Раздел 6. Искусство нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Искусство нового времени



Тема 1. Западноевропейское искусство ХVII века. Основные черты исторического развития стран Западной Европы ХVII в. Завершение процесса образования национальных государств. Появление и развитие национальных школ в искусстве. Разнообразие художественных стилей в искусстве ХVII в. Стиль барокко, его характерные особенности. Специфика реализма в разных художественных школах.

Италия. Феодально-католическая реакция. Контрреформация. Барочный синтез искусств. Стремление к динамическому решению архитектурных масс и пространства, использование античного ордера в новых пространственных и пропорциональных отношениях, новое понимание материала в произведениях К. Мадерна, Ф. Борромини, Л. Бернини. Особенности художественного языка и демократизм образов Караваджо. Световые контрасты. Болонская академия братьев Карраччи и сложение академического направления в живописи (Г. Рени, Гверчино, Доменикино). Романтический пейзаж С. Розы, А. Маньяско. Росписи П. де Кортона, А. Поццо и др. Живопись Венеции и Генуи (Л. Джордано, Б. Строции).

Фландрия. Барокко – господствующее направление в искусстве Фландрии ХVII в. Полнокровный реализм, жизнерадостность и торжественная праздничность фламандской живописи. Рубенс – глава фламандской школы ХVII в. Реализм и барокко в его произведениях. Человек и природа в творчестве Рубенса. Творчество А. ван Дейка – мастера парадного аристократического портрета. Особенности этого жанра. Демократизм, реалистический характер произведений Я. Иорданаса. Художественные особенности фламандского натюрморта: колористическое богатство, своеобразие и необычность композиции. Творчество Ф. Снейдерса. Жанровая живопись А. Броувера и Давида Тенирса Младшего.

Голландия – первая капиталистическая страна в Европе. Расцвет станковой реалистической живописи. Дифференциация по жанрам: развитие бытового и портретного жанров, пейзажа и натюрморта. Развитие национальной художественной школы. Реалистический портрет Ф. Хальса. Лирико-созерцательный характер образов и тончайшая нюансировка настроения в полотнах Яна Вермеера Дельфтского. Поэтизация повседневной городской и сельской жизни, верность воспроизведения бытовых деталей. Творчество А. Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю, П. де Хооха. Развитие реалистического пейзажа в творчестве Я. ван Гойена, Я. ван Рейсдаля и др. Голландский натюрморт, его основные виды и художественная специфика: живописная мягкость, чувство характерных свойств предмета (натюрморты П. Клааса, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа). Художественная система Рембрандта. Преобладание черт барокко (динамичность композиции и светотени, театрализация, романтическая окраска образов) в раннем периоде творчества Рембрандта. Разрыв художника с буржуазной средой, поиски новых героев, интерес к философским проблемам во второй период творчества. Психологическая глубина образов, простота замысла и построения, интенсивность колорита позднего периода творчества художника. Офорты Рембрандта.

Испания. Значение реконкисты в создании национальной культуры. Народная основа искусства. Сложный и противоречивый характер живописи Испании в золотой век ее развития. Творчество Эль Греко – отражение кризиса гуманистических идеалов в испанском искусстве рубежа ХVI–ХVII вв. Особенности композиционного решения, характерный колорит Эль Греко. Реалистическое искусство Севильи и Валенсии – ведущих художественных центров Испании. Тематика, драматическая напряженность произведений Риберы. Монументальные циклы Сурбарана. Точные композиции, богатый и гармоничный колорит Мурильо. Реалистическое искусство Веласкеса. Тематика, глубина психологического анализа, колорит.

Франция. Прогрессивная роль абсолютизма в первой половине ХVII в. Классицизм – ведущий стиль французского искусства ХVII в. Пуссен – основоположник классицизма в европейской живописи. Строго организованная композиция, четкое деление на планы, преобладание линейно-пластического начала перед колористическим, новое символико-смысловое понимание цвета. Развитие принципов классического пейзажа в творчестве Лоррена. «Живописцы реальности» и их значение в сложении реалистического направления во французском искусстве ХVII в. Творчество Ж. де Латура, братьев Ленен. Искусство и культура Франции в период правления Людовика ХIV. Роль Академии живописи и скульптуры в развитии придворного искусства французского абсолютизма. Проблема дворцового и городского ансамбля в архитектуре классицизма. Ансамбль Версаля: строгость внешних архитектурных форм, организующая роль ордера, богатое убранство интерьеров, регулярный парк вокруг. (Л. Лево, А. Ленотр, Ж. А. Мансар). Восточный фасад Лувра (К. Перро).

Тема 2. Искусство Беларуси ХVII века. Характеристикаэтапов и направлений развития культуры на Беларуси в составе Речи Посполитой. Стили в архитектуре, преобладание барокко. Усложнение планировочной системы городов, жилые дома и общественные здания. Усадебные и замковые комплексы. Стилевая разнохарактерность культового зодчества. Особенности белорусского барокко.

Фреска, иконопись, портрет – основные виды в живописи. Стили в станковой и монументальной живописи. Освоение новой системы выразительных средств. Сюжетные особенности в монументальных росписях Троицкой церкви в Витебске (1691), Николаевской церкви в Могилеве (1669-1672). Сложность путей развития белорусской иконописи. Поворот белорусской иконописи ХVII в. к раннехристианскому периоду развития искусства. Создание белорусских живописных школ. Развитие сарматского портрета. Бурное развитие скульптуры в первой половине века. Своеобразное мемориальной пластики. Богатство и разнообразие скульптуры алтарей. Деятельность белорусских ремесленников в России. Возникновение новых жанров в графике. Освоение техник. Книжная миниатюра и гравюра. Печатный стиль. Ксилография. Развитие графического портрета. Деятельность типографий Мамоничей, Святодуховского братства в Вильно, С. Соболя в Кутеине, Т. Маковского, А. Тарасевича.

Тема 3. Западноевропейское искусство ХVIII века. Историческая периодизация и основные художественные центры европейского искусства ХVIII в. Развитие стилей в искусстве ХVIII в.

Франция. Расцвет стиля рококо во французской архитектуре 1720–1740 гг. Основные типы построек в стиле рококо: городские особняки аристократов и загородные дворцы. Научный характер интереса к античности. Идеи Просвещения и развитие классицизма в архитектуре Франции второй половины ХVIII в. Градостроительные идеи классицизма (творчество Ж. А. Габриэля). Дворцовые и садово-парковые ансамбли, культовая и гражданская архитектура (постройки Габриэля, Ж. Ж. Суфло и др.). Принципы «говорящей архитектуры». Декоративные и станковые формы живописи рококо (росписи плафонов, стен, декоративных и сюжетных гобеленов, распространение камерного портрета и пейзажа, мифологических и аллегорических картин, галантного и пасторального жанров). Своеобразие композиций А. Ватто. Расцвет стиля рококо во французской живописи 1730–1740 гг. Ф. Буше. Эволюция искусства рококо в творчестве О. Фрагонара. Жизнеутверждающий гедонизм его искусства. Предромантические черты его портретов. Архитектурные пейзажи Ю. Робера. Изучение натуры, жанровая тематика, поэтизация нравов «третьего сословия» в творчестве Ж. Б. С. Шардена и Ж. Б. Греза. Натюрморты Шардена. Идеализация патриархальной морали в творчестве Греза. Французский портрет ХVIII в. (де Латур). Декоративные формы в монументальной скульптуре. Господствующие стили: классицизм у Э. Бушардона, рококо – у Ж. Б. Лемуана. Станковая и декоративная пластика (творчество Фальконе и Гудона).

Италия. Экономический кризис, сокращение масштабов строительства в государствах Италии ХVIII в. Монументально-декоративные ансамбли позднего барокко в Турине, в Риме. Черты зарождающегося неоклассицизма. Венецианская художественная школа ХVIII в. Традиции итальянского монументального искусства в творчестве Дж. Б. Тьеполо. Городской архитектурный пейзаж – ведута (Пиранези, Каналетто, Беллотто). Пейзажи Ф. Гварди, особенности его живописной системы.

Англия. Расцвет национальной художественной школы живописи. Реалистические основы творчества У. Хогарта. Выразительность типов и характеров, сатира в его произведениях. Расцвет портретного жанра в английском искусстве ХVIII в. Самобытность произведений Т. Гейнсборо, красота и утонченность колорита, простота и изящество композиций. Творчество Д. Рейнольдса, Т. Лоуренса и Г. Реберна. Английская архитектура ХVII–ХVIII вв. Дух классики в работах И. Джонса. Вклад К. Рена в застройку Лондона после пожара 1666 года. Палладианство. Пейзажный парк. Дворцово-парковые ансамбли классицизма. Творчество Г. Вуда, У. Кента, Д. Гиббса, Р. Адама. «Готическое возрождение» в архитектуре Англии.

Германия. Тесные контакты немецких государств Баварии, Саксонии и Пруссии с Италией. Развитие стиля барокко в первой половине ХVIII в. Работы Б. Неймана, М. Д. Пёппельмана. Примеры немецкого рококо. Сложение архитектуры немецкого неоклассицизма. Парадность и пышность – отличительные черты немецкого барокко в скульптуре (А. Шлютер). Особенности переходного времени в немецкой живописи в творчестве А. Эльсхеймера. Менгс – крупнейший художник немецкого неоклассицизма. Свободная и энергичная техника портретов Менгса. Развитие портретного жанра в творчестве А. Графа, И. Тишбейна, А. Кауфман.

Тема 4. Искусство Беларуси ХVIII века. Барокко, рококо и классицизм в белорусской художественной практике ХVIII века. Архитектурные ансамбли городских центров. Усадебная и дворцовая архитектура. Дворцы Сапег в Ружанах, Хрептовича в Щорсах. Регулярные парки. Монументальные монастырские комплексы и костелы (в Минске, Гродно, Жировичах, Могилеве, Слониме). Разнообразие деревянного зодчества. Роль католических орденов в распространении барокко в скульптуре. Основные виды пластики. Скульптура алтарей. Развитие местной школы пластики, народно-примитивной скульптуры. Влияние западноевропейского искусства на психологический характер и реалистическую трактовку художественных произведений того времени. Пути развития монументально-декоративных росписей, иконы, дальнейшее развитие портретного жанра. Характерные типы портрета: парадный, рыцарский (сарматский), погребальный. Творчество художников при дворах польских королей и местных магнатов. Появление исторического жанра в конце ХVIII в. Книжная гравюра и станковая графика. Работа типографий в Супрасле, в Могилеве: М. Ващенко, В. Ващенко.

Тема 5. Искусство России ХVIII века. Петровские реформы и искусство. Ведущая роль светского начала в искусстве. Дальнейшее развитие реализма. Основание Петербурга. Развитие гражданской архитектуры. Роль иностранных мастеров (Д. Трезини, Ж. Б. Леблон). Своеобразие развития стилей барокко и рококо в России. Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли. Синтез искусств. Использование традиций русской архитектуры. Дворцы. Парковое строительство. Специфика московской архитектуры (Д. В. Ухтомский). Становление и развитие монументальной и станковой скульптуры. К. Б. Растрелли – основоположник жанра парадного портрета. Черты барокко в его работах.

Рождение русского портрета. Художники-пенсионеры Петра I (И. Никитин, А. Матвеев). Новое и традиционное. Развитие портрета от парадного к камерному (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов). Иностранные живописцы в середине ХVIII в. Достоверная и документальная передача реальных событий в гравюре (А. Зубов, П. Пикарт, А. Шхонебек).

Подъем русской культуры и ее демократизация во второй половине ХVIII в. Идеи патриотизма и гражданственности в эпоху Просвещения. Русский классицизм как одна из форм развития реализма. Взаимодействие и своеобразие петербургской, московской и провинциальной школ зодчества. А. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, Ч. Камерон, их роль в становлении классицизма в архитектуре Петербурга. В. И. Баженов. Эволюция классицизма в творчестве М. Ф. Казакова. Подъем национальной школы скульптуры. Памятник в городском ансамбле. Переосмысление античных традиций, героическая тематика в монументальной и декоративной скульптуре. Многогранность портретных образов Ф. Шубина. Становление классицизма в русской живописи. Разделение живописи по жанрам. Особенности композиции и живописного языка в исторической живописи (А. Лосенко). Новое, более сложное представление и глубокое понимание личности в портретном жанре (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Появление сентиментализма. Особенности русского бытового жанра (И. И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменев). Становление русского живописного пейзажа (Ф. Я. Алексеев, Сем. Щедрин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.007 с.)