Раздел 7. Искусство XIX – начала XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Искусство XIX – начала XXI века



Тема 1. Искусство Западной Европы ХIХ–начала ХХ века. Обострение социальных противоречий в Европе конца ХVIII в. Революции и освободительные войны. Роль искусства в социальной борьбе. Новаторский и бунтарский характер творчества Гойи, его обращение к противоречиям жизни, теме социального зла и социального протеста, реалистический творческий метод. Революционный классицизм французского живописца Ж. Л. Давида, эволюция его творчества, перерождение классицизма. Соперничество двух направлений в искусстве первой половины ХIХ в. – неоклассицизма и романтизма. Ж. О. Д. Энгр – глава классицистического направления первой половины ХIХ в. Академизм как официальное направление в европейском искусстве Эстетическая программа романтизма и концепция героической личности. Т. Жерико и Э. Делакруа. Романтизм в Германии. Творчество Ф. О. Рунге. Философские пейзажи К. Д. Фридриха. «Союз Св. Луки» – одно из первых объединений художников. Смысл их искусства – христианское благочестие; творческий метод – подражание художникам Возрождения. Романтизм в Англии. Живописная техника этюдов, пейзажей Д. Констебла. Акварельная живопись, гравюры У. Тернера, особенности техники, колорита, композиции.

Неоклассицизм – господствующий стиль в скульптуре ХIХ в. Интерес к личности – романтическая черта в скульптуре. Ф. Рюд. Изысканность силуэтов скульптурных групп А. Кановы. Самодостаточность образов Б. Торвальдсена. Реалистическая трактовка образов, глубина характеристик при предельно сдержанной манере в произведениях Г. фон Шадова.

Принципы градостроительства. Стиль ампир в архитектуре. Сооружения Ш. Персье, Ф. Фонтена в Париже. Классические формы построек К. Ф. Шинкеля в Берлине, вариации на темы исторических стилей Л. фон Кленце в Мюнхене, Санкт-Петербурге. Реконструкция крупных городов (Вены, Берлина, Парижа) во второй половине ХIХ в. Новые типы построек. Переворот в технологиях строительства. Появление эклектизма, творчество Ж. Гарнье, Г. Земпера и др.

Развитие реалистического национального пейзажа и бытовой картины во Франции второй половины ХIХ в. Сложность развития творчества и новаторство К. Коро. Эстетические взгляды и художественные критерии барбизонцев (Т. Руссо, Ш. Добиньи, Ж. Дюпре, Диаз де ла Пенья). Демократический характер творчества Ж. Ф. Милле, утверждающего красоту и величие человека труда. Политическая острота графики и живописи О. Домье. Г. Курбе – глава реалистического направления. Реализм в искусстве Германии. Творчество А. Менцеля, В. Лейбля, М. Либермана. Утверждение принципов реализма в искусстве стран Восточной Европы (Н. Павлович, Н. Григореску, М. Мункачи, Я. Матейко). Идеи и творчество «Братства прерафаэлитов». Бунт молодого поколения французских художников против салонного искусства. Переходный характер творчества Э. Мане, его поиски в области сюжетной картины, пейзажа, портрета. Эстетическая программа и живописная система импрессионизма. Творчество К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, Э. Дега. Аналитический реализм Ж. Сера и П. Синьяка. Реалистическая основа творчества и импрессионистические тенденции в творчестве О. Родена, его влияние на развитие европейской скульптуры ХХ в. Новые приемы лепки. Пластическое выражение идей патриотизма, стремление к философскому содержанию.

Демократические основы и социальная заостренность искусства В. Ван Гога. Стремление к возрождению синтетического искусства и утверждение его автономности по отношению к реальности в творчестве П. Гогена. Социальное обличение в живописи и графике А. Тулуз-Лотрека. Живописная система П. Сезанна и ее влияние на развитие европейского искусства ХХ века. Своеобразное и независимое творчество Дж. Уистлера. Образование художественных галерей и их роль в истории искусства.

Эстетика символизма и стиль модерн в европейском искусстве рубежа ХIХ–ХХ вв. Архитектура Германии (А. Эндель, П. Беренс), Англии (Ч. Макинтош), Бельгии (В. Орта, А. ван де Велде) и Скандинавских стран (Э. Сааринен). Испанский модерн (А. Гауди), чикагская школа в Америке (Л. Г. Салливен). Окончательное преодоление влияния античного ордера, виртуозное декоративное оформление фасадов и интерьеров в архитектуре. Принцип импровизации на выбранную тему – сущность творческого метода архитекторов модерна. Использование новых строительных материалов. Последователи и ученики Родена в скульптуре. Эмоциональность и поиски закономерностей А. Бурделя. Классическая простота скульптур А. Майоля. Развитие символизма и рост стилизаторских тенденций в европейском изобразительном искусстве. Графика О. Бёрдсли и ее влияние на все явления стиля модерн. Творчество Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона, А. Бёклина. Поиски нового живописного языка художниками группы «Наби». Пути в искусстве Г. Климта, венский Сецессион. Преддверие экспрессионизма в творчестве норвежского художника Э. Мунка, швейцарского – Ф. Ходлера, бельгийского – Д. Энсора. Символистские композиции М. Чюрлениса.

Тема 2. Искусство России ХIХ – начала ХХ века. Общественный подъем в России начала ХIХ в. Высокий классицизм в архитектуре (А. Воронихин, К. Росси). Национальный характер творчества А. Захарова. Образы стиля ампир в творчестве В. П. Стасова. Восстановление Москвы после пожара. Своеобразие московского ампира, черты романтизма (О. Бове, Д. Жилярди). Кризис в архитектуре середины ХIХ в. (А. А. Монферран, К. А. Тон). Успехи классицистической скульптуры в первую треть ХIХ в. (Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский). Надгробие как особый жанр скульптуры (И. Мартос, И. Витали). Монументальные работы и поиски новых средств отображения жизни в скульптурах (П. К. Клодт и др.). Распространение романтизма в портрете, пейзаже (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин). Внестилевая школа А. Г. Венецианова. Традиции академического классицизма и новаторство в исторической и портретной живописи К. Брюллова. Особенности идейной проблематики и художественного языка А. А. Иванова. Развитие бытовой живописи, зарождение критического отношения к действительности как отражение в искусстве идей передовой русской интеллигенции. Новаторский характер творчества П. Федотова. Романтическая графика А. Орловского. Критический реализм в графике А. А. Агина.

Развитие критического реализма в русском искусстве второй половины ХIХ в. в России. Причины упадка архитектуры и скульптуры в этот период. Значение деятельности В. Б. Стасова, П. М. Третьякова в становлении русского демократического искусства. Бунт 14-ти (1863). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Искусство шестидесятников. Обличительный характер их произведений (Е. В. Неврев, В. В. Пукирев и др.). Бытовая живопись и психологические портреты В. Г. Перова. Эстетические взгляды и деятельность идеолога передвижников И. Н. Крамского. Историческая живопись (К. А. Флавицкий, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский). Удачи академистов (И. К. Айвазовский). Преобладание крестьянской темы, поиски положительного идеала в жанровой живописи (В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко). Зарождение нового типа пейзажа. Романтизм и реализм в пейзаже (А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Поленов). Сочиненный пейзаж Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи. Монументальное обобщение, философский образ русской природы в пейзажах И. И. Левитана. Развитие батальной темы в творчестве В. В. Верещагина. Вершина передвижнической живописи – 80–90-е годы. Тема положительного героя, обобщение социальной жизни России в творчестве И. Е. Репина. Художественно воссозданная национальная история в произведениях В. И. Сурикова. Сказка и фольклор в творчестве В. М. Васнецова, попытка реформации монументальной живописи. Эклектика и псевдорусский стиль в архитектуре. Патетика и дробность в монументальной скульптуре, повествовательность в станковой скульптуре (М. М. Антокольский, А. М. Опекушин, М. О. Микешин).

Поиски стиля в сложный период русской культуры рубежа столетий. Стиль модерн и его особенности. Интернациональный и национальный варианты модерна (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль). Неоклассицизм в архитектуре (И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев и др.). Возрождение монументальной скульптуры (П. П. Трубецкой). Поиски в творчестве А. С. Голубкиной (горячий, бунтарский импрессионизм и символизм), С. T. Коненкова (народные традиции и профессионализм), А. Т. Матвеева (обобщенность, ясность, экономность пластических средств).

Продолжение традиций передвижничества (Н. Касаткин). «Опоэтизированный реализм» М. В. Нестерова. Появление новых приемов в творчестве «младших передвижников». Живописное новаторство в портретах В. А. Серова. Особенности импрессионизма К. А. Коровина. Реалистические основы и субъективные искания в творчестве М. В. Врубеля; символизм, фантастика и своеобразие его живописной манеры. Импрессионизм, символизм и собственный неповторимый опыт в творчестве В. Борисова-Мусатова. Идейно-эстетические позиции «Мира искусства», одной из основных художественных группировок рубежа ХIХ–ХХ веков. Особенности тематики произведений А. Бенуа, его вклад в книжную графику. Психологически тонкие и глубокие образы К. Сомова. Противоречия в творчестве К. Бакста, Е. Лансере и др. Молодое поколение «Мира искусства» (Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, Н. К. Рерих). Создание Союза русских художников (К. Юон, И. Грабарь, А. Архипов, А. Рылов). Соединение реалистических традиций передвижников и опыта импрессионизма в их творчестве. Выставки последователей идей символизма – «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин). Традиции и поиски в исторической картине (А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, А. М. Васнецов). Новое восприятие природы (И. С. Остроухов, И. И. Левитан).

Тема 3. Искусство Беларуси ХIХ – начала ХХ века. Присоединение Белорусских земель к Российской империи. Характеристика и особенности путей развития искусства Беларуси в составе Российской империи. Использование регулярной планировки в градостроительстве. Типы городской архитектуры. Русский классицизм в архитектуре, парки (усадьба Румянцева-Задунайского в Гомеле). Дворцы в Снове, Жиличах, Витебске, Коссово. Оборонительные крепости в Борисове, Бобруйске, Бресте. Развитие ретроспективизма. Культовая архитектура классицизма и ретроспективизма. Снижение роли храмов в застройке городов. Остатки барокко в деревянном зодчестве. Разнообразие стилей в скульптуре. Преимущественное развитие мемориальной и декоративной пластики. Мелкая пластика. Работы А. Ремера, К. Костровицкого, К. Ельского, Р. Слизеня, Я. Островского.

Роль Виленского университета, Петербургской Академии художеств, Виленской рисовальной школы в развитии белорусского искусства ХIХ в. Развитие светских жанров в живописи. Ведущая роль портрета. Место исторического жанра. Особенности классицизма, формирование романтизма и реализма. Работы Ф. Смуглевича, И. Олешкевича, Я. Суходольского, В. Ваньковича, И. Хруцкого, С. Зарянко, Я. Дамеля. Бытовой жанр в работах Ю. Корчевского, К. Кукевича, Ф. Горецкого. Творчество К. Альхимовича, Н. Силивановича, Ю. Пэна, В. Русецкого. Особенности пейзажей А. Горавского, В. Дмоховского. Исторический жанр у Я. Монюшко. Историко-этнографический характер белорусской графики. Литография, рисунок, сатирическая графика. Исторические и этнографические (мемориальные) пейзажи Н. Орды.

Условия развития искусства Беларуси на рубеже столетий. Реалистический характер искусства Беларуси конца ХIХ – начала ХХ в. Формирование новых принципов градостроительства на фоне развития промышленности и транспорта. Роль дворцовых комплексов и культовых строений, парков, монументальных памятников в пространственном и художественном облике города. Эклектика и стилизаторство, два этапа в развитии модерна в Беларуси. Обновление реалистических принципов и формалистические искания в живописи. Обобщения и символика в пейзажах и сюжетно-тематических картинах Ф. Э. Рушчица. Романтические пейзажи С. Жуковского. Особенности содержания и колорита пейзажей В. Бялыницкого-Бирули. Бытовая живопись Я. Кругера, Ю. Пэна, Л. Альперовича. Творчество Г. В. Вейсенгофа. Портретные работы Г. Бобровского, Б. Адамовича. Традиционные техники и материалы, черты народного искусства в отдельных достижениях монументально-декоративного искусства. Определенные черты художественной школы в графике. Зарисовки, наброски, реже – эстамп. Станковые работы А. Коменского. Акварели Ю. Фалата, К. Мордусевича. Иллюстрации С. Богуш-Сестранцевича. Преимущественное развитие портретной пластики в скульптуре. Работы А. Ремера, Р. Слизеня, Я. Тышинского, О. Краснопольского. Представитель символизма К. А. Змигродский. Мастер утонченной салонной скульптуры, представитель модерна В. Бубновский. Мемориальная пластика.

Тема 4. Искусство Европы, Америки ХХ – начала ХХI века. Обострение противоречий капиталистического общества, всемирные потрясения и военные конфликты. Роль достижений науки и техники, средств массовой информации в развитии культуры ХХ века. Значение эксперимента в творчестве. Многообразие стилей и направлений в искусстве.

Роль архитектуры в определении стилевых форм искусства. Индустриализация городов. Поиски новых градостроительных решений. Эстетизация материалов и расширение технических возможностей новой промышленной индустрии. Развитие рационализма и конструктивизма. В. Гропиус, функционализм архитектурной школы «Баухауз». Роль Ле Корбюзье в развитии современной архитектурной школы. Крупнейшие архитекторы ХХ в.: М. Брайер, Т. Гарнье, Мис Ван дер Роэ, П. Нерви, О. Нимейер, О. Перрэ, Эро Сааринен, Ф. Л. Райт др. и их значение в формировании современного языка архитектурных форм.Лидерство США в архитектуре послевоенных лет. Роль эмигрантов в развитии архитектуры. Градостроительство в Европе. Восстановление разрушенных городов. Революция в строительной технике 50-х. Новая концепция строительного искусства 60-х: постмодернизм (уют и декоративность).

Бережное отношение к классическим традициям в скульптуре. Экспрессионизм в скульптуре на стыке классики и авангарда (Э. Барлах). Символические и абстрактные формы виталистов (Г. Мур, К. Бранкгузи). Обращение кубистов к скульптуре (А. П. Архипенко, О. Цадкин, Ж. Х. Я. Липшиц). Формотворчество футуризма (У. Боччони). Экспрессионистические черты в скульптурах А. Джакометти. Гимн машинной цивилизации в скульптуре конструктивизма (братья Певзнер). Развитие принципов конструктивизма в кинетической скульптуре (А. Колдер, Н. Шоффер). Ассамбляжи, китчи, акции художников «земляного искусства» – условно называемая скульптура 60–70-х годов ХХ в. Драматическая скульптура Д. Манцу.

Первое модернистское направление ХХ в. – группа «диких» (фовистов) во Франции. Декоративность, красочность, плоскостность изображения, поиски композиционного и ритмического единства в их произведениях (А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо). Эстетические принципы искусства Анри Матисса – лидера и ведущего представителя фовизма. Художественный метод экспрессионизма. Объединения «Мост» и «Синий всадник» (Э. Кирхнер, Ф. Блейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде и др.). Творчество П. Клее, О. Кокошки, Ф. Марка. Художественные особенности кубизма, интерес его представителей (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Леже) к вопросам формы, к конструированию новой реальности. Эволюция кубизма (аналитический и синтетический кубизм) к беспредметности. Многосторонность таланта Пикассо. Творчество мастеров так называемой парижской школы (А. Модильяни, М. Шагал, Х. Сутин, М. Утрилло), создавших вариант «лирического экспрессионизма». Культ машины и войны в футуристическом движении (У. Боччони, Д. Балла, К. Карра, Д. Северни, Д. Руссоло). Спокойствие и тайна метафизической живописи (Д. де Кирико и др.). Группа «Дада» – провозглашение антиэстетической программы контрискусства (М. Эрнст, Ф. Пикабия, М. Дюшан, Г. Арп). Сфера подсознания – источник сюрреалистического искусства, разрыв логических связей – его метод. (М. Эрнст, Х. Миро, И. Танги, С. Дали, А. Массон). Применение новых техник в живописи. Формирование конструктивного (П. Мондриан, К. Малевич) и экспрессивного (В. Кандинский, Ф. Марк) абстракционизма. Неопластицизм. «Левый экспрессионизм», антимилитаристские серии О. Дикса и Г. Гросса. Графика К. Кольвиц и Ф. Мазереля. Группа «Восьмерка» (так называемая «школа мусорного ящика») в США и влияние ее представителей (Р. Генри, Д. Беллоуз, Д. Слоун) на формирование нового реализма. Творчество Р. Кента, его обращение к жизни народов Гренландии и Аляски, к изображению суровой красоты Атлантики. Развитие традиций бытового жанра, реалистического портрета и пейзажа в творчестве Э. Уайета. Попытки примирить абстракцию и реальность в искусстве американских прецизионистов (Ч. Шилер, Н. Спенсер, Дж. О’Кифф). «Открытие» американской провинции в творчестве представителей риджионализма (Г. Вуд, Т. Бентон, Д. С. Карри). Абстракционизм и его разновидности, сюрреализм – официальные направления искусства США до и после второй мировой войны. Так называемая «живопись действия» – Д. Поллок, А. Горки. Фрески и мозаики Х. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса на тему истории страны, жизни и борьбы мексиканского народа. Мексиканская мастерская народной графики. Графические серии Л. Мендеса.

Влияние кино, телевидения, фотографии на формирование эстетических потребностей и вкусов общества. Современные модификации «массовой культуры» общества. Разрушение реального зрительного образа, отказ от предметности художественного языка (ташизм, поп-арт, оп-арт). Поп-арт в искусстве Европы и Америки (Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол, К. Олденбург). Концептуализм (ощущения настоящего времени) как альтернатива поп-арту. Гиперреализм – одна из разновидностей современного натурализма (Р. Эстес, Ч. Клоуз, Д. Эдри). Основные формы современного антиискусства (минимальное искусство, концептуальное искусство, земляное искусство). Попытки слияния различных форм зрелищного и изобразительного искусств (хеппенинги и перфоманс) с целью активизации внимания и привлечения зрителей к соучастию в создании образа. Обличительные тенденции неореализма, поиски нового героя реалистического искусства (А. Фужерон, Б. Таслицкий). Итальянский неореализм. Р. Гуттузо. Политическая графика и карикатура Ж. Эффеля. Социально заостренные политические карикатуры Х. Бидструпа. Реалистическое искусство США (творчество А. Рефрежье, Ч. Уайта, Р. Сойера).

Тема 5. Русское и советское искусство ХХ – начала ХХI века. Революционные события 1917 г. и их влияние на развитие русского искусства. Роль государства в развитии искусства. Проблема традиций и новаторства в развитии советского искусства. Развитие авангарда в 10–20-е годы. Социалистический реализм. Творческое соревнование различных объединений и групп – АХРР, ОСТ, «4 искусства», «Московские живописцы» и др. – в выработке пути развития искусства. Тематические выставки АХРР. Деятельность групп «Октябрь» и РАПХ. Противоречивость объединения «Бубновый валет». Прогрессивные начала в живописи А. В. Куприна, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. Футуризм и начала абстракционизма. Творчество К. Петрова-Водкина. Беспредметная живопись, примитивизм, интерес к народному искусству: А. Лентулов, Р. Фальк, М. Ларионов, В. Кандинский, П. Филонов. Природа русского художественного футуризма. УНОВИС, К. Малевич и его группа. Конструктивизм и теория «производственного искусства». В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др.

Агитационно-массовое искусство, его многообразие. Творчество Д. С. Моора, В. С. Дени. «Окна сатиры РОСТА» (В. В. Маяковский, М. М. Черемных, Д. Бедный). Ленинский план монументальной пропаганды. Революционная тематика в произведениях И. Бродского, Б. Кустодиева, А. Рылова. Батальная и историческая живопись (М. Б. Греков). Портрет (П. Д. Корин, М. Нестеров, С. В. Малютин, В. Н. Машков, И. И. Бродский, Г. Г. Ряжский). Пейзаж (Б. Н. Яковлев, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. В. Куприн, Н. П. Крымов). Бытовая живопись (А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, и др). Развитие монументальной живописи в синтезе с архитектурой и скульптурой.

Проблемы развития советской архитектуры 20-х годов. Архитектура – символ преобразования общества. Направления от традиций неоклассицизма до самого смелого новаторства. Здания И. В. Жолтовского, К. С. Мельникова, братьев Весниных. Строения А. В. Щусева, В. Г. Шухова. Развитие градостроительства. Реконструкция городов. Элементы импрессионизма, модерна и авангарда в скульптуре. Первенство классики к концу 20-х годов. Работы И. Д. Шадра, М. Г. Манизера, В. Мухиной. Н. А. Андреев и его скульптурная «Лениниана». Развитие монументальной скульптуры в синтезе с архитектурой. Монументальные и портретные работы Н. В. Томского, М. Г. Манизера, С. Д. Меркурова, С. Д. Лебедевой, В. И. Мухиной.

Графика. Особенности станковой и книжной графики 20-х годов. Творчество В. Н. Дени, Б. Е. Ефимова, Ю. А. Ганфа, К. П. Ротова, М. М. Черемных. Графика А. А. Дейнеки, А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворского, Г. С. Верейского, Е. Е. Лансере. Ведущее значение реалистической книжной графики в 30-е годы. Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, В. А. Фаворский. Книжная иллюстрация для детей.

Живопись и графика военного времени. Плакат, политическая сатира. (И. М. Тоидзе, Кукрыниксы, В. Б. Корецкий, В. С. Иванов, «Окна ТАСС»). Графические серии (работы Д. Шмаринова, А. Пахомова, Л. Сойфертиса). Героический характер тематических картин А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова, А. А. Пластова. Историческая живопись П. Д. Корина, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Е. Е. Лансере. Военный (К. Юон, А. Дейнека, Г. Нисский) и лирический (Н. Ромадин) пейзаж. Особая роль портретной живописи. Ведущее значение портретного жанра в скульптуре военных лет (В. И. Мухина, Е. В. Вучетич, Н. В. Томский). Жанровые и монументальные произведения М. Г. Манизера, В. В. Лишева, З. М. Виленского и др.

Создание Академии художеств СССР в 1947 г. Укрепление принципов соцреализма. Теория «бесконфликтности», бригадный метод создания парадных произведений. Тема Победы и обретенного мирного труда – главная тема послевоенной живописи (А. А. Пластов, Кукрыниксы, А. И. Лактионов, А. А. Дейнека, К. Ф. Юон, Ю. М. Непринцев, Т. Н. Яблонская, Ф. П. Решетников, С. Г. Григорьев). Портрет С. А. Чуйкова, К. М. Максимова, П. Д. Корина, А. А. Абдуллаева. Поиск эпической темы и лирических мотивов природы в пейзажах Н. Н. Ромадина, М. С. Сарьяна, У. Тансыкбаева, Э. Ф. Калныня, О. М. Зардаряна. Поиски углубленно-психологического, пластически выразительного раскрытия образа современника в скульптуре Н. В. Томского, С. Т. Коненкова, В. Е. Цигаля, А. М. Саркисяна. Крупнейшие монументы и мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли. Архитектура 50-х и строительство высотных зданий в Москве.

«Суровый стиль» МОСХа в 50–60-е годы. Два направления в искусстве: официальное, парадно-героическое, и другое – более близкое к человеку. Движение оппозиции – «шестидесятники», «Лианозовская группа», сюрреалистическое и концептуальное искусство. Историко-революционная направленность официальной живописи 60–80-х годов. Г. И. Коржев, Вл. А. Серов, Е. Е. Моисеенко, Б. С. Угаров, В. К. Нечитайло, В. Г. Цыплакова и др. Портрет и его современное развитие в произведениях П. Д. Корина, Т. Т. Салахова, Е. М. Широкова, С. М. Мударяна, Х. А. Якупова. Современное развитие пейзажной живописи в творчестве Г. Г. Нисского, В. Ф. Стожарова, О. М. Зардаряна, Е. Г. Зверькова. Тенденции в развитии советского искусства «эпохи застоя». Поляризация искусства, всесоюзные выставки, съезды художников. Деятельность И. С. Глазунова, А. М. Шилова, Д. А. Налбандяна.

Обобщение опыта предыдущих лет, создание больших графических циклов как характерное явление станковой графики. Б. П. Пророков, Е. А. Кибрик, Е. М. Чарушин, Н. А. Пономарев и др.

Особенности в развитии скульптуры. Украшательство в послевоенной скульптуре (С. М. Орлов). Портретная и жанровая скульптура (В. Е. Цигаль, Н. В. Томский, А. Г. Пологова, Т. Г. Чубарян, Е. А. Балашова, М. Ф. Бабурин, Л. Ф. Ланкинен и др.) Тема и образ в монументальной скульптуре, ее подчиненность ландшафту и архитектуре. Судьба абстрактной скульптуры (Э. Неизвестный). Особенности современного понимания синтеза искусств.

Формирование современного стиля советской архитектуры в новых крупнейших городских ансамблях. Массовое жилищное строительство 50–60-х гг. Обращение к архитектурным начинаниям довоенного времени. Прямолинейность и аскетизм бетонного параллелепипеда 60–70-х гг. Свободная асимметрия и декоративная выразительность форм 70–80-х гг. Разнообразие стилей, форм и материалов в 90-е гг. (хай-тек). Популярность исторических стилей. Новое в понимании архитектурно-пространственного образа.

Тема 6. Белорусское искусство ХХ – начала ХХI века. Исторические особенности периода: влияние революции и гражданской войны на развитие искусства. Образование БНР и БССР. Искусство Западной Беларуси. Исторические и космические темы в творчестве Я. Дроздовича. Аллегорические композиции. Графические композиции мемориальных пейзажей. Сатирическая графика Я. Горида. Белорусская история в портретах и композициях П. Сергиевича. Белорусская деревня у М. Севрука. Поиски молодых художников М. Василевского, В. Сидоровича. Авангардистские поиски новых форм в 20-е гг. Витебская художественная школа (К. Малевич, Э. Лисицкий, М. Шагал). Художественные школы и студии Гомеля, Могилева. Вытеснение модернизма строгим реализмом. Введение госзаказов. Историко-революционная тема в произведениях В. Волкова, П. Гавриленко, И. Давидовича, Е. Красовского, Х. Лившица. Бытовой жанр (В. Волков, И. Ахремчик, М. Моносзон, С. Ковровский). Традиции лубка в творчестве М. Филипповича. Живописный портрет 1920–1940-х годов. Создание образа советского человека в произведениях Я. Кругера, В. Волкова, Ю. Пэна, М. Станюты, Д. Полозова, Я. Зайцева, К. Космачева, И. Ахремчика. Развитие пейзажного жанра. (В. Кудревич, Н. Лучиц, А. Шевченко, В. Бялыницкий-Бируля). Политическая карикатура и плакат 1920–1940-х гг. Станковая (А. Тычина, Г. Змудинский, В. Двороковский) и книжная (З. Габровец, А. Астапович) графика. Творчество С. Юдовича, Е. Минина, И. Гембицкого, Л. Лейтмана.

Белорусская скульптура 1920–1940-х гг. тяготение к монументальности. Новые задачи монументальной и портретной пластики. А. Грубэ. Барельефы в оформлении зданий. Официальные портреты (З. Азгур, А. Бембель, М. Манизер).

Архитектура 1920–1940-х годов. «Социалистическая» реконструкция городов. Монументализм, функционализм, конструктивизм в архитектуре. Жилищное строительство. Развитие типового строительства. Архитектура общественных зданий. Постройки Г. Лаврова, И. Лангбарда, А. Воинова, И. Запорожца. Антирелигиозная политика, разрушение храмов.

Живопись Беларуси 1941–1945 гг. Отражение в живописи типических сторон жизни военных лет. Портретная живопись. Образы героев войны и партизанского движения. Работы Е. Зайцева, Ф. Модорова, И. Ахремчика, В. Суховерхова, В. Волкова. Сюжетно-тематическая картина в годы войны. Тема борьбы как одна из ведущих в живописи этого времени. Произведения В. Хрусталева, С. Павловского, М. Обрыньбы, А. Шибнева, А. Гугеля, М. Савицкого. Пейзажная живопись. Тема борьбы и освобождения в пейзаже военных лет. Работы В. Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, П. Гавриленко, В. Цвирко, Н. Дучица. Сатирическая графика и фронтовой рисунок. Газеты-плакаты «Партизанская дубинка», «Раздавим фашистскую гадину». Скульптура 1941–1945 годов. Преимущественное развитие портретной пластики. Создание галереи портретов героев Великой Отечественной войны З. Азгуром. Работы А. Бембеля, А. Глебова.

Архитектура 1945–1955 годов. Создание проектов восстановления и реконструкции городов. Нарастание декоративности. Сталинское барокко, «ампир». Застройка Ленинского проспекта в Минске. Постройки Г. Заборского, В. Короля, В. Ершова, Л. Мелеги, Р. Гагарта, В. Воинова, М. Парусникова, В. Рубаненко. Развитие типового строительства. Индустриализация и типовое строительство. Отход от архитектурных излишеств. Мемориальные комплексы 60–70-х гг.: «Хатынь», «Курган Славы», «Брестская крепость-герой». Тенденция синтеза искусств в архитектуре (театр музыкальной комедии). Строительство метрополитена в Минске. Сохранение и реконструкция старых исторических жилых районов Минска (Троицкое предместье).

Развитие монументальной и портретной скульптуры. Создание памятников-бюстов, монументов. Темы истории и современности в творчестве А. Аникейчика, Г. Муромцева, А. Бембеля, С. Селиханова, А. Заспицкого, Н. Рыженкова, П. Белоусова, А. Глебова. Портретная пластика Л. Гумилевского, И. Мисько, С. Вакара, В. Гросса, З. Азгура.

Республиканские тематические выставки 1960–1980 годов. Основные художественные тенденции в искусстве Белоруссии. Живопись Беларуси 1945–1955 годов. Тема героического прошлого и мирного строительства в историческом и бытовом жанрах. Произведения Е. Зайцева, П. Гавриленко, А. Шибнева, В. Хрусталева, В. Волкова, В. Суховерхого, Р. Кудревич, В. Жолток. Портрет в живописи Х. Лившица, Я. Родзяловской, И. Ахремчика. Поиски обобщенного образа. Развитие пейзажного жанра. Работы В. Кудревича, В. Цвирко, Б. Звенигородского, В. Бялыницкого-Бирули, Н. Дучица. Станковая живопись конца 1950 – начала 1980 гг. Традиции и многогранность поисков белорусских художников. «Суровый стиль». Тема истории – одна из ведущих в живописи. Творчество К. Космачева, Д. Алейника, А. Гугеля, А. Шибанева, М. Савицкого, М. Данцига, В. Громыко, Л. Оседовского, Г. Ващенко, А. Малишевского. Тема труда в работах Р. Кудревич, И. Давидовича, М. Моносзона, Е. Красовского, И. Стасевича, В. Сумарева. Многообразие решений в портретном жанре. Произведения Е. Харитоненко, В. Сахненко, Л. Шемелева, Л. Дударенко, В. Стельмашонка, П. Свентоховского, М. Лисовского, В. Минейко. Жанр пейзажа в творчестве В. Цвирко, Д. Алейника, В. Громыко, П. Масленникова, В. Версоцкого, А. Кроля, Р. Тихоновича, В. Кудревича, П. Данелия. Национальные мотивы в произведениях Р. Кудревич. Монументальная живопись. Работы А. Кищенко, Г. Ващенко, М. Савицкого. Экспериментальная живопись неформалов (А. Исачев). Смешение стилей, синтез и размывание жанров в искусстве 80–90-х гг. М. Селещук, В. Товстик, В. Ольшевский, А. Марочкин,С. Рымашевский и др. Освоение разнообразных форм искусства: инсталляция, концептуальное искусство и т.д. Работы С. Войченко, В. Цеслера и др.

Графика послевоенного десятилетия. Тема мирного строительства в станковой графике. Работы Л. Лейтмана, С. Романова, А. Тычины, И. Гембицкого, Л. Рана. Книжная графика. Белорусская графика конца 1950 – начала 1980 гг. Развитие жанров, техник и стилей. Многообразие тем и решений в станковой графике. Создание серий рисунков и эстампов. Взлет графики в творчестве старшего и молодого поколения (А. Последович, Е. Лось, А. Кашкуревич, Г. и Н. Поплавские, В. Шарангович, Л. Осецкий, А. Зайцев, В. и М. Басалыги).

Тема 7. Искусство социалистических стран второй половины ХХ в. Развитие искусства социалистического реализма. Обращение к традициям национального реалистического искусства. Взаимосвязь советского искусства и искусства социалистических стран.

Искусство Германской Демократической Республики. Современная тема в живописи, скульптуре и графике (творчество В. Арнольда, Г. Зейца, М. Лигнера, Б. Хеллера, В. Вомака, Г. Грундинга, А. Мора). Антифашистские произведения Ф Кремера, его памятники борцам Сопротивления и жертвам фашизма в Вене, Бухенвальде и Маутхаузене.

Польша. Творчество К. Дуниковского, Ф. Коварского, Т. Кулисевича.

Чехословакия. Развитие традиций графики, особенно ее станковых форм (творчество М. Швабинского, В. Гложника, О. Дубая, иллюстрации Й Лады). Скульптурное творчество К. Покорного, Р. Прибиша, И. Костка, Л. Снопека.

Венгрия. Поиски новых образных решений в монументальной пластике (творчество Ж. Кишфалуди Штробля и П. Пацаи). Декоративная скульптура Й. Шомодьи. Монументальные росписи и станковые картины Э. Домановского.

Румыния. Творчество К. Баба, А. Чукурунку, К. Медря.

Болгария. Творчество И. Петрова, С Венева. Крестьянская тема – главная тема болгарского искусства (творчество В. Димитрова-Мойсторы).


 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н Батажова. – Минск, 1983.

2. Гісторыя беларускага мастацтва ў 6 тамах. – Мн., 1987-1989.

3. Гомбрих Эрнст. История искусства. М., 1998.

4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987.

5. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. М., 1989.

6. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.

7. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

8. История зарубежного искусства /Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. 2-е перераб изд.: Учебник. М., 1981.

9. История искусств народов СССР: В 9 т. М., 1971–1982.

10. История русского и советского искусства. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1986.

11. Лазука Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва. У 2 т. Т. 1. Першабытны лад – XVII стагоддзе / Б. А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007.

12. Лазука Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва. У 2 т. Т. ІІ. XVІII – пачатак ХХІ стагоддзя / Б. А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007.

13. Современное искусство социалистических стран. М., 1981.

14. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М., 1999.

15. Янсон Х. В. Основы истории искусств. С-Пб., 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в искусствознание

1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

2. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

3. Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

4. Даниэль С. Искусство видеть. – Л., 1990.

5. Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. – М., 1984



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.053 с.)