Ответственность согласно Трудовому кодексу РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность согласно Трудовому кодексу РФ



Статья Нарушение Максимальная мера наказания
90 ТК РФ Нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника · Штраф 300 000 рублей · Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет · Арест на срок до 6 месяцев · Лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (ст. 137 УК РФ)

 

Конечно, на практике несанкционированная SMS-рассылка может грозить лишь штрафом для руководителя предприятия. Однако с учетом низкой эффективности SMS-рассылок в самых перспективных половозрастных сегментах клиентской массы посетителей фитнес-клубов возникает вопрос о том, насколько «рекламные рассылки» оправдывают даже минимальный риск. Этот вопрос будет подробно рассматриваться в следующей главе книги.

Предметом договора между клиентом и клубом является оказание клиенту спортивно-оздоровительных услуг. Напомним, что в соответствии в ОКВЭД существует пункт 93.04«Физкультурно-оздоровительная деятельность», которая определяется как «деятельность с целью улучшения физического состояния обеспечения комфорта, например деятельность турецких бань, саун и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры и т.п.».

Очевидно, фитнес-клубы подпадают под категорию «центров физической культуры и т.п.».

Во многих договорах так и пишется, а иногда указываются просто «спортивные услуги». «Спортивная услуга - деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов»[7]

Все эти определения одинаково не слишком корректны, но не противоречат законодательству. Кстати, в договоре можно указывать просто «услуги».

Часто в договорах содержится пункт, утверждающий, что, подписывая договор, клиент берет на себя полную ответственность за свою жизнь и здоровье. Так ли это на самом деле и каковы последствия делегирования этой ответственности клиенту?

Администрация фитнес-клуба в своих правилах, а также в договоре с клиентами, на рецепции и в иных доступных местах должна размещать информацию о необходимости соблюдения техники безопасности при пользовании оборудованием. В договоре должен быть указан пункт, согласно которому клиент допускается к занятиям лишь после прохождения специального инструктажа по технике безопасности. Инструктаж в обязательном порядке фиксируется в специальном журнале по технике безопасности. В случае возникновения юридических проблем, связанных с травмой или ухудшением состояния здоровья клиента в процессе занятий, этот журнал будет первым документом, которые затребует следствие.

Наличие инструкций о правилах их использования на тренажерах не освобождает фитнес-клуб от обязанности предоставлять своим посетителям информацию о правилах безопасности. В противном случае клуб может быть привлечен к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью клиентам на основании пункта 1 статей 1064, 1095 ГК РФ [8].

Если эти требования не были выполнены, любая травма, полученная клиентом, связанная с нарушением правил использования оборудования, создаст для клуба юридические проблемы.

Отметим, что пострадавший клиент вправе предъявить фитнес-клубу в качестве основания для возмещения убытков документы, подтверждающие свои расходы на лечение и приобретение лекарств при условии доказанности потерпевшим их необходимости и того, что он не имел права на бесплатное получение таких видов медицинской помощи (пункт 1 Статьи 1085 ГК РФ).

Конечно, бывают ситуации, когда клиенты сознательно нарушают правила техники безопасности, считая себя опытными, а правила – излишними. Естественно, в таких ситуациях перекладывать ответственность за вероятные последствия на фитнес-клуб было бы неправомерным. О том, как обезопасить клуб в подобных случаях, будет сказано ниже.

В договорах многих клубов есть пункт о том, что, приобретая клубную карту, клиент тем самым заявляет об отсутствии у него заболеваний, которые препятствуют заниматься фитнесом и берет не себя полную ответственность за возможное ухудшение состояний здоровья.

Желание руководителей клуба максимально обезопасить себя от последствий, понятно. Этот пункт договора настраивает клиента на сознательное отношение к занятиям. Однако считать, что наличие такого пункта в договоре полностью освобождает клуб от юридической ответственности, является иллюзией. Если у клиента наступило ухудшение состояния здоровья, которое можно связать с занятиями, разбирательство всех обстоятельств и причин будет весьма детальным. На сегодняшний день фитнес-продукты не сертифицируются и нет никаких точных оценок даже по уровню допустимой нагрузки для клиентов фитнеса. Поэтому в процессе следствия или судебного разбирательства возникает возможность расплывчатого определения того, насколько «правильно» или «неправильно» работали специалисты клуба. Возможно формулирование вывода о том, что в процессе занятий специалист клуба предложил такую нагрузку, которая была бы непосильна и для здорового человека. В этом случае и специалист, и клуб будут признаны виновными. В этом случае наступает ответственность по Статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Следовательно, руководству клуба надлежит принимать все меры к тому, чтобы у клиентов, независимо от состояния здоровья, пола и возраста не наступало даже малейших ухудшений. Для этого нужно неуклонно следить за методикой проведения занятий на основе принципа «не навреди» и пресекать экстремистские попытки отдельных, некомпетентных специалистов, «дать нагрузку».

Часто возникают вопросы о правомерности требования справок о состоянии здоровья клиентов, которые запрашивают некоторые клубы. Касается это, прежде всего, бассейнов. На этот счет есть разные толкования.

В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А50-13703/2011 суд счел обоснованным довод заявителя о том, что пункт Правил посещения спорткомплекса, согласно которому допуск к получению услуг в тарифицируемых зонах осуществляется только при наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний к посещению бассейна, не может ущемлять прав потребителей, так как установлен в интересах самих посетителей спорткомплекса в целях охраны их здоровья, поскольку посещение бассейна посетителем может быть противопоказано в силу состояния его здоровья».

Суд отмечает, что пункт 3.12.2. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды, контроль качества» не содержит запрета организации спорткомплекса запрашивать медицинские справки у посетителей бассейнов. Этот нормативный документ говорит о случаях, когда на администрацию бассейна возложена обязанность требовать от посетителей при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемической ситуации прохождения медицинского осмотра с проведением соответствующих анализов. В связи с этим установление обществом требования предъявлять справки вне зависимости от санитарно-эпидемической ситуации не противоречит целям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В итоге суд апелляционной инстанции приходит к выводу: поскольку данный пункт Правил посещения спорткомплекса установлен исключительно в интересах посетителей, с целью предотвращения распространения заболеваний различной этиологии в зонах бассейнов и соблюдения баланса интересов спорткомплекса и посетителей, нарушения прав потребителей данными положениями правил не усматривается[9].

Следует обратить внимание на один нюанс: если в конкретном районе санитарно-эпидемиологическая обстановка не является неблагоприятной и Управление Роспотребнадзора, соответствующих предписаний администрациям бассейнов не направляло, тогда и требование справок бассейнами не правомерно. Теоретически клиент может потребовать от руководства клуба предъявить документ с таким предписанием, и не предоставлять справку. Если же администрация клуба настаивает на этом, имеет место нарушение закона. Однако есть исключение: вне зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации детям дошкольного и младшего школьного возраста при посещении бассейна (в дальнейшем не менее 1 раза в три месяца) в обязательном порядке требуется справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз.

Проблема решается легко, если в клубе есть медицинский кабинет и штатный врач, тогда справку или отказ в её предоставлении в случае наличия заболеваний можно легко получить на месте. Но ни в коем случае нельзя продавать клиенту эту справку, как это имеет место в некоторых клубах, например, в петербургской сети FH. Это будет и нарушением здравого смысла, и нарушением закона.

Во-первых, вряд ли целесообразно пытаться «отжать» у клиента мизерную сумму после того, как он заплатил несравнимо большую за клубную карту. Это производит на клиентов, по их отзывам, впечатление «крохоборства» руководства клуба, и не способствует укреплению имиджа. Во-вторых, эту незначительную сумму разумно было бы включить в стоимость клубной карты, а клиентам предложить «бесплатное» медицинское обследование. Но самое главное нарушение заключается в третьем: это ситуация, когда покупка одной услуги – клубной карты, фактически обусловлена покупкой другой, что запрещено законодательством, в частности, Статьей 16 ЗОПП «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя».

«…2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме». (абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

«…3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

При отказе клиента проходить медицинское освидетельствование в указанной сети ему предлагается написать письменное заявление об этом. Такое предложение можно признать абсурдным, так как клиенту фактически предлагают письменно заявить о своих правах и подтвердить их. Выполнение закона должно быть безусловным.

Договор между клиентом и клубом является срочным, то есть его действие ограничено определенным временным промежутком. В практике многих клубов есть понятие активации договора, то есть определенного момента, когда он начинает действовать. С короткими абонементами, например, дающими право месячного посещения клуба, проблем не возникает, они активизируются, то есть вступают в действие, со дня покупки или со следующего дня. При покупке клубной карты, например, на год, клиентам часто предоставляется право активировать его в другой день, но обычно не позднее одного календарного месяца со дня покупки. Ровно через месяц договор автоматически активизируется, и начинается отсчет срока действия. Теоретически, если клиент, купивший годовую карту, впервые придет в клуб через 12 месяцев после покупки, в его распоряжении останется не более месяца занятий. В договоре следует обязательно указывать это условие и обращать внимание клиента на это в процессе оформления. Это позволит избежать множества конфликтных ситуаций. В некоторых фитнес-клубах России клиенты покупают не «время», а количество посещений клубов, обычно, в течение определенного времени. Все тренировки, которые клиенты не посетили по каким-то причинам в течение обусловленного срока, «сгорают». Эта устаревшая практика – неиссякаемый источник конфликтных ситуаций и претензий клиентов, их непрестанных попыток пролонгировать время действия договора. Клиенты предъявляют претензии клубу, а руководители некоторых клубов, в целях «укрепления дисциплины и ответственности клиентов» начинают требовать у них справки, подтверждающие наличие объективных причин пропусков. Отдельные руководители даже требуют от клиентов предоставления медицинских справок, что является вообще абсурдом. Очевидно, следует пойти дальше, и просить принести записку о причинах пропусков от родителей! Этот пример показывает, что помимо низкой выгоды, продажа посещений клубов пакетами чрезвычайно запутывает учет и создает массу ненужных проблем. Что касается разовых посещений, то автор – категорический противник их продаж, об этом неоднократно говорилось выше. Разовые посещения клуба, кроме того, создают и юридические проблемы. Вряд ли целесообразно заключение договора между клубом и «разовым клиентом, но даже на единственной тренировке возможны такие ситуации, которые могут привести к определенным юридическим последствиям. В этом случае ситуация без договора сильно осложнится.

Следующая неопределенность возникает в том случае, если одна из сторон принимает решение о прекращении действия договора до срока его окончания. Ситуацию, когда это происходит по инициативе клуба, будет рассмотрена ниже. Сейчас следует обсудить особенности расторжения договора по инициативе клиента. Нужно сказать, что, наверное, ни в одном пункте договоров в фитнесе нет такого количества нарушений, как в этом.

Сначала рассмотрим частный случай расторжения договора по инициативе клиента.

Наиболее распространенный в практике случай отказа потребителя от договора с фитнес-клубом — неоткрытие к согласованной дате бассейна. Клиент, приобретая абонемент в клуб, рассчитывает на посещение не только тренажерного зала, но и бассейна. Поэтому неоткрытие бассейна ущемляет права потребителя и служит основанием для отказа от до­говора и возврата всей уплаченной суммы, а также компенсации морального вреда и неустойки за нарушение срока удов­летворения требований потребителя. Здесь речь идет о неустойке за нарушение срока открытия бассейна против согласованной даты и до момента расторжения договора, а также возможной неустойки за нарушение срока возврата уплаченной суммы.

Суд в таком деле не примет во внимание ссылку клуба на то, что абонемент в ситуации, когда еще не работал бассейн, был реализован клиенту с существенной скидкой, поскольку данное обстоятельство не дает оснований клубу нарушать права потребителя.

Кроме того, клуб, как субъект предпринимательской деятельности, несет все связанные с ней риски за свой счет. Поэтому, принимая на себя обязательство по открытию бассейна к установленной дате, обязан его выполнить надлежащим образом и в срок в силу Статьи 309, 310 ГК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2013 по делу № 11-18680).

Вместо отказа от договора потребитель может продолжать пользоваться тренажерным залом и иными услугами клуба, а бассейн посещать в другом месте, где цены не превышают среднерыночные расценки и являются максимально экономными (например, два-три посещения в неделю в муниципальном учреждении, работающем по утверждаемым тарифам). Свои расходы на оплату таких посещений он вправе предъявить фитнес-клубу в качестве убытков, поскольку необходимость их несения обусловлена его виновным бездействием, связанным с отсутствием к согласованной дате возможности пользования бассейном (Статья 15 ГК РФ). Клуб обязан эти убытки возместить.

Клиент-потребитель, кроме того, вправе в любое время в период действия договора с фитнес-клубом в одностороннем внесудебном порядке немотивированно отказаться от договора и получить обратно часть уплаченной им цены пропорционально неиспользованному периоду. В связи с этим пунктом обычно возникают два вопроса:

· Правомерно ли требовать от клиента объяснения причины расторжения договора?

· Правомерно ли удержание клубом части возвращаемых денежных средств для компенсации фактически понесённых клубом убытков?

Ответ на первый вопрос однозначен: нет, такого права не имеет даже суд.

Ответ на второй вопрос не так очевиден. Клуб, продавая клиенту карту, действительно несет некоторые расходы. Например, клиенту выдается именная пластиковая карта, магнитный чип-ключ, иногда замочек от шкафчика в раздевалке. Это реальные расходы, но их реальная стоимость – несколько сотен рублей, но никак не 20-30% клубной карты, как следует из договоров некоторых клубов.

Сначала в качестве примера приведем выдержки из договоров с клиентами различных фитнес-клубов. Выдержки будут написаны особым шрифтом, а комментарии – обычным.

Клуб ExF, Новосибирск

«…

9. Клиент не имеет права передачи права пользования услугами Фитнес Клуба третьим лицам без письменного согласия на это Фитнес Клуба. При передаче карты третьим лицам без письменного согласия Фитнес Клуба Клиент обязан оплатить штраф Фитнес Клубу в размере 5 000 рублей, при повторном нарушении Фитнес Клуб в одностороннем порядке расторгает настоящий договор с Клиентом без возмещения каких-либо денежных сумм, перечисленных Фитнес Клубу на момент расторжения договора. Вход в Фитнес Клуб осуществляется по клубным картам, выдаваемым при заключении договора. В случае утери карты, затраты по восстановлению карты возмещаются Клиентом Фитнес Клуба в соответствии с прейскурантом».

Всего в одном пункте договора содержаться два серьезных нарушения закона. Здесь есть упоминание о штрафе. Налагать на граждан штрафы за административные правонарушения могут только должностные лица государственных органов, наделенные властными полномочиями, их перечень законодательно определен. Все иные штрафы, о которых часто предупреждают посетителей фитнес-клубов, кафе, магазинов и других предприятий и учреждений, по своей природе незаконны.

Руководитель клуба не имеет права взыскивать штраф. Если в действиях посетителя, по его мнению, содержится состав административного правонарушения (Статья 6.24 КоАП РФ), то он может это зафиксировать и передать информацию сотрудникам полиции, которые могут, если на то будут законные основания, привлечь нарушителя к административной ответственности в виде штрафа. Однако уплачен он будет государству, а не заведению.

Если руководитель клуба считает, что нарушение нанесло клубу ущерб, порядок его возмещения определен Статьей 1064 ГК РФ, которая требует обязательного наличия вины и иных условий ответственности. Штраф же всегда фиксирован и не учитывает реальную стоимость имущества и степень его износа. Поэтому при предъявлении требования выплатить штраф за порчу имущества гражданин может в порядке встречного иска потребовать предоставления ему документов, подтверждающих стоимость вещи и дату ее приобретения.

Таким образом, гражданин может возместить убытки в добровольном порядке, если он признает вину и согласен с размером ущерба, или предложить противной стороне обратиться с иском в суд, так как обязанность возместить ущерб может быть возложена на него только решением суда (Статьи 35, 55 Конституции РФ, Статья 1 ГК РФ). В суде истец должен будет доказать размер ущерба и основания ответственности причинителя вреда, а ответчику придется доказывать отсутствие вины, так как Статья 1064 ГК РФ устанавливает презумпцию вины причинителя.

Более серьёзной является другая ошибка, то есть отказ клуба от возврата части денежных средств при досрочном прекращении действия договора по инициативе любой стороны. Этот отказ противоречит смыслу фитнес-услуги как пролонгированной. Если клиент не полностью воспользовался услугой, то было бы справедливо вернуть ему часть денежных средств, пропорциональную времени, оставшемуся до конца срока пользования услугой. Например, при покупке клубной карты за 10 000 рублей и одностороннем расторжении договора ровно через 6 месяцев, клуб обязан вернуть клиенту 5 000 рублей. Если клиент нанес ущерб клубу или клуб понес безусловные расходы, тогда сумма к выдаче уменьшается. Заметим, что расходы, согласно законодательству, должны быть обоснованными и прозрачными. Во всяком случае, клиенту по его запросу должен быть предоставлен точный прейскурант расходов. Если он сомневается в их обоснованности, то имеет право обратиться в суд. При обращении в суд клиент может привлечь в качестве свидетеля со своей стороны, независимого эксперта, который может подтвердить или опровергнуть обоснованность величины указанных клубом расходов. Автору приходилось давать письменные экспертные заключения для суда по запросам клиентов в аналогичных ситуациях. У читателя наверняка нет сомнений в том, как оценивались в этих документах «понесенные клубом расходы в пределах 30% стоимости клубной карты».

Сумма к возврату определяется расчетным путем: берется общее количество дней в период действия абонемента и, исходя из общей стоимости услуг, определяется стоимость дневного посещения, полученная величина умножается на количество дней, остающихся с даты получения уведомления фитнес-клубом уведомления о расторжении договора и до даты окончания срока действия абонемента.

Эту сумму следует возвращать потребителю добровольно по его требованию. Иначе он вправе в судебном порядке взыскать не только эту сумму, но проценты по Статье 395 ГК РФ за неправомерное пользование его деньгами, компенсацию морального вреда. Кроме того, клубу придется уплатить все судебные издержки по делу, включая госпошлину, от которой потребитель был освобожден, расходы на оплату услуг его юристов и привлеченных экспертов, а также, возможно, и 50-процентный штраф от всех присужденных сумм за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

При отсутствии у клиента желания пользоваться услугами фитнес-клуба, он должен совершить действия, направленные на расторжение договора, написав соответствующее заявление, приложив к нему абонемент или пластиковую карту, либо иной документ, дающий ему право доступа в клуб. Простое непосещение клуба не является основанием для возврата уплаченных за абонемент денег, поскольку услуги клуба заключаются в предоставлении возможности его посещать, что, во всяком случае, является правом самого клиента (Определение Московского городского суда от 15.04.2014 № 4г/6-4034/14, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 21.05.2014 по делу № 33-4039/14).

Подобные ошибки, точнее, нарушения законодательства, широко распространены, о чем свидетельствует ряд примеров.

Клуб П, Краснодар

«…

В случае досрочного расторжения договора Клуб обязуется возвратить Клиенту стоимость абонемента пропорционально занятиям, оставшимся до окончания действия абонемента.

При нарушении Клиентом своих обязательств или условий настоящего договора при расторжении возврат денежных средств производится за вычетом неустойки в размере 15% от подлежащей возврату стоимости абонемента…»

Здесь в отношении вычета появляется термин «неустойка», что в РФ применимо только к банковской деятельности. По смыслу текста его автор называет неустойкой фактический «штраф за нарушение», о неприменимости которого мы только что говорили.

Сеть ДФ, Москва

«…

1.6.8. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств (травма, тяжелая болезнь и иные непредвиденные обстоятельства, не позволяющие посещать Клуб) Член клуба вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора при условии оплаты Клубу фактически понесенных им расходов с учетом процедуры списания денежных средств с лицевого счета Члена Клуба. Уплаченные за Клубную Карту денежные средства возвращаются за вычетом стоимости уже оказанных услуг, исходя из среднедневной стоимости услуг, умноженной на количество дней, прошедших с момента начала срока действия Клубной Карты до момента получения Клубом письменного заявления Члена Клуба о расторжении настоящего Договора и комиссии в размере 2000 рублей.

Возврат денежных средств производится в рублях в течение 14 календарных дней со дня получения заявления о расторжении настоящего договора».

Первое нарушение – увязывание права клиента на досрочное прекращение договора с какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Согласно закону, клиент в данном случае может не сообщать никому о своих мотивах и даже не иметь их вообще.

То, что в данном тексте названо комиссией в размере 2 000 рублей фактически является «наказанием» клиента, и что особенно странно, за форс-мажорные, то есть вынужденные ситуации, которые были описаны в начале абзаца.

Третье нарушение, и серьезное – обязательство возврата денег в срок 14 дней, хотя Статья 22 Закона «О защите прав потребителей» указывает крайний срок возврата денег – 10 календарных дней. Кстати, в законе нет терминов «банковский» или «рабочий» день, которые можно встретить в некоторых договорах.

Клуб СТ, Екатеринбург

«…

4.3. В случае отказа Заказчика от услуг Исполнитель на основании письменного заявления Заказчика производит возврат денежных средств за неиспользованные услуги за вычетом неустойки за досрочное расторжение договора в размере 50 % от стоимости неиспользованных услуг. Оплата за месяц, в течение которого Заказчик отказался от услуг Исполнителя, не возвращается. В случае нарушения условий данного договоры денежные средства не возвращаются. Срок возврата денежных средств — до 14 рабочих дней».

Сеть WC, Москва

«…

9.6. Если иное не предусмотрено действующим законодательством, в случае досрочного расторжения Контракта в части оказания Услуг Члену клуба неиспользованные денежные средства подлежат возврату не позднее 30 (тридцати) дней с даты расторжения Контракта в части оказания Услуг Члену клуба пропорционально внесенным Владельцем контракта и Членом клуба суммам. Подлежащая возврату неиспользованная сумма, определяется как сумма, полученная Исполнителем на дату расторжения Контракта в части оказания Услуг Члену клуба, за вычетом стоимости Услуг с даты начала по дату окончания Периода оказания услуг, стоимости оказанных Услуг.

Сет ХF, Москва

Пункт 6.6.5. договора предусматривает удержание 30% от стоимости клубной карты при преждевременном прекращении действия договора.

Здесь представлены договоры различных клубов, именитых и не слишком известных, но их, как и многие другие клубы, объединяет одно: в работе они руководствуются юридически ничтожными документами. Кстати, такие договоры ярко демонстрируют нижайший профессиональный уровень юристов, с которыми сотрудничают клубы.

В качестве дополнительной информации представим углубленный анализ приведенных нарушений.

Расторгнуть договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг в любой (!) момент можно на основании Статьи 32 Федерального Закона о Защите прав потребителей. На основании статьи вы обязаны компенсировать исполнителю только обоснованные расходы, связанные с оказанием услуги. Никакие «неустойки», пени и иные удержания, если они не являются компенсацией фактически понесённых клубом затрат, не применяются в силу статьи 16 ФЗ ЗОПП.

Согласно статье, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

На основании закона каждый клиент обязан компенсировать фитнес-клубу фактические затраты на оказание услугпо той цене, которую фитнес-клуб сам установил. Как правило, цена договора установлена исходя из оказания услуг каждый день. Значит, компенсация расходов идет за каждый день оказания услуги. Если клиент купил годовую клубную карту, то он оплатил услугу авансом, однако не использовал её полностью. Заметим, что проводить здесь аналогии с покупкой товара, имеющего вещественную форму, неправомерно. Нет услуги – значит, нет компенсации. Расторжение договора прекращает оказание услуг, а значит, нет и расходов, которые потребитель обязан компенсировать фитнес-клубу.

Пункт 1статьи 330 ГК РФ, который гласит следующее: «Неустойкой считается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения». То есть, как говорилось выше, понятие неустойки по букве закона применимо лишь к банковской деятельности. Кроме того, напомним, что ни в одном договоре нет пункта, обязывающего клиента не прерывать членства. А отказ от исполнения договора предусмотрен Статьей 32 ЗОПП, то есть он не может быть признан ненадлежащим исполнением обязательств. Так о какой же неустойке можно говорить?

С другой стороны, в соответствии с пунктом. 1 Статьи. 426 ГК РФ договор на предоставление спортивных и/или оздоровительных услуг является публичным договором.

В то же время договор регулируется правилами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Согласно Статье 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно пункту 1 Статьи 10 Закона РФ ЗОПП, исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - информацию о цене и условиях приобретения соответствующих услуг (пункт 2 Статьи 10 ЗОПП). Таким образом, потребителя необходимо заранее оповестить о том, какие безусловные затраты, связанные с договором, несет клуб, а также обосновать стоимость этих затрат. На практике это никогда не делается.

Статьей 3 ЗОПП предусмотрены права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Учитывая публичный характер договора с потребителем, исполнитель (фитнес-клуб) обязан при заключении договора с потребителем для правильного выбора способа оплаты информировать потребителя о его возможностях требовать составления сметы (пункт 1 Статьи 33 ЗОПП). Следует заметить, что любая величина затрат, объявленная клубом, может оспариваться в судебном порядке.

Потребитель также должен быть достоверно проинформирован о способе расчета возвращаемой суммы в случае досрочного расторжения договора, исходя из требований Статьи782 ГК РФ об оплате только фактических расходов исполнителя при досрочном расторжении договора потребителем услуг. В связи со сказанным хотелось бы еще раз напомнить часть 2 Статьи 14.8 КоАП, устанавливающей ответственность за использование в деятельности договоров, противоречащих Федеральному Законодательству.

Вернемся еще раз к вопросу о понесенных клубом расходах, которые можно вычесть из суммы к возврату.

Если предприятие работает на условиях УСН, тогда с выручки выплачивается налог 6%. Некоторые руководители клубов, возвращая денежные средства клиенту, удерживают 6% стоимости абонемента или карты как ранее уплаченную в виде налога. Это неправомерная практика.

В силу пункта 1 Статьи 346.15 НК РФ при упрощенной системе учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, состав которых определяется в соответствии со Статьями 249 и 250 НК РФ. Согласно пункту 1 Статьи 346.17 НК РФ «датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). В связи с этим суммы предварительной оплаты, полученные в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), должны учитываться при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде их получения». В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Статьи 346.17 НК РФ в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. То есть доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат уменьшаются на сумму возвращаемой предоплаты. Отметим, что данная норма действует с 1 января 2008 года. Аналогичная точка зрения выражена в письмах Минфина РФ от 23.01.2009 N 03-11-06/2/7, от 20.02.2009 N 03-11-09/67, от 21.07.2008 N 03-11-04/2/108. Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н. Поэтому на дату поступления на расчетный счет предоплаты за товар необходимо отразить доход в графе 4 раздела I (доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы) Книги учета доходов и расходов, а на дату возврата денег при расторжении договора в графе 4 раздела I (доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы) данную сумму отражают со знаком "минус"[10].

Изготовление клубной карты, как правило, электронной – это прямой расход предприятия, однако трудно представить себе карту, стоимость которой составляет 1 500-2 000 рублей, как это имеет место в некоторых клубах, если судить по прейскуранту. Это как раз тот случай, когда клиент не согласится с таким большим вычетом и может подать в суд на клуб. Теоретически, клиент, который сомневается в обоснованности материальных претензий, может потребовать в суде назначения независимой аудиторской проверки клуба, и суд вполне может удовлетворить его законную просьбу. Это как раз тот случай, о котором говорилось выше. Поэтому автор настоятельно рекомендует при возврате денежных средств проявить чувство меры.

Однако есть и нематериальный аспект ситуации, когда клиент по собственной инициативе расторгает договор с клубом, и его необходимо принимать во внимание. Расторгая договор, клиент делает это по двум причинам:

· Вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы,

· Вследствие недовольства качество услуг



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.133 (0.073 с.)