Подход к упавшему за борт с возвратом на обратный курс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подход к упавшему за борт с возвратом на обратный курс.



Этот способ более эффективен и требует хороших навыков судоводителя при маневрировании. Сущность способа заключается в следующем. При падении человека за борт бросается спасательный круг и руль кладется на 10-15° в наветренную сторону. Когда нос судна отклонится от первоначального курса на 60°, руль перекладывается полностью на противоположный борт и по завершению циркуляции судно приводится на обратный первоначальному курс. При этом упавший за борт человек будет находиться впереди по курсу на расстоянии, позволяющем произвести необходимые маневры для оказания ему помощи.

Судоводителю, оказывающему с использованием маломерного судна помощь людям, терпящим бедствие на воде, могут пригодиться следующие рекомендации:

1. Способы подхода к тонущему или упавшему за борт человеку следует отработать на практике, используя для этого спасательный круг или другие плавающие предметы в качестве "человека за бортом".

2. Три длинных звуковых сигнала, поданных с большегрузного (пассажирского, рыболовного и др.) судна, означает, что за бортом оказался человек, либо замечен тонущий. Услышав этот сигнал, судоводитель маломерного судна обязан принять участие в спасательной операции, так как на катере (моторной лодке) потребуется значительно меньше времени на оказание помощи терпящему бедствие на воде, чем на большом судне, да и подход (маневрирование) к тонущему человеку осуществлять легче и безопаснее.

3. Не следует стараться подходить к тонущему человеку вплотную, особенно при волнении и свежем ветре, так как спасаемого можно травмировать.

4. Не нужно пытаться набросить спасательный круг на голову тонущего, это может его оглушить. Круг следует бросать так, чтобы он оказался недалеко от тонущего с наветренной стороны.

5. Отпорный крюк для подтягивания к борту тонущего за одежду, ремень и т.п. используется только в крайних случаях (человек без сознания и не может схватиться за спасательный круг или бросательный конец). Поддевание крюком человека снизу (из-под воды) может привести к нанесению серьезной травмы.

6. При плохой остойчивости маломерного судна подъем пострадавшего безопаснее осуществлять с кормы (через транец) или носа. Если эти попытки оказываются безуспешными, то следует прибегнуть к помощи другого более остойчивого судна, а если такой возможности нет, то придерживая пострадавшего возле борта, осторожно отбуксировать его к берегу (на мелководье).

7. При подъеме пострадавшего на высокобортное судно или при необходимости буксировки его к берегу по воде, целесообразно обвязать спасаемого на уровне груди канатом, используя беседочный узел. Применение удавки или другого затягивающегося узла недопустимо.

8. В случае нахождения вблизи друг от друга нескольких тонущих людей, маневрирование должно осуществляться так, чтобы поочередно подойти к каждому из них (предварительно подав им спасательные круги, концы и т.д.). При маневрировании следует избегать непродуманных поворотов с работающим двигателем, чтобы не ударить кого-нибудь из тонущих корпусом, штевнем или винтом.

9. Подъем тонущего на борт катера с подводными крыльями следует производить как можно дальше от
крыльевых устройств, чтобы не нанести травм.

Медицинская помощь пострадавшим на воде

Судоводитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим до прибытия врачей или доставления их в медицинское учреждение.

При утоплении.

Помощь пострадавшему, извлеченному из воды, делится на:

а) помощь при нарушении дыхания и кровообращения;
б) оживление.

Если потерпевший находится в сознании, необходимо снять с него мокрую одежду, обтереть тело, укутать и дать какой-либо подкрепляющий напиток (чай, кофе, др.), а также настойку валерианы с ландышем.

Если потерпевший находится в бессознательном состоянии, но пульс и дыхание сохранены, то его следует уложить на спину с опущенной головой и приподнятыми ногами, расстегнуть (снять) стесняющую одежду, дать понюхать нашатырный спирт. Одновременно принять меры по согреванию, растирая тело по направлению к сердцу и делая массаж верхних и нижний конечностей. При появлении (нарастании) синюшности у пострадавшего необходимо обеспечить вдыхание ему кислорода.

Если потерпевший находится без признаков жизни, то мероприятия по его оживлению проводятся в следующем порядке:

· подготовка к проведению искусственного дыхания (освобождение ротовой полости, носоглотки и верхних дыхательных путей от инородных тел, воды, слизи);

· искусственное дыхание;

· поддержание или восстановление кровообращения.

Все действия по подготовке к искусственному дыханию не должны занимать более 15-20 сек. При этом необходима максимальная осторожность, так как при грубом обращении может исчезнуть резко ослабленная сердечная деятельность.

Если у пострадавшего судорожно сжаты челюсти, их разжатие производится с помощью специального приема: четыре пальца обеих рук помещают под углы нижней челюсти и, упираясь большими пальцами в подбородок, резко нажимают на него, открывая рот. Сделать это можно также расширителем (чайной ложкой или отверткой), заводя их за коренные зубы. Для исключения повторного сжатия челюстей необходимо вставить между зубами предмет (кусок резины, деревянные кубики, завязанный в узел носовой платок, скатку бинта и т.п.). Съемные зубные протезы необходимо снять.

Затем при помощи пальца, обернутого чистой марлей или платком, очищаются полости рта, носоглотки и носа от попавших туда инородных тел (песка, травы, ила и т.п.). При этом голову пострадавшего следует повернуть на бок и вытянуть наружу запавший язык. Очищение полости рта и верхних дыхательных путей можно делать (в целях экономии времени) одновременно с удалением воды из дыхательных путей и желудка.

Для удаления воды нужно положить пострадавшего нижней частью грудной клетки на бедро (оказывающий помощь становится на одно колено) и несколько раз нажать на грудную клетку. Голова пострадавшего должна находиться ниже грудной клетки.

Все указанные выше действия должны быть произведены не более, чем за минуту.

После удаления основной массы воды и очищения полости рта, следует немедленно приступить к искусственному дыханию, которое способствует газообмену в легких и насыщению крови кислородом.

Если у пострадавшего мертвенно-бледное лицо, а в полости рта и около ноздрей нет ни воды, ни пены, то удалять воду и очищать полость рта не нужно.

a - очистка полости рта; б - прием для удаления воды из желудка, верхних дыхательных путей и легких; в и г - запрокидывание головы для открытия дыхательных путей при западании языка; д, е, ж - приемы выведения нижней челюсти.

В практике оказания первой помощи при утоплении наиболее эффективными и простыми являются способы искусственного дыхания "изо рта в рот" и "изо рта в нос".

Одновременно с искусственным дыханием производится непрямой массаж сердца. При этом пострадавший должен обязательно лежать на твердой поверхности на спине.

а - положение головы пострадавшего и рук оказывающего помощь
б - момент вдувания воздуха в легкие пострадавшего через рот

Непрямой массаж сердца следует начинать после четырех-пяти вдуваний воздуха. Массаж проводится строго в режиме 50-60 надавливаний на грудину в минуту. Соотношение "сердечных толчков" (надавливаний) к числу "вдохов" (вдуваний воздуха) должно относиться как 4:1 или 6:1. Во время вдоха пострадавшего надавливание на грудину не производится! В период выдоха следует 4-6 раз нажать на грудину, делая паузу во время последующего вдоха.

При оказании помощи двумя лицами, один проводит искусственное дыхание, а другой - непрямой массаж сердца.

Если помощь оказывается одним человеком, то после 5-6 надавливаний на область нижней трети грудины производится один глубокий выдох в рот или нос пострадавшему, затем возобновляется непрямой массаж сердца.

Техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца изучается на практических занятиях.

Массаж сердца и искусственное дыхание проводится до тех пор, пока пострадавший не станет самостоятельно дышать и не придет в сознание. Предел реанимации, т.е. момент, после которого дальнейшее оживление бесполезно, может определить только врач, поэтому мероприятия по оживлению следует проводит как можно дольше, насколько хватит сил.

После оказания первой помощи (пострадавший начал дышать и приходить в сознание) необходимо снять мокрую одежду и согреть его. Для этого применяются горячий песок, грелки, бутылки с теплой водой и т.п. В первую очередь согревается затылок, шея, ноги, область печени и поясницы. Одновременно с согреванием производится растирание тела шерстяным куском ткани.

При переломе конечностей.

Наложить шины из любого твердого и достаточно длинного предмета так, чтобы были зафиксированы два сустава - выше и ниже места перелома. Пострадавшему дать обезволивающее и успокаивающее лекарство и доставить в медицинское учреждение.

При ожогах. При ожогах первой (резкое покраснение кожи) и второй (образование пу-зырей) степени рекомендуется наложить повязку с синтомици-новой эмульсией. При ожоге третьей степени (обугливание тканей) накладывается стерильная сухая повязка и принимаются все меры для быстрейшего доставления пострадавшего в лечебное учреждение.

При ранах и порезах. Действия направлены на остановку кровотечения и предохранения раны от загрязнения.

Края раны обрабатываются раствором йода при помощи ватки или бинта. Обработка производится от края раны В сторону неповрежденной части тела. К ране не следует прикасаться руками, смазывать мазями, спиртом, йодом и класть на нее вату. Нельзя промывать рану водой и удалять из нее сгустки крови. Для остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка, поверх нее - плотный валик из бинта и ваты, которые сверху туго перебинтовываются. До прибытия скорой помощи или доставления пострадавшего в лечебное учреждение повязку снимать не следует.

Мелкие ссадины и порезы обрабатываются йодной настойкой, а затем либо забинтовываются либо заклеиваются бактерицидным пластырем.

При ушибах. На место ушиба накладывается давящая повязка, делается холодный компресс, дается болеутоляющее средство пострадавшему. Через два-три дня для рассасывания кровоизлияния делается согревающий компресс (мешочек с нагретой солью).

При ушибе головы делаются холодные примочки либо на место ушиба кладется пузырь с холодной водой.

Если при падении на спину появились боли в позвоночнике, под пострадавшего (оставив его на спине) осторожно следует подложить доску или же аккуратно перевернуть его на живот, не допуская прогиба у него спины.

При растяжениях, разрывах связок и мышц. Первая помощь оказывается аналогично помощи при ушибах, после чего поврежденное место туго бинтуется. Через 2-3 дня делаются согревающие компрессы.

При острых болях. При появлении острой боли в сердце больного следует посадить или уложить, дать под язык таблетку нитроглицерина или валидола.

При резких болях в животе на него кладется холодный компресс. Не следует принимать болеутоляющие и слабительные средства, ставить грелку и клизму.

При острой боли в голове необходимо принять сидячее или лежачее положение и принять таблетку анальгина либо пиркофена, цитрамона, амидопирина. К голове нельзя прикладывать грелку и принимать лекарства, содержащие наркотические средства.

При солнечных ударах.

Пострадавшего следует переместить в прохладное место, обеспечивая доступ свежего воздуха, снять стесняющую одежду, смочить голову холодной водой, положить так, чтобы голова была выше уровня ног (для оттока крови от головы). На затылок положить холодный компресс, обрызгать лицо и грудь холодной водой.

Если у пострадавшего остановилось дыхание - приступить к проведению искусственного дыхания известным способом.

Во всех случаях, когда на судне оказался серьезно пострадавший или больной человек, после оказания ему первой помощи, судоводитель обязан принять все необходимые и доступные меры, чтобы вызвать скорую, помощь, либо доставить пострадавшего (больного) в лечебное учреждение, либо передать его на речное (морское) судно, на котором имеются медицинские работники, либо вызвать спасателей или сообщить в ближайшие подразделения ГИМС, МЧС, милиции, другие органы.

Если есть возможность, привлечь для спасения жизни человека других граждан, их транспортные средства, средства связи и использовать другие возможности.

На каждом маломерном моторном и парусном судне во время плавания необходимо иметь медицинскую аптечку. Рекомендуется приобретать в торговой сети аптечку, предназначенную для автомобилистов, проверяя при этом срок годности - находящихся в ней лекарственных средств. Судоводитель может самостоятельно укомплектовать аптечку.

Бортовую аптечку на маломерном судне рекомендуется укомплектовать следующими материалами и средствами:

· перевязочный материал (стерильный бинт, вата, марля, салфетки, пластыри, в т.ч. бактерицидный,

· эластичный бинт, резиновый жгут, клей БФ-6);

· дезинфицирующие средства (5% настойка йода, 3% перекись водорода, альбуцид, марганцовокислый калий);

· обезболивающие средства (анальгин, цитрамон, пирамидон, пенталгин, пираминал, пиркофен);

· успокаивающие средства (настойка валерианы с ландышем, димедрол);

· жаропонижающие средства (аспирин, стрептоцид, амидопирин, сульфадимезин);

· сердечные средства (валидол, нитроглицерин, корвалол);

· желудочные средства (бесалол, пурген, белластезин, энтеросептол, фталазол, карболен);

· другие средства и инструменты (нашатырный спирт, вазелин, пинцет, ножницы).

· Борьба за живучесть судна

· Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.

· Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус судна, пожарами и повреждениями технических средств.

· Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно-техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.

· Конструктивные мероприятия проводятся проектными и судостроительными организациями на стадии проектирования и постройки судна с целью обеспечения его живучести.

· Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступления воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддержания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть судна.

· В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким моральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.

· Борьба за непотопляемость судна

Повреждения корпуса судна
по размерам по характеру по расположению в корпусе
малые - до 0,05 м2 отверстия от вывалившихся заклепок и болтов надводные
средние - до 0,2 м2 разошедшиеся швы подводные
большие - от 0,2 до 2 м2 трещины и пробоины ватерлинии

· Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок.

·

· Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью.

· Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов.

· При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоос-трения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.

· Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом, заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) _ рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

· Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).

· К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь, изготовление которого не представляет труда.

· Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины (1), полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом (2) из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями (3) заделаны коуши (4) для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс (5), к которому крепится промаркированный контрольный штерт (на малом судне маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

· Техника постановки мягкого пластыря на пробоину заключается в проведении следующих операций:

· 1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.

· Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.

· Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:

· l = 3,2 (H+0,5B)

·,где
l - длина подкильного конца, м;
H - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшфорта, м;
В - наибольшая ширина судна, м.

· Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине пластыря при помощи соединительных скоб.

· 2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов.

· Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины, расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.

· 3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опускается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы.

· Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пластырь плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с помощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На небольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства.

· Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них на острые углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.

· Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегания пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.

· Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды ее уровень в отсеке начинает снижаться.

· 1 - контрольный штерт, 2 -шкоты, 3 - пробоина, 4 - пластырь, 5 - подкильные концы.

· Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.

· Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах) изнутри.

· Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами может применяться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов.

· Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образующей с завернутой в нее паклей подушку. Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекрывалась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются тонкими гвоздями. Последующие слои толстых досок располагаются параллельно доскам второго слоя так, чтобы пазы накладываемого слоя находились посредине доски предыдущего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к предыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм по длине и 30-40 мм по ширине досок.

· После закрепления досок пластырь переворачивается, загибаются концы гвоздей и по краям делается подушка - мягкие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.

· Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение высоты подушки к ширине составляет 1: 2 или 1: 3, а высота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пластыря.

· При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотняющих прокладок применяются подушки с куделью. Эти подушки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ровного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм.

· Схема постановки жесткого пластыря

· .

· При постановке пластырей изнутри применяются средства подкрепления. К ним относятся металлические раздвижные упоры различных размерений, аварийные брусья, деревянные и металлические шаблоны, аварийные струбцины.

·

· Далее изображены некоторые способы использования средств подкрепления при постановке жестких пластырей изнутри корпуса.

·

·

· а - использование струбцины, б - подкрепление водонепроницаемой двери, в,г,д - использование деревянных упоров.

· При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это может привести к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эффективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. Под фанеру (железо) кладется промазанная суриком или солидолом парусина.

· Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с использованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Фильтрующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.

· Судоводителям маломерных судов, при подготовке к плаванию необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, средств и инструментов, предназначенных для борьбы за живучесть судна. Получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях. Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвратить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.

Тушение пожаров на судах

Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрооборудования и нарушение.правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушённый окурок, оставленный без присмотра огонь.

Решающим фактором спасения-судна при возникновении пожара является немедленное тушение очага возгорания.

Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения.

Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходимо герметизировать и после этого применять средства тушения.

Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.

Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхность горючего материала.

При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

Для тушения пожара в начальной фазе используются переносные огнетушители различных типов (пенные, углекислотные, жидкостные, порошковые и др.), так называемые "покрывала" (кошма, кусок брезента, одеяло), а также вода, песок, сода, асбест, графит и т.д.

Наибольшее распространение на судах имеют пенные и углекислотные огнетушители.
Заряд химических пенных огнетушителей состоит из щелочной и кислотной частей. При приведении в действие огнетушителя щелочная и кислотная части заряда сливаются вместе, вступают в химическую реакцию и образуют цену.
Пена под действием давления выбрасывается через спрыск. Для приведения в действие огнетушителя необходимо откинуть рукоятку эксцентрика вверх до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном и направить струю пены в очаг пожара.

Углекислотный огнетушитель заряжен углекислотой, которая выходя из насадки, быстро испаряется.

Для выпуска углекислоты присоединяется раструб, свободно вращающийся в вертикальной плоскости и служащий для лучшего снегообразования.

Огнетушитель приводится в действие путем открывания запорного вентиля до отказа и направления струи снега к очагу пожара. При этом огнетушитель держится вертикально и как можно ближе к очагу пожара.

В порошковых огнетушителях в качестве заряда используются порошковые составы, которые выбрасываются под давлением через сопла.

"Покрывала" используются для покрытия очагов пожара в целях прекращения доступа к ним воздуха.

Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Маломерные суда в отличии от больших морских и речных судов не оборудуются стационарными системами пожаротушения, поэтому основным способом доставки воды к очагу возгорания на катере и лодке служит зачерпывание ее ведром и заливание огня.

Современные большие прогулочные суда и яхты имеют как переносные средства, так и стационарные противопожарные системы водотушения, пенотушения, паротушения и даже системы с применением инертных газов и легкоиспаряющихся жидкостей.

К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды некоторых предметов и судового оборудования.

При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для тушения горящего генератора и иного электрооборудования, находящегося под напряжением, используются углекислотные огнетушители, другие средства не рекомендуются. Углекислый газ не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрооборудования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки. После использования воды (особенно морской) или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя на длительное время. Если тушение пожара осуществлялось объемным способом с использованием стационарных систем пожаротушения, то помещение может быть введено в эксплуатацию только после его разгерметизации.

При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекомендуется:

  1. Немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило в сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.
  2. Отдать команду находящимся на борту людям одеть спасательные жилеты.
  3. Быстро принять решение о способе тушения очага возгорания и использовать находящиеся на судне противопожарные средства ("покрывала", огнетушитель, вода и др.).
  4. Четко отдавать указания находящимся на борту людям (если этого требуют обстоятельства) по ока занию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.
  5. В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть судно, подается сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио (если есть радиостанция). При этом, учитывая влияние ветра, нужно - постараться отплыть как можно дальше от покинутого судна и стараться держаться в воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спасателей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.).

При оставлении горящего катера (мотолодки), яхты необходимо позаботиться о том, чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и другие плавающие предметы, которые можно использовать для спасения. Кроме того, судоводителю следует обеспечить взятие с судна хотя бы спичек, медицинской аптечки (рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой.упаковке) и ножа, которые могут пригодиться в дальнейшем.

Организация охраны жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.068 с.)