Защита прав личности во время вооруженного конфликта. Жертвы войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав личности во время вооруженного конфликта. Жертвы войны.



 

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

К жертвам войны международное гуманитарное право относит:

1) раненых; 2) больных; 3) потерпевших кораблекрушение из состава ВС на море; 4) военнопленных; 5) гражданское население.

Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие ≪раненые≫ и ≪больные≫ распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:

1) посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;

2) брать в заложники;

3) посягать на человеческое достоинство;

4) без судебного решения осуждать и применять наказание.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Т.о.деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

В свете современного МП статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

• Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

• Конвенция об обращении с военнопленными;

• Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве ≪военного щита≫ в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Плен — ограничение свободы лица, принимавшего участие в военных (боевых) действиях, с целью недопущения его к дальнейшему участию в них. Право брать в плен принадлежит исключительно Г в лице его военных органов.

Объектом военного плена могут быть только лица, фактически принимавшие участие в военных действиях. Поэтому ему не подлежат: 1)мирные неприятельские подданные; 2) корреспонденты, находящиеся при армии; 3) согласно Женевским конвенциям — личный состав госпиталей и военных лазаретов, а равно священнослужители.

Оккупа́ция — занятие ВС Г не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.

Режим и правовые нормы военной оккупации определены специальными международными соглашениями, принятыми на IV Гаагской конференции 1907 года, а также Женевскими конвенциями 1949 года и протоколами к ним от 1977 года. Согласно этим международным документам военная оккупация является временным занятием вооруженными силами одного государства территории другого государства с принятием на себя важнейших функций управления. Такая территория считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Оккупирующее государство обязано уважать права человека, исключать депортации и массовые экзекуции населения. Оккупационная армия имеет право изымать деньги, казну и другие госактивы, но частная собственность, а также имущество общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений должна быть неприкосновенна.

 

Юридическое положение военнопленных обусловливается тремя признаками: 1) они не преступники; 2) враги, сохраняющие своё подданство; 3) военные.

Они имеют поэтому право на обращение и содержание, соответствующие тому положению, которое они занимали в своей армии; принуждение их к участию в военных действиях против их отечества в какой бы то ни было форме недопустимо. В случае побега и последующей затем поимки они не могут быть подвергнуты наказанию. Они подчиняются военной дисциплине и подсудны военному суду (по российским законам — до передачи в ведение гражданского начальства).

Обращение с военнопленными регулируется Третьей Женевской конвенцией 1949 г. МККК посещает военнопленных и следит за условиями содержания и обращения с ними.

Состояние военного плена устанавливается моментом захвата, прекращается — заключением мира или обменом пленных. Хотя заключение мира есть общее и безусловное основание для освобождение всех пленных, но, по разным причинам, допускаются исключения: пленные освобождаются отдельными партиями, или освобождение обусловливается обязательством отправить их для дальнейшей службы в известную местность.

Правовой статус гражданского населения (ГН), т. е. лиц, не принадлежащих к комбатантам и не участвующих в военных действиях.

Конвенцией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется

в обоих видах вооруженных конфликтов — международного и немеждународного характера.

1) необходимо предоставлять ГН права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений.

2) Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие

войны, не должны быть предоставлены самим себе. - необходимо обеспечить их содержание и воспитание.

3) непримение к ГН любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-л. сведений.

4) запрет причинения физ. страдания гражданскому населению (никаких мер гибели ГН, убийтсва, пытки, увечья, опыты)

5) запрет коллективные наказания, испытание голодом, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников.

Защита культурных ценностей.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного

Конфликта 1954, Протокол к этой Конвенции, а 26 марта 1999 г. — Второй

протокол к ней. В целях защиты культурных ценностей воюющие должны:

1) запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты,

2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

3) запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей

 

№12. Регион-ые МО.

Наряду с универсальными МО существуют региональные, членами кот явл гос-ва определенного географич-го района. Объектом деятельности могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Европейский союз. Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество. Первоначальными членами сообществ были шесть государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобр, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.

Европейское сообщество стало важным фактором не только европейских, но и общемировых м-нар отношений. Вначале основная компетенция Сообщества распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования конкуренции. Существенный пересмотр первоначального Римского договора был предпринят с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных процесса: развитие наряду с экономической интеграцией политического сотрудничества и общей внешней политики и введение принципа квалифицированного большинства при принятии актов Сообществ. Постепенно сложилось как самостоятельная правовая система право Европейских сообществ. Длительный процесс совершенствования ЕС продолжился подписанием Договора о Европейском союзе, кот вступил в силу и Европейский союз обрел юридический статус. Амстердамский договор предусматривает расширение компетенции ЕС в сфере соц-й политики, сотрудничества национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия, реформы структур Союза. на основе этого договора была осуществлена консолидация текстов Договора о ЕС и Договора об учреждении Европейского сообщества. Целями ЕС, согласно Договора о ЕС, явл содействие экономич-му и соц-му прогрессу путем созд-я пространства без внутренних границ, экономич-го и валютного союза и введения единой валюты, осуществление общей внешн политики и политики безоп-ти, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства Союза, сохранение и развитие Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права — общих для государств-членов. ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это МО, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только гос-ва, но также физ и юр лица; решения Союза имеют прямое действие на терр-рии гос-в-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не гос-ва, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

В социально-экономической сфере деят-ть Союза вкл отмену тамож сборов, общ торговую политику, внутренний рынок, свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов, введение единой валюты (евро), учреждение Европ-ого центрального банка, общую политику в области с/х, рыболовства, транспорта, предотвращение нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке и др. Политический союз охватывает общ внешн политику и безопасность, юстицию и внутр дела. Политика и безопасность направлены на обеспечение фундаментальных интересов Европейского союза путем согласования позиций и совместных действий, в том числе военного характера в целях защиты общих ценностей, независимости и целостности Союза, всемерного укрепления его безопасности, сохранения мира, действия международному сотрудничеству, развития демократии и законности, уважения прав человека.

Государства обязуются воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза, информируют и консультируют друг друга по любому вопросу внешней политики и безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована в общую оборону.

Договором предусматривается введение единого гражданства ЕС, что тж неизвестно ни одной м-нар орг-ии. Это сопровождается и закреплением некот политич прав, в частности избирательных. Каждый гражданин, проживающий в другом государстве — члене Союза, имеет право избирать и быть избранным на муниципальных выборах и выборах в Европарламент.

В Союзе действует единая институционная структура: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата. они осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и целями, предусмотренными законодательством ЕС. Европарламент состоит из представителей народов государств-членов, избираемых прямым всеобщим голосованием на пять лет. Договором установлено точное число представителей от каждого государства. Парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества, может предложить Комиссии представить предложения по осуществлению Договора, образовать временную следственную комиссию по заявлениям о нарушении права Сообщества, назначает Уполномоченного по правам человека, вправе вынести резолюцию порицания в отношении Комиссии, в результате чего члены Комиссии должны коллективно уйти в отставку. Совет вкл по одному представителю от каждого государства-члена на уровне министров в той или иной области — иностранных дел, экономики, финансов, здравоохранения и т. д. Это межправительственный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Комиссия сострит из 20 членов, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на пять лет. Комиссия обеспечивает применение Договора, формулирует рекомендации и дает заключения по вопросам предмета Договора, принимает собственные решения и участвует в подготовке актов Совета и Европарламента, осущ полномоч, кот ее наделяет Совет во исполнение его постановлений. Суд обеспечивает применение права Союза посредством единообразного толкования и применения Договора. Счетная палата состоит из 15 членов, назначаемых на шестилетний срок Советом из числа лиц, работающих в независимых аудиторских учреждениях и обладающих высокой квалификацией. Их независимость должна быть вне всяких сомнений. Палата обеспечивает ревизионную проверку счетов обо всех доходах и расходах Сообщества.

Совет Европы как региональная МО существует с 49 г. Он был учрежден десятью западноевропейскими государствами, а в настоящее время охватывает почти все европейское пространство. Членами Совета Европы являются 45 государств, включая РФ. Учредительными документами этой организации являются Устав Совета Европы 49 г. и Ген соглаш о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 49 г. целью Сов Европы явл достижение большего единства м/ду его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономич-му и соц-му прогрессу». каждый член Совета должен признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами. Сотрудничество ради достижения этой цел и вкл заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений. Традиционно они именуются европейскими конвенциями, которые посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, соц-го обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса. В их числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) вместе с протоколами, дополняющими или изменяющими ее отдельные положения, Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1998 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.).

Органы Совета Европы: Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер;

Парламентская Ассамблея, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований. Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов; Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов — Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека.

Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитовано Постоянное представительство РФ. Официальные языки — английский и французский. Перевод конвенции или иного документа на язык, не признанный официальным, именуется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.015 с.)