансграничная перевозка опасных или других отходов считается незаконной, если она осуществляется без уведомления всех Заинтересованных государств или если она существенным образом не соответствует документам.

 

№ 3.Источники.

Термин «источник права», согласно ТГП — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

источники международного права — это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных от­ношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Специфика МП, отличающегося от внутригос-го.

1. нормы МП устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласован­ную и тем самым общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм.

2. субъективному праву предусмот­ренных нормами международного права субъектов всегда противосто­ят субъективные обязательства других субъектов международного права. В связи с этим об источниках международного права вполне зако­номерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юриди­ческие последствия в виде международно-правовых санкций. Субъек­тивным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы.

Формы: одним из основных таких источников является международный договор -письменное соглашение между субъектами МП, регулируемое соответствующими нормами общего МП. Совокупность и система (под­система) таких норм составляет отдельную относительно самостоя­тельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров. международный обы­чай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве пра­вовой нормы». В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным со­обществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-право­вой нормы. После Второй мировой войны под эгидой Организации Объеди­ненных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В рез-те были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права междунар договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего междуна­родного права.

От международного обычая следует отличать международное обык­новение, т.е. правило поведения государств, которому они следуют в своих взаимоотношениях, не признавая его юридически обязательным. например, правила международной вежливости, в частности правила дипло­матического этикета и так называемого дипломатического протокола. В последнее время с учетом международной практики государств утверждается понятие неформального международного договора, под кот понимается письменное соглашение м/ду гос-ми, текст кот выработан гос-ми в процессе их переговоров, но которому эти государства не придали юр силы междунар договора, будучи тем не менее убеждены в необходимости соблю­дения его положений и требуя соблюдения таковых в процессе своих взаимоотношений. Важным источником МП являются также одно­сторонние юр акты гос-в, в частности акт обязательства (часто неудачно именуемый актом обещания), акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании. Акт обязательства — это одностороннее заявление гос-ва в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме). Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства). Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает ситуацию заключения межгосударственного соглашения. Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международ­ным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно. Особенностью признания явл то, что оно может быть явно выраж посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству, или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответ­ствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права. Противоположный признанию акт протеста — это заявление го­сударства об отказе признать правомерной юридически значимую си­туацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с действующими международно-правовыми предпи­саниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выра­жен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных госу­дарств. Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.

Источниками международных обязательств государств являются, далее, акты-предписания государствам — членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа. Так, согласно ст. 18 Устава ООН, Генеральная Ассамблея прини­мает по перечисленным в этой статье важным вопросам решения, обязательные для членов ООН в отличие от принимаемых Генеральной Ассамблеей рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы. В соответствии со ст. 25 Устава ООН государства — члены Организации согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Источником международного права применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) являются решения международных арбитражей или судов, юридически обязательные для сторон рассматриваемого дела (междуна­родного спора). Так, согласно ст. 94 Устава ООН, члены Организации обязались выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторо­на может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить о принятии мер для приведения решения в испол­нение.

 

78. Охрана животного и растительного мира

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, - все природ.ресурсы Земли должны охраняться в интересах нынешнего и буд. поколений путем тщательного планирования и управления.

Общая стратегия была разработана неправительственной организацией - Международным союзом сохранения природы и природных ресурсов - и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия".

Цель стратегии - содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем регулирования этих ресурсов. Поддержка важных экол. процессов и самосохранение систем, использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

Главное средство реализации -коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. – наиболее широкое и эффективное ВП.

Международный союз сохранения природы и природных ресурсов подготовил Всемирную хартию природы, которая была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно этой Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.

Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. – обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира - китов, тюленей, белых медведей. Особо отметим Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

 

№ 4. Обычай.

Характеристика этого источника междунар пр дана в ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Обычай приобретает юр знач в рез-те однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о "призрачности" обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции".

При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.

77. Охрана планетарной среды и космического пространства

Загрязнение воздуха, выброс в атмосферу тепла и токсичных веществ в больших количествах может принести непоправимый ущерб экологическим системам. Загрязнители переносятся в атмосфере на значительные расстояния и могут причинить вред другим Г.

Г заинтересованы в охране атмосферы Земли совместными усилиями. Данная проблема обсуждалась на широкой основе на Стокгольмской конференции 1972 г. Большое внимание уделено ей в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

По инициативе РФ в 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее главная задача — предотвращение вредного искусственного влияния на климат, природу с целью причинения вреда другим государствам (погодная война или экоцид). Такое воздействие может вызвать сильные дожди, град, засуху, наводнение, дру-гие бедствия. Государства-участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, не помогать, не поощрять и не побуждать к таким действиям.

В Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. - охрана человека и окружающую среду от загрязнения воздуха, консультации, обмен информацией, мониторинг, разрабатывать политику и стратегию борьбы с вредными выбросами. В 1985 г. был принят Протокол к Конвенции о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. — об ограничении выбросов оксидов азота.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС и других объектах. Она довольно ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии + Япония. В 1986 г. в Вене были заключены две конвенции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

С охраной атмосферы тесно связаны и меры по предотвращению загрязнения космоса в результате опасных экспериментов, ядерных и иных взрывов. Московский договор 1963 г. - запрет испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. По Договору о космосе 1967 г....государства-участники "осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения".

Деятельность в космическом пространстве способствует изменению физических условий околоземного пространства, истощению озонового слоя, что опасно для живых организмов, проникновению жесткого солнечного излучения.

Конвенция об охране озонового слоя 1985

Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата – 1992 – направлена на стабилизацию концентраций парниковых газов на определенном уровне, чтобы не допустить "парникового эффекта" и грозящих в связи с ним климатических изменений.

№ 5. Принципы.

Осн принципы современного М П - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международ­ного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы чело­вечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения. Основные принципы МП в совокупности образуют квазиотрасль, характеризующуюся единством и своеобразием объекта правового регулирования, спецификой нормо­творчества, особенностями круга субъектов и особыми механизмами, обеспечивающими их соблюдение. Единство объектов правового регули­рования отрасли выражается в том, что принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отноше­ния; специфика круга субъектов связана с тем, что в отличие от других отраслей международного права принципы обязательны для всех субъ­ектов правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюдения принципов приме­няются меры ответственности, связанные с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью возглавляющих госу­дарство руководителей, глав военных ведомств, политических партий и др. Обладают особенностями: они обязательны для всех без исключения гос-в и др субъектов мп. Исходя из этой особенности, положе­ния Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов; они пользуются приматом относительно всех остальных норм сис­темы международного права: отклонение от нормы, содержащей принцип МП, недопустимо и она может быть отменена только по­следующей нормой общего МП, носящей такой же характер. Следствием этого является признание норм, не Соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права;

принципы в исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания, связанных с ней последствий; только деяния, нарушающие принципы МП, рас­сматриваются как междунар преступления;

принципы м б правовой основой для регулирования межго­с-ных отношений при отсутствии прямого регулирования.

Классификация основных принципов (доктринальный характер):

1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юр си­ле. Некот традиционно признанные и находящиеся в стадии ста­новления принципы реализуются именно в форме обычая. Например, к первой группе относятся принципы территориальной цело­стности, нерушимости границ, ко второй - принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды.

2. По признаку историческому - принципы, воз­никшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталисти­ческого способа производства, так называемые "доуставные принципы", уставные принципы, пришедшие в систему МП после второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП, (принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений: система, во главе кот будут принци­пы, обеспеч-щие общечеловеч ценности, могущие быть названными системообразующ факторами нашей цивилизации, унич­тожение кот приведет к уничтож самой цивилизации, - такие, как уваж прав и основных свобод чел-ка, сотрудничество гос-в по охране окруж среды. Во второй группе должны следо­вать принципы, более связанные с интересами государств, - невмешательство во внутр дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. классифика­ции показ, каким принципам должно быть уделено первоочередн вниман в формиров нормативн базы.

4. Принципы могут быть классифициров как специальные и функциональные. Последние пронизывают всю систему МП, тесно связ с каждым правоотношением и с каждой нормой МП, явл неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестн соблюд м-народных обязательств, мирного разрешения м-народных споров, сотрудничества, равнопра­вия (равенства). Специальные принципы - как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и пол­ного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невме­шательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.

5. классификация основных принципов по объекту сотруд­ничества: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспе­чивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

• Принцип неприменения силы и угрозы силой; - Г воздерживаются в их МО от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого Г наперекор с целями ООН. - запрещение оккупации территории др. Г, организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве и т.п.

• Принцип разрешения международных споров мирными средствами; - не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость - обязанность государств стремится к справедливому решению, основанному на МП», искать компромиссы.

• Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; - МП не регулирует вопросы внутриполитического положения

• Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; - Об. осущ. межд.сотруд-во в обл соц эконом культ, мира и безопасности, это зависят от самих Г, их потребностей и мат. ресурсов, ВЗ и межд обяз-в.

• Принцип равноправия и самоопределения народов; - уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, Г воздерж-ся от люб насильствен.действий.

• Принцип суверенного равенства государств; Каждое Г обязано уважать суверенитет других участников. обеспечить юридически равное участие в МО всех государств, независимо от различий экон. соц полит и ин хар-ра.

• Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; - pacta sunt servanda - только на действительные соглашения

• Принцип нерушимости государственных границ;- регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соот-ии с МП; отказ от каких-либо террит. притязаний сегодня и в будущем; отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

• Принцип территориальной целостности государств; запрет угрозы силой или ее применение против территор. целостности (неприкосновенности) и политической независимости люб. Г

• Принцип уважения прав человека и основных свобод - непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.048 с.)